«Не ломайте то, что и так хорошо работает!»: в Шымкенте разразился громкий скандал

История с возвращением парков, скверов и дворцов культуры в государственную собственность города получила неожиданное продолжение. Теперь на очереди — городской водоканал. Власти города заявили о намерении вернуть в госсобственность предприятие, приватизированное еще в 90-е годы прошлого века. Почему именно водоканал оказался в центре внимания и какие цели преследует акимат Шымкента, разбирался собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

В августе, когда готовился материал «В Шымкенте объявили войну местным олигархам. Чиновникам удалось выйти сухими из воды», никто не мог предсказать дальнейшее развитие событий. Но гром грянул во время брифинга заместителя акима города Айдына Каримова и начальника управления энергетики и инфраструктуры Рзабека Мендикулова. Брифинг прошел почти незамеченным, а зря. Чиновники сделали заявление, которое можно смело назвать эпохальным.

Замакима Шымкента Айдын Каримов заявил:

«В рамках решений комиссии по демонополизации экономики под председательством премьер-министра РК акимат Шымкента проводит работу по возврату в государственную собственность незаконно выданных земельных участков и объектов. В период с 1996 по 1998 год в рамках демонополизации ЖКХ системы водоснабжения и водоотведения были переданы в конкурентную среду. Однако ряд объектов, включая два водозабора, очистные сооружения и автотранспортный цех, были сегментированы в дочерние предприятия и переданы на приватизацию».

Что же заставило власти обратить внимание именно на водоканал? На первый взгляд, все выглядит нелогично: электричеством Шымкент обеспечивает частное предприятие «ОнтустикЖарыкТранзит», теплом — АО «3-Энергоорталык», внутригородские перевозки осуществляют частные компании. Все эти направления сталкиваются с серьезными, не решаемыми годами проблемами. Однако водоснабжением и канализацией города занимается ТОО «Водные ресурсы маркетинг», с 1998 года обеспечивающее более миллиона жителей города питьевой водой и отвечающее за очистку сточных вод. Причем, по оценкам горожан, работает предприятие эффективно — вода в Шымкенте вкусная и поступает бесперебойно, что заметно даже по сравнению с Алматы и Астаной.

История водоканала восходит к середине XX века, когда Шымкент, население которого тогда составляло около 100 тысяч человек, получал воду из родников и рек. В 1951 году был создан горводоканал, который в первые годы управлял всего двумя насосными станциями и 18,5 км водопроводных сетей. Со временем предприятие разрослось, и уже к концу 80-х годов в эксплуатацию были введены несколько крупных водозаборов, а также очистные сооружения, которые значительно улучшили качество водоснабжения и канализации.

Интересно отметить, что Шымкент стал первым городом в Казахстане, где была внедрена система полного учета потребления воды — к концу 90-х годов в каждой квартире и частном доме были установлены счетчики. С конца 2000-х в городе началась масштабная модернизация водопроводных сетей и очистных сооружений, при этом бюджету города это не стоило ни копейки. В 2015 году был подписан кредитный договор между Европейским банком реконструкции и развития и ТОО «Водные ресурсы маркетинг» на сумму 10 млн евро. В 2022 году ЕБРР выделил шестой по счету заем на дальнейшее развитие. Также стоит отметить, что на очистных сооружениях Шымкента установлена единственная в Средней Азии установка для производства биогаза, что позволило увеличить мощности комплекса на 50%.

В 2021 году была запущена система «Виртуальный ассистент» в мессенджере Telegram. С ее помощью потребители могут получать электронные платежные документы, производить онлайн-оплату услуг водоснабжения и водоотведения, отслеживать срок поверки счетчиков и решать множество других вопросов. В результате комплексной модернизации значительно повысилась эффективность использования ресурсов: расход воды на одного человека снизился с 456 литров в сутки в 1998 году до 125, а энергопотребление упало с 0,87 до 0,060 кВт·ч на кубометр воды.

На этом фоне решение городских чиновников вернуть водоканал в государственную собственность выглядит как легкая и выгодная задача, особенно если учесть, что предприятие уже налажено, модернизировано и функционирует без проблем.

В отличие от проблемных теплотрасс и электросетей здесь все работает и средства уже вложены. Несмотря на многолетнюю нелюбовь к частным коммунальным монополиям, в данном случае перспектива реприватизации водоканала вызывает сомнения. Есть яркие примеры того, как акиматы «эффективно» управляют водопроводными сетями в Кентау, Ленгере и райцентрах области, где жители рады хотя бы слабому напору воды, а аварии происходят десятками каждый день. При этом тарифы продолжают расти — точно так же, как и у частного предприятия.

Однако, несмотря на все успехи предприятия, акимат города намерен вернуть его в госсобственность. Цель, как заявляет Рзабек Мендикулов, — «проведение планомерной работы по сдерживанию тарифов на водоснабжение и водоотведение». Но это заявление вызывает лишь усмешку, особенно на фоне регулярного повышения тарифов в соседних городах, где коммунальные предприятия уже давно находятся в государственной собственности.

Кроме того, критика в адрес ТОО «Водные ресурсы маркетинг» относительно плохой очистки сточных вод и запаха, исходящего от очистных сооружений, явно не соответствует действительности.

В ближайшее время Шымкент ждут интересные судебные процессы по возврату приватизированных в 90-е годы объектов. И можно ожидать, что на суде всплывут подробности о приватизации, которые многие предпочли бы забыть.