Лесная Поляна — красивое и звучное название микрорайона в городе Косшы, всего в 12 километрах от Астаны. На первый взгляд, это место обещает комфортное пригородное проживание: новые пятиэтажные дома, школы, детские сады и развивающие центры. Но за этой идеальной картиной скрываются серьезные проблемы, с которыми сталкиваются местные жители ежедневно. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина разбиралась, в чем плюсы и минусы проживания в Косшы.
Поселок Косшы находится всего в 12 километрах от левого берега столицы. Официально здесь зарегистрировано 54,6 тысячи жителей, но фактически население превышает 112 тысяч человек.
Мы посетили Косшы днем и заметили, что на улицах было немноголюдно — многие жители работают в столице. Найти людей, готовых рассказать о жизни в бывшем селе, ставшем городом, оказалось непросто. Однако нам удалось пообщаться с теми, кто поделился своими впечатлениями о том, каково жить в пригороде Астаны.
Гульжан Оразалина живет в Лесной Поляне с 2012 года и своими глазами видела, как село Косшы превратилось в город. Она признается, что ей нравится жить в пригороде: все необходимое находится рядом, поэтому в столицу она наведывается редко.
«Когда я сюда переехала, здесь были только старые пятиэтажки. В 2019 году жилой массив только обустраивали. Мне сказали, Лесная поляна станет хорошим городом. Здесь правда хорошо, мне нравится. У меня четверо детей, они маленькие, только старший уже студент. Здесь все в доступности. Детский сад посередине, можно своего ребенка видеть. И работаю я здесь рядом. Пацаны мои на секции ходят самостоятельно. В Астану вообще нет надобности ездить», — рассказывает Гульжан.
Недорогие по сравнению со столицей квартиры действительно привлекают тех, кто ищет спокойную пригородную жизнь. Например, двухкомнатную квартиру с ремонтом здесь можно купить за 17-25 миллионов тенге. Однако доступные цены на жилье имеют свою обратную сторону — серьезные проблемы с коммунальными услугами.
«Жалоб много. Постоянно нет воды, особенно на 4-5 этажах. Ее не отключают, но напора просто не хватает, — рассказывает жительница Гульжан. — Когда я только переехала в новый дом, свет часто отключали. Придешь домой, начинаешь готовить ужин — и вдруг все выключается. Выяснилось, что застройщики допустили ошибки в подключении. Сейчас же либо говорят, что ищут причину, либо вообще не отвечают на звонки».
Помимо частых перебоев с водоснабжением, жители Косшы говорят о том, что коммунальные услуги здесь буквально на вес золота — на это жалуются почти все жители Лесной Поляны.
«С каждым разом свет становится все дороже, — возмущается Гульжан Оразалина. — За маленькие квартиры-студии площадью 30 квадратных метров приходится платить за электричество по 16-17 тысяч тенге. Это очень дорого».
И было бы полбеды, если бы цена соответствовала качеству. Однако дорогую питьевую воду здесь трудно назвать пригодной для питья.
«Из-под крана идет вода, которую можно использовать для варки, но пить чай с ней невозможно! И запах, и осадок остаются. Для чая мы покупаем фильтрованную воду», — говорят жители Косшы.
В 2021 году Косшы стал единственным городом в Казахстане, где из-за переполненности школ педагоги были вынуждены добавить 1 «Ы» класс. Проблема нехватки школ остается актуальной и сегодня. Ситуация осложняется не только увеличением числа жителей после получения статуса города, но и тем, что многие семьи не могут добиться места для своих детей в местных школах. Причина кроется не столько в росте населения или беби-буме, сколько в недостатке образовательной инфраструктуры, которая не успевает за стремительным развитием города.
«Когда покупали жилье, столько было плюсов, теперь все обнажилось. Рядом есть школа, но ребенка вожу в город, так как наша школа переполнена. Автобусная остановка далеко. С водой нужно что-то решать, постоянные перебои», — говорит Байжан Атаев.
Жители неоднократно жаловались на переполненность школ в микрорайоне, и только в прошлом году была построена новая школа-гимназия, финансируемая фондом Булата Утемуратова, который выделил на проект 7,5 миллиарда тенге.
«До новой школы добираться далеко, хорошо бы пустили автобусы. И знаете, что удивляет? В Қосшы есть две средние школы, но почему-то все стремятся учиться в нашей новой гимназии. Я считаю, что если люди прописаны в Косшы, они должны учиться по месту проживания. Зачем ездить так далеко? Школа принимает всех, и в итоге местным жителям часто не удается устроить детей, потому что с апреля все места уже заняты», — недоумевает Гульжан Оразалина.
