В соцсетях разгорелся скандал вокруг блогерши Сабины Мовлаевой. В интернете появилось видео порнографического характера. Некоторые предположили, что на кадрах именно Сабина. Позже аккаунты девушки в TikTоk и Instagram подверглись массовым атакам, в результате чего она обратилась в полицию. Подробнее разбиралась журналистка ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
Сабина Мовлаева — участница популярного ток-шоу «Қалаулым» на телеканале «Евразия», где участники знакомятся, строят отношения и зачастую становятся героями скандалов. Программа привлекает внимание казахоязычной аудитории и выходит уже более четырёх лет благодаря высоким рейтингам.
Фото: Instagram/sss.sabina
Однако «Қалаулым» нравится далеко не всем: год назад на сайте «alash.online» появилась петиция с требованием закрыть передачу. Автор петиции заявил, что подобные программы «аморальны и не транслируют семейные ценности». В тексте петиции приводится пример Турции, где подобные ток-шоу также выходили на экраны, но позднее были запрещены. Причиной послужило то, что в этих передачах часто показывали неподобающее поведение молодежи и нелицеприятные высказывания, что посчитали непристойным и противоречащим национальной культуре.
Фото: скриншот видео
Сабина Мовлаева также искала своё счастье в рамках шоу и в результате приобрела широкую популярность: сейчас её аккаунт в Instagram насчитывает 1,2 миллиона подписчиков. Она активно делится моментами из своей жизни, путешествиями, фотосессиями и светскими мероприятиями. Однако недавно Сабина оказалась в центре скандала: в анонимном Telegram-канале появились кадры интимного характера, некоторые казахстанцы решили, что на видео изображена именно она.
С одной стороны, ситуация могла бы сыграть Сабине на руку, учитывая её амбиции в шоу-бизнесе. Ведь секс — неотъемлемая часть индустрии (да и жизни в целом). Это также важная маркетинговая стратегия, которая может принести успех, если правильно её использовать, привлекая внимание публики. Ведь секс хорошо продается, и в той или иной форме он присутствует в продвижении публичных личностей по всему миру. Но это работает во многих странах, но не в Казахстане.
Памела Андресон на обложке культового журнала PlayBoy
Моралисты буквально атаковали Сабину в социальных сетях. Ситуация стала настолько абсурдной, что в одном из интервью девушка рассказала, что давление начали оказывать даже на её родителей. Чтобы защитить себя от ложных обвинений, Сабина обратилась в полицию. Пресс-служба Департамента полиции Алматы подтвердила, что по данному инциденту возбуждено уголовное дело по статье, связанной с нарушением неприкосновенности частной жизни и защитой персональных данных.
«В настоящее время проводятся следственные мероприятия по установлению объективных обстоятельств дела», – прокомментировали в полицейском ведомстве.
Полиция пока не установила нарушителей и не выяснила, кто распространил видео, якобы с участием Сабины. Сейчас девушке приходится выходить в эфиры и давать интервью, чтобы объяснить своей аудитории: на кадрах не она. Интересно, что в комментариях многие критикуют и оскорбляют Сабину, но почти никто не задаётся вопросом о том, кто мог быть причастен к съемке и распространению видео.
Психолог, гипнотерапевт Айгуль Тулебаева, утверждает, что абьюзеры, не желая отпустить свою жену или девушку, часто используют интимные видео как инструмент манипуляции. И это работает: женщина боится, что кадры с ее участием станут доступным всем: это испортит ее репутацию, помешает строить новые отношения, опозорит семью и поставит под угрозу будущее ее детей. Этот страх часто заставляет женщин оставаться в абьюзивных отношениях.
«Общество настолько табуировало тему секса, прикрываясь национальными традициями и ценностями, что секс воспринимается как нечто постыдное, о чем не принято говорить. На самом деле, на эту тему надо посмотреть правильно, относиться как к одному из аспектов жизни, который мы не можем убрать. Необходимо грамотно в удобной и комфортной форме доводить информацию. Ведь все мы понимаем, что отсутствие или искажение сексуального просвещения стало причиной того, что девочки в возрасте 13–14 лет беременеют от братьев и отцов. Особенно это характерно для Туркестанской области, на юге страны, где более ярко проявляются эти традиции, окружённые стереотипами. Из-за того, что в 12 лет с девочкой не поговорили о сексе, она не сможет обсудить это даже в 18 лет, когда её снимут на видео во время полового акта, и она не сможет рассказать об этом родителям. Были ли случаи, когда такие девочки от отчаяния решались на суицид? Думаю, да. Статистика более чем размыта. Те, кого сейчас удерживают в отношениях, угрожая интимного характера фото или видео, не могут выбраться из этого капкана, потому что боятся. Ими движет страх», – говорит Айгуль Тулеубаева.
