Первому автовокзалу столицы – 35 лет: Жизнь изнутри

Небольшое здание с зелеными буквами на крыше делит привокзальную площадь с железнодорожным вокзалом. В переводе с казахского «сапаржай» означает автовокзал, а «сапар» — поездка или путешествие. Свои поездки астанчане осуществляют разными способами — на самолете, поезде, автобусе, машине. Но даже во времена такси InDrive междугородние автобусы остаются актуальными: во-первых, это дешевле, во-вторых, безопаснее. Что из себя представляет такой неприметный, но такой необходимый автовокзал «Сапаржай», узнавала журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина.

Фото ИА «NewTimes.kz»

Автовокзал в Астане появился в 1989 году, почти на три десятка лет позже железнодорожного. С самого начала он располагался недалеко от железнодорожной станции. Его местоположение сохранилось по сей день: улица Гете, 5. Железнодорожный видно из окон автовокзала.

С 2009 по 2013 год проводилась реконструкция фасада здания и внутреннего убранства. В это же время на основании решения столичного акимата автовокзал был передан из коммунальной собственности Астаны в республиканскую, далее в компанию СПК «Сарыарка».

Автобусы курсируют не только в соседние поселки, но и в районы, города, области. Об этом свидетельствует большое табло, встречающее посетителей перед входом. Даже в города соседней Российской Федерации автобусы ездят ежедневно, за исключением Тюмени и Новосибирска. А в расположенные в радиусе 150-200 км Коргалжын, Степногорск, Кокшетау, Ерейментау и Акколь автобусы совершают от пяти рейсов в день. Правда, название нашей столицы на табло еще прежнее, а расписание уже старое.

\

В самом здании, помимо справочных бюро, билетных касс, диспетчерской службы, залов ожидания и багажного отделения, есть комнаты отдыха, магазины и даже ломбард и парикмахерская.

На первом этаже есть буфет, продуктовый магазин, билетные кассы и несколько бутиков-островков. Среди них полиграфия, сотовые аксессуары и другая мелочевка. Большого спроса, как на железнодорожном вокзале «Нұрлы жол», они не имеют, поэтому сиротливо стоят посередине помещения. Некоторые даже пустуют.

Над лестницей на стене красуется огромная деревянная карта Казахстана. Раньше светились города и периметр карты. Сейчас на ней не видно даже лампочек.

Лестница на второй этаж разделяется на два крыла, и в настоящий момент левое закрыто. В правом крыле — небольшой зал ожидания, неработающая парикмахерская и гостиница, сутки пребывания в которой стоят от 3 тыс тенге.

Несмотря на то что впереди несколько выходных дней на Наурыз, в автовокзале практически пусто. Согласно информационному табло внутри здания, в последний день перед праздниками курсирует всего девять маршрутов и многие из них полупустые. Например, 25 свободных мест из 39 в Ташкент, 40 свободных из 40 в Караганду, 12 свободных из 21 в Кызылорду. Обычно перед такими праздниками на вокзалах ажиотаж, но сегодня — исключение.

Вообще, пропускная способность автовокзала составляет 180 автобусов и 6500 пассажиров в день. В день здесь обслуживается около 60 автобусов с годовым пропуском 1 млн людей.

В автовокзале всего одна уборная — для женщин, мужчин и людей с инвалидностью. Один поход в туалет стоит 100 тенге, что на 20 тенге дороже, чем в соседнем железнодорожном. В уборной — четыре раковины с зеркалами, мыло, крючки для одежды и автоматическая сушилка для рук.

Унитазы здесь на любой «вкус»: есть приставной, а есть напольный. Как только его не называют: и дыркой в полу, и солдатским, и мусульманским, и вокзальным туалетом. Однако его официальное название — чаша Генуя.

Для общественных туалетов состояние у них приличное.

С внутренней стороны здания расположены девять посадочных платформ. Навес, под которыми стоят скамейки, хорошо защищает от дождя и солнца.

Стоянки для автомобилей вокзалы делят поровну. Есть бесплатная зона, но она чуть дальше и не такая вместительная. Ближе к перрону — платная парковка.

В 2018 году филиал «Сапаржай» открылся на втором ж.-д. вокзале — «Нұрлы жол», он обслуживает пять междугородних и шесть межобластных маршрутов.

Фото ИА «NewTimes.kz»