Легионеры в казахстанском спорте: почему финансирование велокоманды «Астана» вызывает столько вопросов?

Скандал вокруг велокоманды «Астана» разгорается с новой силой: депутаты требуют прекратить финансирование легионеров, провести масштабную проверку и выяснить, за что на самом деле платят казахстанские налогоплательщики. 

Фото: astana-qazaqstan.com

Редакция ИА «NewTimes.kz» ознакомилась с кратким отчетом корпорации Deloitte о финансовых регуляций компании Abacanto SA. 

ABACANTO SA — главный финансовый посредник велокоманды «Астана». Этот «платежный агент» имеет лицензию на спортивную деятельность в Европе с правом заключения контрактов с персоналом и гонщиками. Именно через ABACANTO SA многие годы велась и ведется сейчас финансовая деятельность Astana.

В документе Deloitte указаны явные нестыковки: неясные расходы на агентов спортсменов, частные самолеты, PR-деятельность и дорогие часы. Также не представлены бухгалтерские документы, подтверждающие расходование денег. Мы решили изучить этот отчет, выяснить мнения экспертов о том, почему казахстанский велоспорт не развивается, несмотря на многомиллиардные траты на легионеров, и понять, куда уходят деньги. За комментариями мы обратились к генеральному менеджеру велокоманды «Астана» Александру Винокурову.

Расследование Deloitte: с чего все началось?

В 2020 году канадская компания Premier Tech объявила о намерении стать совладельцем велокоманды «Астана». С 1 января 2021 года она официально вошла в состав акционеров клуба. Premier Tech — компания с более чем 30-летним опытом успешной работы на международных рынках, — стала ключевым партнером, а главный спонсор команды, «Самрук-Қазына», сократил финансирование на 50%. Команда поставила цель в краткосрочной перспективе достичь самофинансирования, продолжая выступления на гонках Мирового тура UCI.

Перед вступлением в партнерство спонсоры Premier Tech захотели детально разобраться в финансовой деятельности команды и оценить, как «Астана» распоряжается выделяемыми средствами. Для этого была привлечена международная аудиторская компания Deloitte. Аналитики изучили банковские выписки за 2017–2018 годы. 

Что обнаружили аудиторы?

Deloitte выявила:

  • Расхождения в контрактах с поставщиками. Например, в договорах с производителем велосипедов Argon 18 суммы и условия существенно отличались, а обоснования этих изменений не было.
  • Подозрительные расходы: 62 960 евро — на покупку пяти часов Hublot, без документов, подтверждающих необходимость этой траты.
  • 498 595 евро — на частные перелеты Александра Винокурова, с отсутствием утвержденного порядка согласования рейсов.
  • Отсутствие контроля: крупные суммы выплачивались агентам гонщиков без прозрачных механизмов отчетности.

Расследование в Люксембурге: было или не было?

2 марта 2022 года в Сети появилась информация о том, что против компании с участием олимпийского чемпиона-2012 по велоспорту Александра Винокурова возбуждено уголовное дело.

«Криминальная полиция по экономическим делам Люксембурга возбудила уголовное дело в отношении компании с участием генерального менеджера велокоманды Astana Qazaqstan Team Александра Винокурова, — сообщал телеграмм-канал Эксцесс.kz — Дело было возбуждено на «неустановленных лиц» в январе 2021 года в Люксембурге. Компании ABACANTO SA вменяются нарушения по 140-й статье местного уголовного кодекса: подделка документов, неправомерное использование корпоративных активов, злоупотребление доверием, отмывание денег и мошенничество». 

Фото: Instagram.com/alexandrvinokurov

Сам Винокуров отрицал свою причастность к финансовым нарушениям, заявляя, что отчет Deloitte содержит неточности. Он подал иск против СМИ, распространивших информацию о расследовании. Тем не менее, в материалах суда упоминается, что Александр Винокуров был вызван на слушания в рамках расследования в Люксембурге.

Казахстанские власти — в стороне?

