Профсоюзная война учителей в Шымкенте едва не довела школьника до суицида — репортаж

В школе №98 Шымкента разразился конфликт, который от обычных споров между администрацией и профсоюзом перерос в настоящую драму, затронувшую детей. На месте событий побывал корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Что случилось? 

Старшеклассник предпринял попытку суицида во дворе учебного заведения 12 октября. По словам подростка, его классного руководителя подвергли незаслуженной травле со стороны администрации. На место были вызваны скорая помощь и полиция, ребенка удалось успокоить. В ситуацию вмешались представители Управления образования и городской комитет профсоюза работников образования, чтобы разобраться в происходящем.

С чего начался конфликт? 

Конфликт, по словам учителей, начался с назначения нового заведующего по учебно-воспитательной работе – Баян Есимовой. Как рассказала учитель истории Динара Кудратуллаева, чей ученик встал на защиту, угрожая суицидом, завуч потребовала перевести их профсоюзную организацию в другой профсоюз.

«После прихода нового завуча, Баян Есимовой, она предложила перевести нашу профсоюзную организацию в другой профсоюз. Я ответила, что не могу принимать такие решения одна: у нас есть профсоюзный комитет и обязательства перед текущей организацией. К тому же, на каком основании мы вдруг должны менять профсоюз? Этот разговор повторялся несколько раз, пока Есимова не заявила: «Или перейдешь, или уйдешь!»

Позже заместитель по воспитательной работе, Айнур Ахметова, попросила оплатить из профсоюзных средств покупку шин для школьного автобуса. Я, естественно, отказалась. Ситуация, казалось, была улажена, но давление продолжилось — одно требование сменялось другим, словно снежный ком. Если коллектив действительно настаивает, я могу уйти. Но коллеги боятся выступать против администрации. Больше всего жаль детей: мои ученики обсуждают происходящее между собой и морально поддерживают меня. Я пытаюсь оградить их от этих неприятных взрослых разборок, но как это сделать, если все происходит у них на глазах каждый день?», – рассказала Динара Кудратуллаева. 

Что происходило после попытки суицида школьника?

После попытки школьника покончить с собой в школе началась проверка. Горком профсоюза провел встречу с представителями коллектива, где девять человек единодушно настаивали на «переизбрании» Динары Кудратуллаевой, а некоторые – на ее увольнении из школы. Однако, когда спросили «за что?», члены делегации, включая директора, не смогли дать четкого ответа. Заседание увязло в эмоциональных речах и взаимных обвинениях. В разгар этих обсуждений в зал вошли родители, после чего возмущенные учителя быстро покинули помещение. Как выяснилось, родители против увольнения учителя.

Абзал Дуйсенбиев, начальник юридической службы горкома профсоюза, прокомментировал ситуацию:

«После встреч с представителями администрации школы и учителями у меня сложилось твердое мнение, что коллектив управляется кем угодно, только не директором. О моральном климате в такой обстановке и говорить нечего. О профессиональном уровне администрации пусть судят старшие начальники. В школе даже не было утвержденного расписания учебных часов, а первая четверть уже завершается! Показательно, что после того, как в школе начала работать бригада специалистов Управления образования, которые наконец составили нормальное расписание, на больничный ушли сразу директор, завуч и заместитель по воспитательной работе».

Для чего нужны профсоюзы?

Задача профсоюзов — защищать права работников, в данном случае, учителей. В Шымкенте действует несколько профсоюзов, зарегистрированных как общественные объединения. Председателей профсоюзов выбирают на общем голосовании. Учителя платят членские взносы, составляющие 2-3% от их оклада, которые вычитаются из зарплаты в пользу профсоюзных организаций. Однако остаются вопросы к прозрачности ведения финансовых дел этих объединений.

Лариса Тургинбаева, председатель городского комитета профсоюза работников образования и науки:

«Перетягивание членов профсоюза новосозданными организациями — явление, характерное не только для Шымкента. Подобные скандалы происходили и в Караганде, Алматы, Астане, но с той существенной разницей, что в них не вовлекались дети. Когда мы прибыли в школу, учащиеся из класса, которым руководит Динара, не расходились после занятий. Понимая, что речь идет о судьбе их учителя, они заявили о готовности покинуть школу в случае ее увольнения. Согласитесь, такой авторитет в подростковом возрасте нужно заслужить. Руководство школы единогласно утверждает, что она является хорошим специалистом и не имеет никаких претензий к ее педагогической деятельности. Это подтверждается многочисленными победами ее учеников на школьных олимпиадах и хорошими результатами ЕНТ. Конфликт, в основе которого лежит стремление некоторых руководителей подмять под себя профсоюз и использовать денежные средства его членов «на нужды школы», был перенесен в межличностную плоскость. При этом наиболее пострадавшей стороной остаются дети. Они наблюдают, как взрослые организуют настоящий буллинг по отношению к своему коллеге, как их учителя ежедневно подвергаются травле и вынуждены покидать школу».

Почему это важно?

В 2022 году Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости независимых профсоюзов, главной задачей которых должно быть урегулирование разногласий между работодателями и работниками. Однако в Шымкенте ситуация обернулась иначе: вместо защиты прав учителей развернулась внутренняя борьба, жертвами которой становятся дети. Учебный процесс нарушен, а эмоциональное состояние школьников страдает на фоне нескончаемых конфликтов среди взрослых. К тому же тревожные сообщения из Шымкента и Туркестанской области о случаях избиений и даже насилия над школьниками, которые иногда замалчиваются ради сохранения репутации учебных заведений, указывают на необходимость не только защищать права работников, но и срочно выстраивать более здоровую систему взаимодействия между учителями, руководством школ и профсоюзами.