В прошлом году в Казахстане скончалось 130,6 тысячи человек. Хотя уровень смертности снизился по сравнению с пандемийным периодом, стоимость ритуальных услуг значительно возросла. Особенно в Западно-Казахстанской и Абайской областях. Журналист ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова решила выяснить, сколько сегодня обходится проведение похорон в стране.
Первое, с чем сталкиваются родственники умершего, — это морг. Перевозкой тела занимаются ритуальные службы, но в целях экономии можно «договориться» с полицией. Услуги морга оплачиваются отдельно, причем перечень и стоимость услуг варьируются в зависимости от учреждения. В Астане хранение тела стоит от 8 до 10 тысяч тенге в сутки, бальзамирование — от 30 тысяч. В Алматы тарифы выше: за хранение в специальных условиях — от 15 тысяч тенге в сутки, за бальзамирование — от 50 тысяч.
Однако расходы на этом не заканчиваются. В зависимости от финансового положения семьи дополнительно оплачиваются санобработка и одевание усопшего. Также в моргах предлагают платные услуги по нанесению макияжа и реконструкции тела, если оно было повреждено при ДТП или в результате падения с высоты. Стоимость расходных материалов (например, тонального крема) также ложится на плечи родственников. Обычно тело хранится в морге 2–3 дня. При желании можно забронировать зал для прощания, стоимость аренды в Астане и Алматы начинается от 5 тысяч тенге в час.
Затем похоронная процессия направляется на мусульманское или христианское кладбище. В Астане аренда катафалка обойдется от 20 до 40 тысяч тенге, в Алматы — от 40 до 120 тысяч. Напомним, что государственное пособие на погребение составляет 129 220 тенге. Это лишь начальные расходы, и уже на этом этапе значительная часть выделенной суммы будет израсходована.
Мусульманские похороны требуют ряда атрибутов: это тобут (носилки для омовения и выноса тела), саван (ткань для обертывания тела) и ковер. Ритуальные агентства обычно предоставляют эти предметы в комплексе, стоимость которого варьируется от 30 до 50 тысяч тенге. Услуги имама также оплачиваются отдельно, и в некоторых мечетях существует прайс-лист. В среднем участие имама стоит от 30 до 50 тысяч тенге.
В православных похоронах самая дорогостоящая часть — это гроб. Его цена может варьироваться от 25 до 500 тысяч тенге, хотя на рынке можно найти варианты как за 15 тысяч тенге, так и за несколько сотен тысяч. Отпевание батюшкой в Астане стоит от 15 тысяч тенге, в Алматы — в два раза дороже.
Стоимость мазаров зависит от материала и дизайна, и работа «под ключ» в среднем начинается от 900 тысяч тенге. Учитывая все расходы, не каждый сможет позволить себе похоронный All inclusive, но ритуальные агентства оперативно подстроились под спрос, предлагая услугу «похороны в кредит».
В Алматы насчитывается более 50 компаний, которые оказывают услуги по захоронению, транспортировке, установке памятников и мазаров. Они постоянно расширяют спектр своих услуг, и все больше горожан предпочитают приобретать комплексное обслуживание — от оформления документов до благоустройства могилы. На сайтах можно найти деление на эконом- и элитные похороны. Тарифы на полное сопровождение начинаются от 150 тысяч тенге. Стоимость VIP-похорон сложно определить точно, но, по словам сотрудников ритуальных агентств, суммы исчисляются миллионами.
«Цены выросли в два, а то и в три раза. Мы видим, что для многих даже самый бюджетный пакет не по карману. Но иначе вести бизнес невозможно, ведь в Казахстане практически ничего не производят — приходится все завозить. Древесина для гробов поступает из России, ткани и искусственные цветы — из Китая», — отметила Александра Астафьева, заместитель директора похоронного бюро в Астане.
Рынок ритуальных услуг в столице также подразделяется на эконом- и элитные пакеты. Бюджетные варианты начинаются от 90 тысяч тенге, тогда как элитные услуги стоят от полумиллиона тенге и выше.
Значительная часть расходов также приходится на оплату места для захоронения. Хотя, как сообщили в акиматах Астаны и Алматы, в соответствии с земельным кодексом РК, кладбища относятся к категории земель общего пользования и находятся в государственной собственности. Согласно закону, участок площадью не менее 6 квадратных метров для погребения выделяется бесплатно.
«Цены на услуги захоронения устанавливаются компаниями, работающими на соответствующем рынке, исходя из всех затрат и необходимых работ», — отметили в акиматах.
В Алматы ежегодно тендер на содержание и обслуживание кладбищ выигрывает одна и та же компания — «Специализированный комбинат ритуальных услуг». Фактически это монополист, который вправе продавать государственную землю по установленной цене. Согласно прайс-листу компании, новое место на христианском кладбище стоит 47 тысяч тенге, на мусульманском — более 60 тысяч. Подзахоронение обойдется в 59 тысяч тенге, поскольку могила выкапывается вручную. В зимний период цены увеличиваются на 10–15 тысяч.
Если хочется участок на возвышенности, в сухом месте или ближе ко входу, придется заплатить значительно больше и забыть о ценах, указанных на официальных сайтах.
Жительница Алматы Гульназ Алиева заплатила около 500 тысяч тенге за место на кладбище «Кенсай». На сайтах ритуальных агентств указывают, что это кладбище известно своей красотой и высокими ценами, таким образом, заранее оправдывая стоимость. Мусульманское кладбище на вершине холма также привлекает внимание тем, что там покоятся известные личности, такие как Динмухамед Кунаев, Роза Багланова, Батырхан Шукенов и Баглан Садвакасов.