Несмотря на резонансное расследование, казахстанские правоохранительные органы не проявляют интереса к результатам аудита. Вся проверка ограничивается действиями европейских структур.

Велокоманда «Астана», которую часто называют «казахстанским брендом», продолжает получать миллиарды из бюджета, но в регионах страны велоспорт практически не развивается. 

Депутаты просят вмешаться Генеральную прокуратуру

В 2024 году бывший вице-министр образования и науки, депутат Мажилиса Мурат Абенов высказался о финансировании легионеров велокоманды «Астана». По словам депутата, участники велокоманды «Астана» не улучшают имидж Казахстана на международной арене, а расходы на нее превышают 30 миллиардов тенге.

«Они (участники велокоманды «Астана» – прим. Авт) ни при одной победе флаг Казахстана не поднимают, упоминания о Казахстане вообще нет, они вообще не приезжают сюда. Они выступают в Европе, и почти никто не возвращается. Из 29 членов команды только 10 граждане Республики Казахстан. В мае провели проверку и выявили коррупционные нарушения. 31 миллиард тенге из «Самрук-Казына» выплачивается. На весь массовый спорт в Казахстане - 35 миллиардов, а на команду по велоспорту «Астана» - 31 миллиард. А результатов нет! За последние три Олимпиады капитан команды в Токио завоевал 21-е место, в Париже - 51-е. Сколько можно продолжать финансировать?» – сказал депутат во время пленарного заседания Мажилиса.

Фото: Parlam.kz

Депутат Мурат Абенов обвинил министра туризма и спорта Ербола Мырзабосынова в предоставлении ложных данных и неуважении к парламенту. Мурат Абенов напомнил, что президент Казахстана еще в 2020 году поручил сократить финансирование профессиональных спортивных команд за счет бюджета и квазигосударственных средств. Однако, по его словам, ситуация вокруг велокоманды «Астана» вызывает общественное недовольство.

«Если вы не владеете информацией, скажите это честно. За искажение информации необходимо привлекать к ответственности», — подчеркнул депутат, добавив, что министру не следует становиться «адвокатом» велокоманды.

Легионерам всё — нашим ничего

Велоспорт, несмотря на все сложности, остается популярным среди казахстанской молодежи. Однако реальность такова, что тренироваться и участвовать в соревнованиях могут в основном те, кто живет в крупных городах. Даже после многих лет упорных тренировок юным спортсменам практически невозможно пробиться в континентальные команды.

Фото: пресс-служба акимата Карагандинской области 

Нехватка оборудования, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченные возможности для развития ставят под угрозу будущее молодых талантов, которые могли бы вывести велоспорт в Казахстане на новый международный уровень, говорит ветеран спорта Анатолий Степаненко.

«Это откровенная растрата государственных средств. В советское время велоспорт в Казахстане был на высоте: сильная школа, отличный тренерский состав. А сейчас мы наблюдаем его упадок. Это не вина конкретного человека, это системная проблема и отсутствие долгосрочной стратегии. Мы создали команду и тратим огромные деньги на легионеров, в то время как среди наших спортсменов лишь единицы получают шанс заявить о себе.

При этом потенциал в стране огромный! Но отсутствие внимания к этому виду спорта отталкивает молодежь. Они видят, как другие страны развивают велоспорт, какие велосипеды и машины используются, какие условия создаются для тренировок. А у нас на технику без слез не взглянешь.

Необходимо кардинально менять подход: инвестировать, развивать детско-юношеский велоспорт. Ведь в отдаленных районах может скрываться масса талантов, которые при должной поддержке способны вырасти в настоящих чемпионов», — отметил заслуженный тренер РК Анатолий Степаненко.

Что говорит сам Винокуров

С момента основания команды, а прошло уже 18 лет, из государственного бюджета на её развитие было выделено 31 миллиард тенге. Критику депутата не оставил без внимания олимпийский призёр 2012 года и главный менеджер команды «Astana» Александр Винокуров. Он отметил, что велокоманда требует значительных затрат: технический парк, автобусы, грузовики, автомобили, велосипеды, а также зарплаты высококлассных гонщиков и содержание обслуживающего персонала.

