Музей с космическими объектами в Астане пустует на окраине города

В отдалении от жилых домов, в конце проспекта Туран, стоят четыре интересных сооружения. Макеты ракет и самолета в натуральную величину относятся к космическому центру «Қазақстан ғарыш сапары». И если в стратегический объект предусмотрен вход далеко не всем, то по музею под открытым небом может прогуляться каждый. Журналист ИА «NewTimes.kz» посетила интересное место и поделилась историей космических кораблей.

Фото ИА «NewTimes.kz»

История национальной компании «Қазақстан ғарыш сапары» берет свое начало с 2005 года, когда постановлением правительства РК была создана компания «Казкосмос». На сегодняшний день ҚҒС является стратегическим объектом, поэтому наблюдать за деятельностью внутри астанчанам не удастся.

Зато под открытым небом установлен музей знаменитых летательных аппаратов. Территория занимает площадь 1,4 гектара и вмещает в себя четыре экспоната в натуральную величину.

Ракета-носитель «Союз», пожалуй, самая знаменитая из арсенала ученого и конструктора Сергея Королева, под которую и создавался наш казахстанский космодром. Ее высота достигает 47 метров, а скорость при запуске — 28 тыс км/ч.

Эксплуатация «Союза» завершена, последний запуск датируется 1976 годом. Ровно за 10 лет «Союз» запускался в космос 32 раза.

«Протон» — ракета-носитель тяжелого класса, способная выводить на геостационарную орбиту грузы до 3 тонн. В советское время она выводила в космос практически все орбитальные станции. По ряду причин эта ракета считается самой успешной в мире.

В отличие от «Союза» история «Протона» не закончена, так как он еще функционирует на «Байконуре». 379 раз он успешно отправлялся в космос, 27 раз потерпел неудачи, а в целом совершил 426 полета. Последний запуск датируется 2021 годом.

«Зенит» — базовая ракета-носитель среднего класса. Первый запуск был осуществлен 13 апреля 1985 года. Она очень удобна тем, что на пусковом устройстве не присутствуют люди, ракета полностью автоматизирована. Именно по этой причине «Зенит» стал первым и единственным универсальным комплексом. Еще в 80-90-е годы ХХ века его называли ракетой ХХI века.

Но самое большое внимание привлекает самый крайний экземпляр — «Буран». Подходя к макету, невольно задумываешься: а где иллюминаторы, ведь «Буран» по виду похож на самолет?  

Снизу есть шасси.

На самом деле «Буран» — межорбитальный ракетоплан, доставляющий различные грузы на орбиту и обратно на Землю. В нем предполагалось перевозить экипаж или отработавшие спутники, и по этой причине нет иллюминаторов.

Его полноразмерный аналог БТС-002 изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли. А в хвостовой части — турбореактивные двигатели, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома.

В истории советской космонавтики создание такого космического корабля было самой масштабной и трудоемкой программой, ведь для него было необходимо разработать такую работоспособность, чтобы корабль являлся многоразовым.

Целых 18 лет над «Бураном» трудилось более миллиона человек, было задействовано более 1 тыс предприятий и 86 министерств. И именно на «Байконуре» для него построили специальный аэродром «Юбилейный» с усиленной взлетно-посадочной полосой. Чтобы быть точнее, специальных аэродромов было еще два, только не на территории Казахстана.

Свой дебютный полет в космос межорбитальный корабль совершил 15 ноября 1988 года без экипажа на борту. Конечно, его движение контролировали на земле с помощью бортовых компьютеров и в небе на истребителях. В какой-то момент его потеряли из виду и даже хотели подорвать. В случае потери курса на корабле были установлены взрывные снаряды. К счастью, они не понадобились, и корабль благополучно приземлился на «Юбилейном». За 205 минут он совершил два витка вокруг Земли. Для «Бурана» этот полет стал единственным, хотя планировали совершить около 100 запусков.

В 1993 году программа была остановлена, и единственный экземпляр ракетоплана остался в ангаре под Байконуром, но был разрушен из-за обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса.

Такой грустной судьбой наделен космический корабль, и сейчас его макет украшает крайнюю площадь города.

Около экспонатов предусмотрены информационные табло, правда, в настоящий момент они не работают. Поэтому информацию о космических кораблях журналист NT брала из «Википедии» и из официальной страницы космического центра.

Также на территории музея достаточное количество лавочек, которыми никто не пользуется.

Сегодня макеты стали для Астаны памятником технике. Периодически рядом можно заметить прогуливающихся людей, молодежь устраивает фотосессии. О месте узнало бы больше астанчан, если бы табло показывали интересные факты о летательных аппаратах.

Конечно, экскурсия по открытому музею была бы наиболее интересна подрастающему поколению, потому что макеты выполнены в натуральную величину ракет. Однако локация находится на окраине города, куда ходят всего три маршрутных автобуса — №18, 37 и 42.

Территория абсолютно пустая, без деревьев, что напоминает реальный аэродром. Поэтому желательно посетить музей во время заката, когда солнце более мягкое, а тень от экспонатов — большая.

Фото ИА «NewTimes.kz»