«Когда мы увидели место, где должны были похоронить нашего дядю, мы были в шоке. Участок на неприглядной окраине продавали по установленной ставке. На просьбу поискать что-то получше сразу предложили дорогие варианты. К сожалению, все чаще слышу от знакомых, что торги за место на кладбище — обычное явление», — рассказала жительница Алматы.
В специализированном комбинате ритуальных услуг опровергли эту информацию, заверив, что все договоры заключаются строго в соответствии с установленным прайс-листом.
«Если действительно существуют факты продажи мест для захоронения, граждане имеют право обратиться в правоохранительные органы. Мы не занимаемся спекуляцией», — заявил заместитель директора Эрик Давов.
Он также добавил, что в Алматы нет дефицита земли для захоронений. Из 70 кладбищ активно функционируют девять, остальные закрыты или используются для подзахоронений.
По словам экспертов, дефицит земли может возникнуть уже через несколько лет, учитывая постоянно растущее население. При этом крематорий, который мог бы существенно снизить нагрузку на кладбища, до сих пор не введен в эксплуатацию, хотя его строительство было завершено несколько лет назад.
«Существует много желающих кремировать своих близких, причем часто обращаются мусульмане. Мы предоставляем такую услугу, но приходится везти тело усопшего на кремацию в Новосибирск. Стоимость, включая оформление документации, транспортировку груза и саму процедуру, составляет 650 тысяч тенге. Крематорий действительно необходим городу», — отметила директор ритуального агентства Светлана Карпенко.
Тарифы на перевозку тела умершего человека из одного города в другой зависят от типа транспорта. Стоимость перевозки автотранспортом (груз 200) составляет от 150 тенге за километр в зависимости от направления. Авиаперевозка в города Казахстана или такие страны, как Россия, Украина, и государства Европейского союза начинается от 200 тысяч тенге.
По наблюдениям представителей ритуальных бюро, как астанчане, так и алматинцы стараются не экономить и не ограничиваются стандартным набором для поминального стола.
В Астане цена на поминальный обед на мусульманском асе начинается от 5 тысяч тенге на человека. Дополнительно необходимо закупить мясо, чаще всего конину, стоимость которой варьируется в зависимости от размера и возраста животного. В среднем цена за конину составляет около 600 тысяч тенге, а барана можно приобрести за 35-50 тысяч тенге.
В Алматы общепиты также устанавливают цену на поминальные мусульманские обеды от 5 тысяч тенге. Тушу барана можно купить за 50-70 тысяч тенге, а стоимость лошади начинается от 700 тысяч тенге.
Существуют также так называемые «черные ритуальщики», которые появляются на пороге семей, столкнувшихся с бедой, практически сразу после уведомления полиции и вызова скорой помощи. Убитые горем люди, находясь в состоянии шока, не вникают в детали и часто платят столько, сколько им скажут. При этом расторгнуть договор и вернуть предоплату оказывается невозможно.
Не сложно догадаться, откуда поступает информация о таких случаях и почему цены на услуги завышены. Плата за подобные наводки означает дальнейшее плодотворное и денежное сотрудничество между «черными ритуальщиками» и теми, кто их направляет.
«Никто не контролирует деятельность фирм, оказывающих ритуальные услуги. Между агентами существует высокая конкуренция, и порой они дежурят на адресах несколько дней в ожидании, когда человек уйдет из жизни. К нам приходили клиенты, которые, находясь в состоянии горя от потери близкого человека, подписали договор и внесли задаток. Поверьте, суммы там в три раза выше, чем у добросовестных компаний. Они не гнушатся абсолютно ничем. Многие из них — отличные психологи, которые знают, как заставить человека отдать даже последнее. Об этом много говорили и писали, но, несмотря на это, они продолжают работать по наводке. Связка — морги, полиция, скорая помощь и больницы — по-прежнему актуальна», — поделилась директор похоронного бюро Александра Астафьева.
Руководитель Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин отметил, что рынок ритуальных услуг необходимо выводить из тени.
«Ни одно частное лицо не предоставляет точные данные о своих услугах, потому что руководители похоронных контор знают, что контроля нет, а значит, есть свобода действий. Мы все помним, как в столице произошло массовое увольнение полицейских, которые продавали похоронным бюро сведения об умерших. Торговля местами на кладбищах — это также важная проблема. Те, кто выигрывает конкурсы на содержание и обслуживание кладбищ, зачастую не выполняют свои обязательства, а, наоборот, наживаются на людях. По закону место на кладбище для каждого гражданина выделяется бесплатно, но наш менталитет таков, что мы готовы влезть в кредит, чтобы провести достойные похороны. К большому сожалению, кредиты сопровождают нас от рождения, когда празднуют радость в семье, до смерти, когда родственники не могут справиться с затратами», — подчеркнул Ермек Абильдин.
Единственным официальным документом, который регулирует деятельность похоронных агентств в Казахстане, является «Положение о проектировании и порядке организации ритуального обслуживания населения и содержания кладбищ в населенных пунктах». Он в основном касается порядка перевозки и захоронения тел, содержания кладбищ и устройства могил, но не затрагивает и тем более не регламентирует специфику ритуального бизнеса. Это создает условия для процветания «черного похоронного бизнеса» в Казахстане.