Триумфальная арка в Астане: почему символ независимости обходится казахстанцам в миллионы тенге

Триумфальная арка «Мәңгілік ел» за 13 лет своего существования успела стать одной из главных визитных карточек Астаны. Возведенная в 2011 году в честь 20-летия независимости Казахстана, она оказала настолько сильное влияние, что привела к переименованию главного проспекта столицы. Однако, несмотря на свою символическую значимость, вот уже пятый год арка скрывает один нюанс, который обходится государственному бюджету в миллионы тенге. Подробнее — читайте в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Триумфальную арку «Мәңгілік ел» лично открыл экс-президент Нурсултан Назарбаев 16 декабря 2011 года. Именно в тот день, когда в Жанаозене вспыхнули столкновения нефтяников.

Высота монумента составляет 21,5 метра, что, по замыслу авторов, символизирует 20-летие независимости Казахстана.

«Триумфальная арка во многих странах мира есть. Открывается она по разным поводам, в том числе за военные победы. В последнее время Триумфальная арка открывается по другому поводу. Это означает, что мы прошли триумфально 20 лет независимости. И как в знак наших трудов, успехов, и как в знак перехода в будущее мы построили эту замечательную арку, и это будет еще одним символом Астаны», — говорил в 2011 году Назарбаев на церемонии открытия монумента.

Монумент возвели на улице Орынбор, чтобы его можно было видеть при въезде в столицу со стороны аэропорта. В 2016 году творческая интеллигенция города предложила переименовать улицу в честь Триумфальной арки, посчитав, что старое название «Орынбор» выглядит «несколько устаревшим». Инициативу поддержала ономастическая комиссия, и 9 ноября 2016 года улица Орынбор была официально переименована в проспект Мәнгілік ел.


Фото: Tengrinews.kz

В 2017 году, накануне выставки EXPO, в Триумфальной арке открыли выставочную галерею и смотровую площадку, которая стала еще одной достопримечательностью города.

«Арка была построена в 2011 году и долгое время оставалась без использования — не знали, как ее приспособить для туристов. Поэтому было решено передать ее в нашу дирекцию, чтобы мы наполнили ее содержанием. Теперь здесь обустроена смотровая площадка, выставочная галерея современного искусства, а также будет открыт отдельный магазин сувениров», — рассказывала на открытии заместитель директора Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата Астаны Нелли Шиврина.


Фото: Tengrinews.kz. Смотровая площадка на Триумфальной арке 


Фото: Tengrinews.kz. Галерея в Триумфальной арке. 

Тогда чиновники умолчали о том, что в Триумфальной арке отсутствуют система отопления и туалет. Сотрудникам приходилось пользоваться отдельно стоящим зданием для того, чтобы справить нужду. Интересно, что эти базовые условия не были предусмотрены даже во время ремонта. Хотя, судя по данным с сайта госзакупок, в 2016 году проводился конкурс на ремонт помещений Триумфальной арки на сумму 65 993 508 тенге.

Скриншот goszakup.gov.kz

Однако наслаждаться видом с арки долго не удалось. 29 марта 2019 года на сессии маслихата заместитель акима столицы (занимал эту должность с 2019–2022 гг. – прим. Авт) Нурлан Нуркенов сообщил, что Триумфальную арку затапливают талые и дождевые воды.

«Сложная ситуация по Триумфальной арке. При строительстве подземного перехода тоннельной части строительные работы были произведены некачественно. Ежегодный текущий ремонт не позволяет устранить недостатки. Ориентировочно работы по капитальному ремонту составят более 600 миллионов тенге», — сообщил Нуркенов на заседании сессии маслихата.

Фото:Tengrinews.kz. Так выглядел подземный переход под аркой в конце марта 2019 года. 

Фото:Tengrinews.kz 

Позже в столичном акимате уточнили, что 600 миллионов тенге необходимы не для ремонта самой арки, а для реконструкции подземного перехода, расположенного под этим сооружением.

«600 миллионов — в эту сумму частично, по нашим расчетам, входят вопросы, связанные с гидроизоляцией подземного перехода. Вся остальная сумма — это наши расчеты для частных инвесторов, чтобы их привлечь в этот бизнес. Никаких вопросов о том, чтобы попросить эти деньги из местного бюджета, мы перед депутатами не ставили. Наоборот, если у нас возникает какая-то проблема, мы привлекаем частный бизнес», — пояснил тогда СМИ свои слова Нуркенов.