«Важно уточнить, что сумма в 31 миллиард тенге — это общая сумма выделенных средств за последние 5-6 лет. Да, это немалая сумма, но, честно говоря, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о бюджете одного конкретного года, как это иногда представляют. Бюджет всегда был интегрированным, а не отдельным и уж точно не бесконтрольным. Все расходы всегда согласовывались, и велокоманда регулярно предоставляет детальный отчет и несет ответственность по всем направлениям, как по итогам квартала, так и года. Ответственность лежит перед акционером, которым сегодня является корпоративный фонд «SportQory», подчиняющийся Министерству туризма и спорта РК. Что касается Федерации, то у нее есть свои задачи, направленные на развитие велоспорта внутри страны, в то время как велокоманда «Астана» — это профессиональный клуб, который работает в рамках Министерства, реализуя свои собственные задачи», — ответил журналисту ИА «NewTimes.kz» Александр Винокуров.

Мы задали менеджеру велоклуба вопрос, стал ли клуб за почти 20 лет трамплином для казахстанских гонщиков. Александр Винокуров ответил:

«На протяжении всей своей истории велокоманда «Астана» действительно была основным мотиватором и трамплином для отечественных спортсменов. Молодые ребята, приходя в велосекции, всегда знали, что перед ними открыт путь для роста, и этот «социальный лифт» поможет их усилиям не остаться незамеченными. Через команду «Астана» прошли более 40 казахстанских спортсменов, и большинство из них продолжили работать в велоспорте, став спортивными директорами, тренерами, механиками, массажистами и другими специалистами. К сожалению, в Казахстане по-прежнему предпочитают консервативных тренеров-ветеранов, которые давно не участвуют в профессиональных гонках. Хотя я с уважением отношусь к этим тренерам и многому у них учился, думаю, что они должны учитывать достижения и мнение нового поколения. Мы вложили много сил в их обучение, и этот опыт должен быть использован».

Аргументы против 

Ответ генерального менеджера велокоманды «Астана» вызвал критику среди многих представителей спортивного сообщества.

Фото: friends.kz

Чемпион мира 1989 года в групповой гонке, Марат Сатыбадиев, который продолжает следить за новостями велоспорта, отметил, что в последние три года велокоманда «Астана» занимает последнее место среди 18 команд высшего дивизиона.

«Винокуров окончательно заврался! В Токио на Олимпиаде Алексей Луценко занял 21 место в групповой гонке на шоссе. Александр Винокуров объяснил провальное выступление спортсмена тем, что билет на самолет летевший в Токио был куплен не бизнес класса, а эконом. Это совершенно абсурдное объяснение! Содержание велокоманды целиком легло на плечи государства благодаря Александру Винокурову. Винокуров прикрывается лидирующими позициями в Азиатском регионе, который не идёт ни в какое сравнение с уровнем Европы! Не слишком ли мы платим большую цену за лидерство в Азии, которое нам ничего не даёт, а только прикрывает огромные проблемы велоспорта Казахстана. Сборные команды Казахстана по андерам, юниорам как мужской и женской команд как на шоссе, так и на треке не имеют качественного инвентаря и запасных частей к ним выступают на велосипедах 5 и более лет! Хотя они по окончанию сезона у велокоманды «Астана» она могла передать часть инвентаря в Казахстан», – высказался заслуженный мастер спорта СССР.

Срочно принимать меры!

Мы связались с главой казахстанской федерации велосипедного спорта, Раимбеком Баталовым. Он подчеркнул необходимость срочных реформ в велокоманде «Астана», отметив что одной из основных причин текущих проблем является обособленное управление бюджетом команды, что исключает контроль со стороны федерации.

Фото: Instagram/raimbekbatalov

Баталов считает, что это ограничивает возможности для оптимизации работы и дальнейшего развития велоспорта в стране.