Эксперты добавляют, что сексуальная свобода подразумевает свободу выбора — проявлять себя как хочется и уважать желания и ограничения других. Ничего криминального в откровенных фото нет, секстинг стал обыденностью в наше время.
В Казахстане тема секса все еще остается табуированной. Как и, например, 150 лет назад, когда наши предки казахов вели кочевой образ жизни. В древности сексуальные отношения зачастую рассматривались исключительно через призму репродуктивной функции. В то же время историки отмечают, что по сравнению с народами Средней Азии казахи были «продвинутыми в плане секса».
Фрагмент из фильма «Девушка-джигит, 1955 г.»
Могли ли неженатые молодые люди провести вместе ночь? Запросто!
«Такое бывало у казахов, – говорит вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов сексолог Ирина Волкова (цитата из статьи – газеты Караван – прим. Авт). Горячая кровь, молодость, степь, свежая еда, куда денешься? В своих записках Чокан Валиханов пишет, что в отличие от других народов Средней Азии, где присутствовало затворничество, у казахов был более свободный образ жизни. Бывало, женщина рожала ребенка вне брака. Его оставляли ее родителям, и она могла выйти замуж за вдовца, например».
«По ночам играли в национальные игры, например, ак-суйек – бросали кость, разжигали костер, а потом шли ее искать парами. Игра как будто специально придумана для знакомств. И когда шли на поиски, устанавливались отношения. Но не при старших. Муж и жена никогда не ласкали друг друга при старших и посторонних. До семи колен никогда не было отношений, каждый знал свое генеалогическое древо, особенно по мужской линии».
Конечно, внебрачные связи сильно порицались. Девушка должна быть девственницей. Если перед женитьбой жених узнавал, что будущая жена не целомудренна, а это выяснялось при тайном посещении после выплаты калыма, он мог демонстративно седло сломать, выразить свое недовольство. Проявлять сексуальность для женщины считалось грехом.
В казахстанской истории крайне редко можно встретить информацию о том, как именно в степи организовывались интимные отношения у казахов. Однако некоторые моменты, сохранявшиеся в эпосах и литературных произведениях, помогают нам хотя бы отчасти понять отношения мужчин и женщин. Например, в эпосе о Камбар-батыре описано, как красавица Назым, отвергнувшая других женихов, пригласила Камбар-батыра в свою юрту, напоила его кумысом и призналась в любви, обещая отдать ему всю себя.
«Я полюбила тебя, батыр, и я клянусь, что никогда не укорю тебя бедностью твоего рода… Мой ум, красоту, мои умелые руки – все это я отдам тебе, лишь бы обрел ты счастье и покой в моих объятиях. Вот что говорю я тебе, и больше мне нечего сказать, повелитель мой! Ваш аул не так далеко, и ты доберешься домой засветло. Подумай и решай сам. А я… я все тебе сказала…».
В период тоталитаризма в СССР секса, как известно, не было. Эта фраза, кстати, стала крылатой после первого советско-американского телемоста, который организовали Фил Донахью и Владимир Познер. А произнесла ее Людмила Иванова, представитель общественной организации «Комитет советских женщин». Окончание фразы – «…но есть любовь» потонуло в общем смехе.
Факт остается фактом — секс в Советском Союзе был воспринят как нечто позорное, признанное лишь с целью зачатия детей. Дети же, как и сама идея материнства, были высоко ценимы в советской идеологии.
«В первую очередь, это наследие Советского Союза, где «дети были, а секса не было». Нам, как стране с колониальным прошлым и «влиятельным надзирателем», пришлось столкнуться с рядом ограничений и табу, в том числе на обсуждение естественных тем. Это связано с тем, что колонизатор стремится контролировать всё: традиции, обычаи, коммуникации, рождаемость. Есть и религиозные аспекты, где секс воспринимается как греховное явление, несмотря на его естественную природу. Дополняет это влияние института семьи, где обсуждение сексуальности и открытые разговоры о сексе осуждаются, что превращает естественное в запретное. Это похоже на осуждение таких процессов, как способность дышать или спать — абсолютно естественных вещей.
Такое отношение оказывает влияние и на образовательный аспект. Подросткам не только не рассказывают о сексе, но даже не объясняют базовые правила безопасных отношений и защиту от инфекций, передающихся половым путём. Всё это ведёт к ранним беременностям, ЗППП и психосексуальным травмам», — говорит Кирилл Вшивков, директор Общественного фонда SVET.
Как добавляют эксперты, к 80-м и 90-м годам секс в Казахстане стал менее табуированным. Порнографические кассеты уже находились в кладовках у многих, хотя их тщательно прятали от детей.