Эта цифра, по словам заместителя акимата, была предварительной. Однако он не уточнил, из чего складывается сумма в 600 миллионов тенге.

«С техническим состоянием Триумфальной арки мы проблем не видим. Мы говорим именно о подземном переходе. Мы должны понять, как туда попадают грунтовые воды. По поручению акима (тогда акимом Астаны был Бахыт Султанов – прим. Авт) мы планируем сформировать рабочую группу для изучения ситуации. Нужно изучить вопрос состояния грунтовых вод, состояния дорожного полотна, прилегающего к Триумфальной арке. Сейчас там работает музей, смотровая площадка, но Триумфальная арка не должна только этим ограничиваться, мы туда хотим привлечь частных инвесторов, чтобы организовать там торговлю имиджевой продукцией, торговлю сувенирной продукцией. Речь шла именно об этом», — отметил он.

После публикаций в СМИ в столичном акимате срочно создали рабочую группу, задача которой была определить реальные затраты на ремонт. Однако информацию об итогах работы комиссии, а также об окончательной сумме в официальных источниках мы не обнаружили. Кроме того, неизвестно, в какой именно период были закрыты смотровая площадка и выставочная галерея. Объявления о проведении капитального ремонта до сих пор висят на дверях Триумфальной арки.

Фото: NewTimes.kz. Октябрь 2024 год.

При этом переход под аркой все также топит. Журналисты нашей редакции писали о состоянии подземного перехода и в сентябре, и весной, когда на проспекте «Мәңгілік Ел», в районе Триумфальной арки масштабно меняли всю брусчатку. Тогда переход был в еще более удручающем состоянии.

Фото: NewTimes.kz

Интересно, что в апреле 2024 года плитку меняли для создания нового пешеходного променада на аллее «Улытау». Для этого из бюджета было выделено целых 4,2 миллиарда тенге. Тогда кроме замены старой брусчатки, посадили деревья, установили новые скамейки. Однако о проблемах с подтоплением в подземном переходе под аркой почему-то никто не вспомнил. Хотя о проделанной работе по облагораживанию и озеленению аллеи «Улытау» перед президентом отчитывался сам аким Астаны (Женис Касымбек – прим.Авт). 

Фото: Instagram/akordapress

Судя по отзывам в приложении 2ГИС, проблему с подтоплением подземного перехода под аркой все же пытались решить. Однако, похоже, что планировалось сделать это с помощью мотопомпы, которую установили недалеко от перехода, заботливо спрятав за зеленым щитом.

«На фото наша гордость, площадь и Триумфальная Арка. Но!! На первом плане, видите, стоит мотопомпа, спрятанная за зеленые щиты от глаз обывателя!!?? От мотопомпы идет напорный диаметром 200 м.м мягкий брезентовый шланг длинною 300м. до другого колодца на другой улице!?? Что это означает!??? Канализационный коллектор на площади уже не справляется с объемом сточных вод или неисправен. Идет прямая перекачка по улице. Поздравляю всех! Площадь, Триумфальную Арку и нас всех ожидает уникальная возможность окропления нашими отходами жизнедеятельности!! Техника безопасности-- ходить не ближе 20м от гибкого напорного рукова!! И эта " техническая новация" длится уже с мая месяца!!» – пишет пользователь Туратбек Айткулов в приложении 2ГИС (пунктуация и орфография сохранена – прим. Авт). 


Фото: скриншот 2ГИС.

Наша редакция направила официальный запрос в акимат, чтобы выяснить, когда будет решен вопрос с капитальным ремонтом подземного перехода под Триумфальной аркой. Вот что нам ответили:

«Проект на стадии загрузки на портал государственной экспертизы. Ориентировочный срок получения заключения – 2 квартал 2025 года, после чего на уточнении местного бюджета будут запрошены финансовые средства на строительно-монтажные работы (далее – СМР). На сегодняшний день дополнительные средства из бюджета на ремонт либо дополнительные СМР объекта не выделялись. С момента строительства капитальный ремонт объекта не производился, так как необходима реконструкция инженерных сетей. После завершения реконструкции смотровая площадка, галерея откроются для посетителей», – ответили на запрос редакции ИА «NewTimes.kz» в Управлении строительства акимата Астаны.

