Что или кто склоняет казахстанских подростков к самоубийствам – о чем говорят учителя и родители

Казахстанцы с ужасом следят за новостями о растущем числе суицидов среди подростков. Семь лет назад страна сталкивалась с подобной эпидемией, когда в центре внимания оказалась игра «Синий кит». Сегодня новую волну трагедий связывают с другой игрой. Поскольку ситуация выходит из-под контроля, государство решило провести массовые школьные собрания. О чем говорят родители и учителя, читайте в материале журналиста ИА «NewTimes.kz» Владиславы Гришиной. 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Трагедии с подростками

16 сентября две семиклассницы в Алматы разбились насмерть, спрыгнув с крыши многоэтажного дома. 

Известно, что девочки отпросились с урока физкультуры и ушли из школы под предлогом, что им нужно сходить в магазин. Делом занимается полиция, пока нет официальной информации о произошедшем, но есть показания очевидцев. По их словам, ни перед падением, ни во время него девочки ничего не кричали. Также свидетели трагедии заявили, что в телефоне одной из девочек нашли переписку.

Читайте также: Самоубийство школьниц в Алматы: что нашли в телефонах девочек

«Она общалась с кем-то и говорила, что хотела сначала вены вскрыть. Но она написала: «Я не могу вену найти». Она написала: «Я доставляю проблемы». Она написала, что чувствует, что только мешает и не хочет доставлять проблем», — пересказали текст очевидцы.

Что именно произошло с девочками — неизвестно, однако случившееся подняло волну обсуждения в обществе, и снова зазвучали разговоры о так называемых играх смерти, среди которых «Синий кит», Schoolboy Runaway, «Красный дельфин» и другие. Особенно тревожно это на фоне того, что на прошедшей неделе еще одна 12-летняя школьница погибла, упав с 13-го этажа. 

Родители не разрешают скачивать игру 

Ученики столичной гимназии №6 хорошо осведомлены о новой вирусной видеоигре Schoolboy Runaway. Однако школьники, с которыми пообщался журналист NT, не видят в ней ничего провокационного. В то же время родители ребенка, с которым нам удалось поговорить, запретили ему скачивать приложение. 

«В этой игре мальчика поругали дома за плохие оценки. И он должен сбежать к друзьям, чтобы мама и папа не узнали. Но я не играю в нее. Мне мама не разрешила», — смущенно ответил Алдияр.

Мама, я просто устала 

Мать двоих детей Ирина убеждена, что причиной доведения до суицида становятся не игры, а чрезмерные домашние задания. Учиться в гимназии нелегко — после уроков приходится готовиться ко множеству предметов на следующий день. Получается, что школьные уроки плавно переходят в домашние задания, и этот круговорот прерывается только на каникулах.

«Мы с сыном обсуждали это, и почти у всех в классе эта игра была в телефонах — просто тренд. Но виновата не игра, а нестабильная психика. Мне кажется, дело в перегрузке. В школе слишком много задают, и дети не успевают все. Постоянная гонка изматывает их, и они не выдерживают. Когда такой прессинг, они «съезжают с катушек» плюс они постоянно висят в телефонах, вот психика и не справляется», — уверена женщина.

Родители современных школьников не склонны верить в то, что самоубийства подростков провоцируют задания из игры. Мать восьмиклассника Асия Панина, например, считает, что всю эту историю с игрой просто раздули.

«Все читаем новости, пугаемся и пытаемся понять, как помочь своим детям. Но у меня есть ощущение, что вся эта история с игрой — просто байка. «Синий кит», «желтый», «красный» — такие слухи ходят с 2000-х годов. Это просто продолжение темы «слабо»: а тебе слабо сделать вот так? Раньше это было вербально, теперь — через контент. Но я лично не сталкивалась с тем, чтобы кто-то из знакомых действительно был вовлечен в такие игры», — говорит женщина. 

Для профилактики родительница, конечно, проверяет телефон ребенка на наличие опасной игры, но боится, что такие проверки могут перерасти в паранойю. Асия Панина призналась, что сын уже начал подшучивать над ее подозрениями.

На родительском собрании, посвященном профилактике суицидов, многие жаловались на чрезмерную учебную нагрузку. Особенно обсуждали, что третьеклассникам задают слишком много домашних заданий и они не справляются, например, с английским.

«Мы с английским воюем. Раньше английский язык начинался с первого класса, а теперь с третьего. Нам раздали очень сложные учебники для нашей программы, для третьего класса. Программа не рассчитана на первый год обучения! Там ребенок уже должен уметь читать и писать, хотя это первый год изучения языка. Как они могут его знать? И вот у нас война, как его осваивать. Что, теперь по репетиторам бегать? Мы ходили к завучу, и она сказала, что учебники утверждены МОН (Министерством образования и науки). Значит, будем разговаривать с учителем английского по поводу факультатива», — возмущается мать третьеклассницы Ирина.

Школа обвиняет родителей

Директор столичной гимназии №6 Камажай Мынбаева в интервью нам заявила, что проблема суицидов среди школьников во многом связана с тем, что родители не уделяют своим детям достаточно внимания. Однако, по ее словам, ответственность лежит не только на родителях.

«Дети в большей степени предоставлены сами себе. Родители работают, не уделяют должного внимания. Ответственность мы не снимаем, потому что мы — взрослые люди и отвечаем за каждого ребенка. Фундамент идет из семьи, а дальше ребенок попадает в социум. Говорить о том, что мы не виноваты, а виноваты родители, это неправильно», — говорит руководитель учебного учреждения.

Интернет в школах надо запретить 

На собрании некоторые родители подчеркнули важность интернета в жизни детей. Теперь телефон стал лучшим другом, и некоторые дети действительно становятся зависимыми. Не все родители имеют доступ к телефонам своих детей и не знают, кто может подтолкнуть их к необратимому шагу: это могут быть приложения, новые друзья или анонимные пользователи.

Несколько матерей высказались за отключение интернета в стенах школы, считая, что это будет и безопасно, и полезно.

«Сейчас в школе запущена новая акция — запрет на использование телефонов на уроках. Эту идею нужно внедрять на постоянной основе. Если ребенок будет целенаправленно заниматься уроками, а не отвлекаться на игры в сети и гаджеты, это приведет к улучшению результатов, качеству образования и сплочению коллектива. На данный момент сплочение происходит в основном в сети», — поделилась наблюдениями Камажай Мынбаева.

Вопрос действительно интересный. С одной стороны, полное погружение в учебу, с другой — невозможность привычного существования без интернета. Однако мать восьмиклассника Асия Панина не согласна с жалобами на доступ к интернету в стенах школы. 

«Дети — это совершенно новое поколение. Интернет играет в их жизни огромную роль. Запрещать его нельзя, дети просто должны быть адекватными. Если мы будем отбирать интернет у них до 11-го класса, то после выпускного они могут «сойти с ума» и подписаться на все «Синие киты», «Скулбои» и т. д. Нельзя блокировать, нужно учить их правильно использовать. Это все равно что забрать у современного человека машину и предложить гужевую повозку. Мы все уже привязаны к интернету, и это нормально», — высказала свою точку зрения женщина.

Слежка во благо

Школьный психолог Яна Банникова рекомендовала родителям установить приложения для отслеживания действий детей на телефонах и периодически проверять их социальные сети.

«Зачем нужен мониторинг социальных сетей? У старшеклассников, как правило, есть две социальные странички: одна — для родителей и родственников, вторая — для своих. На второй страничке абсолютно другой контент и друзья. Проверка приложений и игр на телефоне ребенка: для Android — Google Family Link, для iOS — Screem time», — дала родителям ориентир психолог.