Пройдя через различные исторические процессы, можно утверждать, что ситуация с блогершей Сабиной наглядно демонстрирует патриархальный характер казахстанского общества. Директор и сооснователь фонда SVET Кирилл Вшивков отмечает, что так называемые моралисты, которые активно пропагандируют семейные ценности и поддерживают запреты, оказывают давление именно на женщин. В то время как к мужчинам предъявляется значительно меньше требований, и спрос с них гораздо ниже.
Фото: Кирилл Вшивков/time.kz
«Женщин в принципе привыкли осуждать за проявление сексуальности. Это часть культуры патриархата, в которой мужчине позволено намного больше в проявлении своих потребностей, в своей сексуальности, чем женщинам. Если распространить видео с мужчиной-блогером, скорее всего, его не будут порицать, или не будут порицать в таком же объеме, как женщину. Потому что мужчина, проявляющий свою сексуальность, будет считаться проявляющим свои естественные потребности, настоящим мужчиной, несмотря на то, что у женщин такие потребности тоже есть. Мужчины — более привилегированный класс, получающий ресурсы в меньшей конкуренции, чем женщины. Например, я ни разу не видел, чтобы так называемые моралисты преследователи тех, кто мастурбировал в автобусе», — говорит Кирилл Вшивков, директор Общественного фонда SVET.
Фото: Молдир Жумабаева/снимок из соцсетей
«Часто ответственность за сексуальные скандалы возлагается на женщин, тогда как мужчины получают большее снисхождение. Это связано с гендерными стереотипами, согласно которым женская репутация, честь и скромность «важнее», чем мужская. Даже если мужчина распространяет видео, общество с большей вероятностью осудит женщину, что отражает двойные стандарты. Казахстан, с постсоветскими корнями, с мусульманским прошлым и нынешним влиянием, традиционно придерживается консервативных взглядов на вопросы, связанные с интимной жизнью. Мы общество с патриархальными устоями, где сексуальность и личная свобода женщин часто подвергаются критике и осуждению. Преодоление этих стереотипов требует изменения культурных норм и развития гендерной грамотности. Уверена, что женщины в Казахстане заслуживают равного отношения и права на личную жизнь без страха осуждения», — поделилась журналист Молдир Жумабаева.
Опасность травли в интернете кроется в чувстве полной безнаказанности. В цифровом пространстве анонимность позволяет любому человеку превратиться в агрессора, зная, что за его действия не последует никакой ответственности. Это особенно остро проявляется в случаях, когда в сеть попадают интимные фотографии и видео.
Фото: Дагеротип Феликса Мулина, Франция, 1850 год
На первый взгляд может показаться, что удалить такой контент из интернета просто, но на деле это далеко не так. Как пояснил начальник кафедры кибербезопасности и информационных технологий Карагандинской академии МВД РК им. Б. Бейсенова Евгений Шульгин, законодательство Казахстана не предусматривает автоматического удаления подобных материалов. Даже если удаётся найти и устранить первоисточник, копии файлов продолжают циркулировать на других ресурсах, в том числе зарубежные, где доступ местных правоохранительных органов сильно ограничен. Чтобы добиться блокировки, полиция и пострадавшие могут обращаться к администраторам крупных платформ, ссылаясь на нарушение конфиденциальности и прав личности. Однако, как показывает практика, полностью искоренить такую информацию из сети почти невозможно.
Кроме того, действия по распространению интимного контента могут быть квалифицированы как уголовное преступление. Адвокат Айбек Суюндуков напомнил, что статья 147 УК РК предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства о защите персональных данных. Сбор и распространение информации личного характера без согласия человека незаконны и могут привести к штрафу до 5 тысяч МРП, исправительным или общественным работам, а в более серьёзных случаях — к лишению свободы на срок до семи лет.
В 2014 году в Казахстане власти предприняли попытки бороться с порносайтами, блокируя «нежелательный контент». Однако спустя десятилетие становится очевидным, что эти меры оказались малоэффективными. Сегодня любой житель Казахстана может без использования VPN получить доступ к любому порно-сайту. Более того, складывается впечатление, что государство практически утратило контроль над этой сферой. Например, несмотря на задержание в 2023 году владельцев сайта kыздар.нет, где размещались объявления от проституток, ресурс продолжает работать.
Некоторые депутаты предлагают использовать в качестве альтернативы борьбе с «моральным разложением» продвижение духовности и традиционных ценностей, особенно религиозных. Однако статистика показывает, что интерес к подобным темам стабильно высок даже в странах с сильными религиозными традициями. Например, в России с 2004 года индекс популярности запроса «порно» в Google Trends никогда не опускался ниже 25, а среди лидирующих по интересу регионов выделяются Дагестан и Чечня.