Правда, в Управлении строительства не упомянули, что в течение последних 5 лет через государственные закупки из бюджета уже было выделено около 120 859 258 тенге на разработку проектно-сметной документации по Триумфальной арке. При этом конкурсы объявляли четыре разных ведомства, входящих в структуру столичного акимата. Так, на что были направлены бюджетные средства:

  • Работы по разработке проектно-сметной документации «Строительство канализационной насосной станции и коллектора бытовой канализации в районе Триумфальной арки в левобережной части города Астаны» – 32 379 452 тенге (июнь 2024 года); 
  • Разработка проектно-сметной документации «Строительство канализационной насосной станции и коллектора бытовой канализации в районе Триумфальной арки в левобережной части города Астаны» – 34 731 575 тенге (май 2023 года);
  • Проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция Триумфальной арки по пр. Мәңгілік Ел в городе Астана» – 38 859 839 тенге (апрель 2023 года);
  • Работы по разработке и составлению проектно-сметной документации на монумент «Триумфальная арка Мәңгілік Ел» – 14 888 392 тенге (сентябрь 2020 года).
  • Комплексное научно-техническое исследование несущий способности и эксплуатационной пригодности несущих строительных конструкций с геодезическим мониторингом объекта Триумфальная арка «Мангилик Ел» (подземный переход) с оценкой технического состояния и разработки рекомендаций по восстановлению эксплуатационной пригодности строительных конструкции и подземной части арки – 8 928 571 тенге (июль 2019 года). 

Фото: NewTimes.kz

Помимо этих расходов, согласно данным Управления строительства, на содержание объекта из бюджета ежегодно выделяется порядка 25 миллионов тенге.

Учитывая значительные материальные расходы, которые уже понес бюджет, хочется вновь вспомнить слова, сказанные в 2019 году заместителем акима Астаны Нурланом Нуркеновым о ситуации с подземным переходом под аркой: 

«Весь резонанс у людей из-за мысли о том, что эти деньги будут привлекаться из бюджета. Из бюджета мы деньги брать не планировали и не будем. Как мы будем готовы выработать свои предложения для бизнеса - мы их обязательно озвучим. Желающие есть всегда. Вопрос только в условиях наших взаимоотношений с бизнесом», – заявлял СМИ заместитель акима в 2019 году.

Сейчас Нурлан Нуркенов занимает должность первого заместителя акима Астаны. Интересно, удалось ли ему найти инвесторов, готовых вложить свои средства в бизнес в подземном переходе, который может затопить талые воды и где отсутствуют система отопления и санузлы? 

Фото: NewTimes.kz

По словам специалистов, даже после капитального ремонта подземный переход все равно может затопить, так как гидроизоляционный слой, препятствующий проникновению влаги, не обеспечивает 100-процентную защиту.

«Крупные столичные застройщики отказались от строительства подземных паркингов под жилыми домами. Сейчас паркинги строят на уровне первого этажа. Вызвано это тем, что подземные паркинги в Астане постоянно топит после любых обильных осадков. И тут нельзя винить строителей в том, что гидроизоляционные работы были проведены ими некачественно. Возможно, на тот момент все было выполнено добросовестно. Просто многие упускают из виду момент дальнейшей застройки участка. К примеру, рядом с жилым домом начали строить высотку, забивая сваи. Представляете, какое давление происходит, вследствии чего и может быть расхождения примыкания, либо повреждение гидроизоляционного слоя. По этой причине и застройщики стали отказываться от подземных паркингов, потому что риск затопления грунтовыми водами будет всегда», – ответили нам эксперты.

Фото: NewTimes.kz

Любопытно, что название одной из главных достопримечательностей Астаны дословно переводится как «Вечная страна». Монумент «Вечная страна», расположенный на одноименном проспекте, символизирует 20-летие независимости Казахстана. В Триумфальную арку вложено огромное значение и смысл, и её строили с расчетом на века. Но сможет ли этот монумент действительно стоять вечно, если подземный переход регулярно затапливают талые и дождевые воды? Как мы знаем из сообщений столичного акимата, в Астане слишком часто наблюдаются осадки, превышающие месячные нормы.

Подготовила Айгерим Абилмажитова