Общественный транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни. Не все могут позволить себе покупку автомобиля, а автобусы — это не только удобно, но и бюджетно. В начале года пресс-служба CTS заявляла, что ежедневно столичный общественый транспорт перевозит порядка 600 тыс пассажиров. Но вряд ли кто задумывался, как водитель автобуса готовится к смене, что входит в обязательные требования. Журналист ИА «NewTimes.kz» посетила автопарк №1, чтобы показать читателям его работу.
Автопарк №1 уделяет особое внимание психологическому и медицинскому состоянию водителей. Перед приемом на работу они проходят обязательные психологические тесты, а также собеседование с психологом. Важно, чтобы кандидаты обладали высокой стрессоустойчивостью и умением поддерживать эмоциональное равновесие в сложных ситуациях.
«Для отбора на должность водителя маршрутного автобуса все кандидаты на первом этапе обязательно проходят собеседование с психологом. В первую очередь мы обращаем внимание на такие качества, как высокая стрессоустойчивость и возможность поддерживания высокой эмоцинальной нагрузки в течение длиительного времени», — пояснила психолог.
Для действующих водителей регулярно проводятся тренинги по стрессоустойчивости и коммуникативным навыкам, особенно для тех, кто допустил нарушения. Водители также могут обращаться за помощью к психологам самостоятельно.
«Водителей много, штат очень большой, поэтому периодически проводим тренинги. Но здесь необходимо учитывать то, что наши водители работают согласно Трудовому кодексу, поэтому проводить такие тренинги часто нет возможности. Они должны отдыхать. Но есть особая группа водителей, которые допустили нарушения. Мы собираем их и для данной группы проводим разные тренинги — по стрессоустойчивости, коммуникативным навыкам. Обычно водители, испытывающие какое-то напряжение, приходят сами. И уже с ними индивидуально занимаемся», — рассказала психолог автопарка №1 Айгүл Абдүлманова.
В смену у водителей до трех перерывов по 30-40 минут, рабочий день начинается с получения путевого листа в диспетчерской. Средний возраст водителей — 42-43 года. За одним автобусом закрепляются два водителя.
Диспетчерская работает круглосуточно. Здесь работники отслеживают каждый маршрут. Красными обазначаются те автобусы, которые идут на опережение.
«Рабочий день водителя начинается с диспетчерской, получения путевого листа. Ребята показывают свое водительское удостоверение в диспетчерской. Если все нормально, им выдаются путевые листы. Затем они проходят в медпункт и идут за своим автобусом. И так каждый день», — рассказал заместитель автобусного парка №1 Сабит Булатов.
Оставленные пассажирами вещи водители привозят в диспетчерскую. Там предусмотрен отдельный стеллаж для найденных вещей.
По городу есть четыре точки — базы автопарка. На вопрос о скоплении людей в автобусах в автопарке пояснили, что ограничений на количество пассажиров нет.
Ранее мы писали, что у водителей минимальный оклад — 500 000, но доход зависит от часов.
«График работы напрямую зависит от доходной части водителя: чем меньше он работает, чем меньше получает», — отмечает Мадияр Тукпатов.
Несмотря на высокую зарплату, в автопарке не хватает около 100 водителей.
После диспечерской, перед тем как приступить к работе, водители ежедневно проходят медицинские осмотры, включая проверку артериального давления и алкотестер.
По словам выборного председателя профсоюзного комитета Валерия Исакова, недавно продлили отпуск водителям.
«С начала года были достигнуты соглашения о введении оздоровительных выплат на уровне среднемесячной зарплаты. Отпускные увеличили до 30 дней, с 24 до 30 календарных дней», — говорит он.
Для поддержания здоровья и физической активности работников арендуются спортивные площадки для футбола и волейбола, а также предоставляются льготы на путевки в санатории для членов профсоюза.
«Если работник имеет пять лет стажа, то он может отдохнуть в любом санатории, который выбрал на территории Казахстана. По возвращении привозит подтверждающие документы, и после этого ему выплачивается 70 процентов от стоимости путевки. В профсоюз ежемесячно обращаются 50-60 работников в связи с трудным финансовым положением. На 1 июля 85 процентов водителей вступили в профсоюз. Для работников два раза в неделю арендуется футбольное поле в «Достык Арене». По субботам в спорткомплексе «Алатау» — волейбольная площадка», — делится председатель локального профсоюза автобусного парка №1.
Автопарк активно развивает инфраструктуру, включая собственную ремзону, мойку автобусов и систему цифровизации для облегчения работы сотрудников и контроля за состоянием автобусов.
На территории есть своя ремзона. Вместимость — до 50 автобусов. Автобусы ремонтируют сами, специалистов не приглашают. Самый старый автобус — 2017 года. Изношенных, с проблемами автобусов в автопарке в данное время нет.
«Ремзона работает круглосуточно, есть ночная смена, специалисты всех профилей. Двигатель или коробка — есть свои специалисты по всему механизму, по всей электрической части. Никого не приглашаем, все делаем своими силами», — отмечает главный инженер автобусного парка Бауржан Тлеубергенов.
По словам главного инженера, в данное время в ремзоне работает порядка 150 специалистов. Механики, персонал, бригадиры — более 40 человек. Есть среди них те, кто ремонтирует сам, а также специалисты, контролирующие процесс.
Автопарк №1 готовится к V Всемирным играм кочевников, на него возложена ответственность по организации шаттл-басов для участников и туристов.
«Будут отдельные шаттл-басы для туристов и участников. Сейчас идет примерный подсчет посетителей, по ним будем возить их. Для спортсменов будут отдельные автобусы», — отмечает председатель правления.
На территории автопарка есть также своя мойка. Каждый день после смены водители сдают свои автобусы. Используется оборотная вода. Она уходит и накапливается в большом резервуаре и насосом через фильтр возвращается в определенные баки.
«Генеральная уборка автобусов проводится раз в месяц, а моют ежедневно, изнутри тоже», — пояснил главный инженер Бауыржан Тлеубергенов.
Гульсим Садвакасова работает контролером более трех лет. Она периодически сталкивается с безбилетниками, и рассказала о том, какие оправдания выслушивает от них.
«Часто пассажиры оправдываются тем, что зарядка телефона села, интернета нет. Некоторые признаются, что на карте нет денег. Конечно, если действительно выключился телефон, я прощаю. Но есть и пассажиры, которые спорят с нами. На принцип идут и не оплачивают, матерятся. В таких случаях я звоню в 102. До прибытия полиции некоторые убегают. В день примерно 50 человек не оплачивает проезд. Мы тоже работаем с психологами. Зарплата у нас — 250-280 тенге», — рассказывает контролер линейной службы.
Заместитель председателя правления Бахитбек Молдакаликов поделился планами по цифровизации автопарка. Digital avtopark упростит работу сотрудников.
«До конца года хотим отработать моменты, которые связаны с подвижным составом. Шлагбаумы будут оцифрованы, АЗС, я думаю, успеем оцифровать, контроль учета рабочего времени, то есть все, что связано с водителями, мы постараемся в этом году сделать. Далее уже аналитическая часть, терминалы выдачи путевого листа», — отмечает он.
Цифровизация коснется и медицинского осмотра, который определяет состояние человека через глазные зрачки, и фиксации заезда и выезда автобусов, и контроль через FaceID.
Автопарк №1 был создан в 1974 году. На сегодняшний день в штате трудится более 2 тыс сотрудников, 70% — это водители автобусов.
Фото ИА «NewTimes.kz»