Уроженец Костаная Владимир Вотчель перебрался в столицу еще 20 лет назад и уже около десяти лет живет в Лесной поляне.
«Жена захотела сюда переехать. Здесь спокойно, тихо, а в городе невозможно уснуть из-за шума и гама. Раньше мы жили в районе железнодорожного вокзала, на улице Герцена, и там нас беспокоили поезда. Теперь мы поменяли поезда на самолеты», — с улыбкой рассказывает мужчина.
И действительно, каждые пять минут над микрорайоном пролетают самолеты, сопровождаемые сильным шумом и белым конденсационным следом в небе. Взлетно-посадочная полоса находится совсем рядом, поэтому такие полеты здесь не остаются незамеченными.
Выслушав жалобы жителей Косшы, мы решили получить комментарии от акима города Гайдара Касенова. Договориться о интервью оказалось несложно: без посредников в лице помощников и пресс-секретарей, он лично ответил на наше сообщение в мессенджере и согласился на встречу. Мы задали ему вопросы об основных проблемах, которые нам озвучили местные жители.
— Сегодня в городе существуют проблемы с водой: несмотря на ее запах, привкус и осадок, один кубометр стоит почти 200 тенге — дороже, чем в Астане. Как будет решаться эта проблема?
— В 2021 году, когда Косшы стал городом, у нас не было даже обслуживающей организации. На создание «Косшы су» ушел целый год. Мы брали воду из скважин, обрабатывали и подавали населению. Качество воды соответствует нормам, но ее добыча дорогая: насосы работают круглосуточно на электричестве, и это существенно увеличивает стоимость. В отличие от Астаны, где электроэнергия вырабатывается ТЭЦ, у нас такой возможности нет. Сейчас «Косшы су» совместно с Евразийским университетом работает над улучшением качества воды, но это требует времени.
— Летом вода не доходит до 4-5 этажей...
— С давлением воды в городе проблем нет. «Косшы су» обязано подавать воду, но ее распределение зависит от ОСИ (органов совместного использования), которые не всегда своевременно меняют трубы, насосы и фильтры. Такая же ситуация и с отоплением — это уже их ответственность.
— Почему тариф на вывоз мусора в Косшы такой высокий?
— Тариф высокий потому, что наш мусор относится к столичным твердым бытовым отходам. Мусоровозы ежедневно проезжают 100 км, чтобы отвезти его. Люди выбрасывают строительный мусор, шкуры скота, золу — это не по силам мусоровозам, они ломаются. Еще одна проблема — это наша культура: многие не доносят мусор до контейнера, оставляют его рядом. Все можно построить, но изменить сознание людей — задача куда сложнее. Мы пытаемся создать конкурентную среду, пригласить другие компании, но мало кто хочет работать в таких условиях.
— Половина жителей Косшы работает в Астане и сталкивается с проблемой переполненных автобусов.
— Наш город обслуживается столичными автопарками. Если мы не очищаем дороги от снега, автобусы просто не могут проехать. Столичные автобусы — низкопольные, и они требуют своевременной очистки дорог. Жалобы на неубранный снег — это как с домами в степи: построил дом, а дороги нет. Мы должны учитывать инфраструктуру при покупке жилья.
— Появятся ли в Косшы парки и скверы?
— Одна из первых проблем — отсутствие свободных земельных участков. Последний участок был выдан в 2006 году, не было даже земли для постройки акимата. Сейчас в центре города находится предприятие «Асыл тулик», занимающее 13 гектаров. Министерство сельского хозяйства рассматривает его перенос. Когда территория освободится, мы сможем разбить парки и скверы.
— Что ждет Косшы в ближайшем будущем?
— На следующей неделе мы открываем школу на 1200 мест по улице Абая. Также строится больница на 300 мест с роддомом и скорой помощью — проект на 28 миллиардов. Помимо этого, мы возводим культурно-спортивный центр за 10 миллиардов частных инвестиций. Газификация города тоже в планах на следующий год — это разгрузит наши электрические и тепловые сети.
— После вашего назначения жители Косшы интересовались, будете ли вы жить в городе. Где вы живете сейчас?
— Я езжу из Астаны, хотя прописан в Косшы. Пока для госслужащих жилья нет, но я провожу здесь все свое время.