Женис Касымбек грезит досидеть в кресле акима Астаны до 2026 года – лишь бы успеть запустить LRT, с которым не справились ни Асет Исекешев, ни Бахыт Султанов, ни Алтай Кульгинов.
Когда-то легкорельсовый транспорт казался смелой и амбициозной идеей, но затем с LRT начали исчезать деньги: заявленные 250 миллионов долларов превратились в астрономические суммы, а стоимость проекта выросла в десять раз. В 2013 году его заморозили, сократив маршрут с 42 км до 22.
В 2019 году страна узнала о пропавших 5,6 млрд тенге и уголовных делах, затронувших как главу LRT Талгата Ардана, так и заместителя акима города Каната Султанбекова.
Затем исчезли рабочие. Без финансирования стройка встала, оставив после себя бетонную эстакаду — бесполезный, уродливый скелет мертворожденного проекта. Астанчане годами жили с этим мрачным пейзажем, воспринимая его не как часть будущего, а как памятник коррупции.
Фото: ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
Спустя почти 20 лет с момента, как в Астане впервые заговорили о необходимости наземного метро, на расширенном заседании правительства в парламенте 28 января аким города заявил: «проект LRT выходит на финишную прямую».
«Летом полностью завершаются строительные работы. В сентябре прибудут первые поезда, после чего начнётся тестовое испытание», – сообщил Женис Касымбек.
При этом стоит отметить, что суды по делу о хищениях при строительстве легкорельсового транспорта в столице продолжаются почти пять лет.
Власти столицы уверяют, что на сегодня практически все строительные работы по эстакаде завершены. В октябре прошлого года завершили строительство 155-метрового вантового моста через Есиль, а в китайском Таншане полным ходом идет производство голубых четырехсекционных составов. Спустя годы ожидания бетонный скелет наконец-то начнет оживать.
Фото ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
Общая протяжённость линии составит 22,4 км и будет включать 18 станций. Планируется запуск 19 единиц подвижного состава вместимостью 652 человека каждая, с интервалом движения четыре-пять минут. На начальном этапе ожидается пассажиропоток в 25 тысяч человек в сутки с возможным увеличением до 92 тысяч человек в часы пик.
Вагоны должны доставить из Таншаня в Астану, в CTS уточнили, что этим занимается генеральный подрядчик. Набором машинистов и персонала занимается ТОО «City Transportation Systems», а их обучение возьмет на себя китайская сторона.
Станция №101, расположенная у международного аэропорта, была построена раньше остальных.
На первом этаже разместят кассу и терминалы самообслуживания, а на втором – сам перрон. Подняться на перрон можно двумя лифтами, предназначенными для беременных, пассажиров с колясками и пожилых людей, а также четырьмя эскалаторами.
На перроне установлено по восемь автоматических дверей с каждой стороны, синхронизированных с дверями вагонов – они открываются одновременно.
Читайте также: Незрячий мужчина трагически погиб в алматинском метро
Поскольку станции просторные и рассчитаны на поток в 25 тысяч пассажиров в день, предполагаем, что их заполнят магазинами и сервисными точками. Вероятно, все это будет напоминать ЖД-вокзал «Нұрлы жол», где можно найти и бутики с одеждой, и центр гимнастики, и даже беспармачную.
Общая стоимость LRT, по данным CTS, осталась неизменной — 1 млрд 888 млн долларов, а реализация проекта продолжается в рамках первоначального контракта.
«Стоимость проекта не подлежит увеличению. Отставаний по срокам строительства не наблюдается», — заверили в компании.
Если на левом берегу Астаны строительство LRT хоть как-то дает представление о будущем наземного метро, то на правом — ни малейшего намека на то, что уже в 2025 году здесь что-то поедет. Совсем другая картина: ни станций, ни рельсов.
Фото ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
Для сравнения мы проехали вдоль всей линии LRT до ее конечной точки — станции №118 у вокзала «Нұрлы жол».
Фото ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
Фото ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
Вместо поездов здесь пока только бетонная эстакада, уходящая в пустоту. Единственный участок, где уже проложены рельсы, — отрезок между станциями №116 (пересечение улиц Калдаякова и Азербаева) и №117 (ЖК Urban).
Фото ИА «NewTimes.kz»/Илья Симонов
В CTS заявили, что зимой работы шли частично — выполнялись только отдельные виды строительства.
«С наступлением зимнего периода работы по возведению основных бетонных конструкций были приостановлены. Однако продолжаются работы по устройству буронабивных свай, заготовке дорожно-строительных материалов, а также подготовке инвентаря и оборудования. Полномасштабное возобновление строительства планируется при наступлении благоприятных условий», — сообщили редакции «NewTimes.kz» в приемной CTS.
При этом компания так и не объяснила, почему строительство LRT не ведется ускоренными темпами. Генеральным подрядчиком проекта является китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment, которая должна завершить его «под ключ». В прошлом году на стройке работало около 1300 человек, из которых 1000 — граждане КНР. Однако астанчане не видят, чтобы на левом или правом берегу иностранные рабочие активно спешили со стройкой. Более того, зимой их почти не было на объектах.
«В конце 2024 года на эстакаде между станциями №116 и №117 завершили укладку первых 500 метров рельсов. Этот тестовый участок поможет изучить, как зимние условия повлияют на рельсовый путь LRT. Тестовая эксплуатация начнется после доставки составов — старт запланирован на сентябрь и продлится несколько месяцев. В этот период проверят всю инфраструктуру: подвижной состав, оборудование, систему электроснабжения и телекоммуникации», — сообщили в CTS.
Если все пойдет по плану, то к концу года завершат укладку рельсов, установят системы сигнализации, отделают станции и благоустроят прилегающие территории. Линия LRT будет включать 18 станций, протянется на 22,4 км, а поездка займет всего 36 минут. В теории это должно разгрузить дороги и сократить пробки.
Однако для полноценной работы LRT нужен не только маршрут, но и центр управления. «Сердце» системы — депо площадью 16,84 гектара — строится в районе международного аэропорта. Его особенность — автоматизированная система управления, которая в будущем исключит человеческий фактор. Поезда будут запускаться, двигаться и останавливаться без участия машинистов.
Астанчане уже сейчас задаются вопросом: сколько будет стоить проезд на LRT? Очевидно, что за скорость и отсутствие пробок придется заплатить вдвое, а то и втрое больше, чем за автобус. Однако точная стоимость проезда и способы оплаты станут известны только после запуска линии. При этом ранее аким Астаны Женис Касымбек уверял, что стоимость проезда будет «разумной и доступной».
«На тарифную политику влияют экономическая ситуация, рыночная конкуренция, законодательные и регуляторные меры, технологические изменения, состояние инфраструктуры, спрос и предложение, а также социальные и экологические факторы. Все эти элементы формируют стоимость услуг и определяют возможности для ее корректировки», — сообщили в компании.
Остается только дождаться запуска, чтобы понять: это действительно транспорт будущего или всего лишь самые дорогие в истории бетонные птицегамки?