 «По поручению главы государства, и это уже не первое его указание, что необходимо сокращать бюджет. Была уже волна, при которой фонд сокращал бюджет и была приглашена команда Premier Tech, цель которой была сократить бюджет со стороны Казахстана. К сожалению, по инициативе Винокурова, Premier Tech был отстранен, и команда стала полностью казахстанской. А без партнеров извне бюджет лег на Казахстан. Конечно, есть спонсоры, тем не менее, основная нагрузка идет на бюджет. В этой связи мы тоже считаем, что необходима прозрачность, чтобы был единый баланс и координация», – подчеркнул президент федерации».

С необходимостью изменений в велокоманде «Астана» согласен и Дмитрий Муравьев, который занимал пост спортивного директора команды с 2020 по 2021 год. Будучи в прошлом профессиональным велогонщиком, он не раз поднимал вопрос о необходимости привлечения казахстанских гонщиков в команду, что, по его мнению, могло бы существенно улучшить ситуацию и поддержать развитие велоспорта в Казахстане.

Фото: cyclepedia.ru

Муравьев считает, что привлечение местных талантов к профессиональному уровню гонок должно стать важным приоритетом для команды.

«Я постоянно говорил Александру о необходимости развивать наших спортсменов, выступал за то, чтобы для них ставили хорошие гонки. Не могу понять, почему итальянские и испанские гонщики, не показывающие результатов, продолжали получать контракты, а наши казахстанские перспективные велогонщики оставались без внимания. Спортсмены, сходившие с дистанции, продолжали участвовать в крупных соревнованиях, а к нашим не было должного интереса. В целом, команда не уделяет должного внимания регионам. Вместо этого активно продвигаются сыновья Винокурова: старший гоняет в профессиональной команде, младший — в континентальной», — отметил экс-спортивный директор велоклуба Дмитрий Муравьев.

Поручение президента

Президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, на встрече с спортсменами, которые участвовали в Олимпийских играх во Франции, подчеркнул, что Казахстан должен отказаться от практики натурализации иностранных спортсменов.

Фото: akorda.kz

Он отметил, что необходимо больше внимания уделять развитию местных талантов, чтобы укрепить спортивную систему страны и создать возможности для молодых казахстанцев.

 «Ведь любой легионер, как правило, лишает места в национальной сборной наших молодых и перспективных атлетов. При этом целесообразно рассмотреть возможность привлечения сильных иностранных тренеров в те виды спорта, в которых у нас сейчас есть проблемы. Спортсмены-легионеры не могут обеспечить долгосрочный успех, здесь важен профессиональный тренерский подход», – заявил глава государства на встрече с призерами Олимпиады в Париже.

Также он раскритиковал спортивных функционеров за отсутствие результатов. По его словам, за последние пять лет расходы на спорт высших достижений выросли в два раза, но адекватной отдачи нет.

«Судя по текущей ситуации, спортивные функционеры занимаются не развитием спорта, а освоением многомиллиардных бюджетов, не ориентируясь на конечный результат. В сфере спорта регулярно фиксируются факты коррупции. Это наносит колоссальный урон не только развитию отечественного спорта, но и имиджу страны. Такая ситуация недопустима!» – заявил президент.

Заключение

Будущее профессионального велоспорта в Казахстане остается неопределенным. Летом 2024 года стало известно о том, что китайская компания XDS готовы вложить инвестиции в казахстанскую велокоманду «Астана». Однако эксперты задаются вопросом: смогут ли новые финансовые вливания решить накопившиеся проблемы клуба? Будет ли финансирование прозрачным и ориентированным на развитие спорта? 

Нет ответов и на вопросы, почему существующие проблемы не решаются? Почему расследования финансовых вопросов велокоманды инициируются зарубежными организациями, в то время как казахстанские правоохранительные структуры бездействуют?

Заключение простое, но важное: пора навести порядок. Ведь речь идет не только о деньгах, но и о национальной гордости, спортивных традициях и будущем отечественного спорта.

Подготовила Азиля Джумабекова