Съемное жилье в Алматы: самые ужасные квартиры и их стоимость

Объявления о сдаче в Алматы квартир в аренду «как из фильма ужасов» регулярно появляются в Сети. Потенциальным жильцам предлагают заселиться в помещения без ремонта и с минимумом удобств.

Фото: из открытых источников

Вздутый линолеум, ванна со шторкой прямо в кухне, пожелтевшие раковины и почерневший потолок. Редакция ИА «NewTimes.kz» промониторила алматинский рынок недвижимости и нашла варианты квартир, по которым плачет капитальный ремонт, а их вместо этого сдают в аренду.

Квартира 41 кв.м. в Бостандыкском районе

250 тысяч тенге в месяц

В тексте объявления указано, что среди преимуществ квартиры — удобное транспортное расположение, а также наличие всей необходимой мебели и бытовой техники. Авторы объявления описывают жилье как «чистое и аккуратное». Депозит — 200 тысяч тенге, минимальный срок аренды — шесть месяцев.

Однако фотографии квартиры и ее интерьера вызывают тоску. В зале — старый телевизор (не плазменный), потёртый ковёр, мебель и диван с явными следами времени.

Квартира 60 кв.м. в Бостандыкском районе

350 тысяч тенге в месяц

Арендодатель описал состояние квартиры как «не новое, но аккуратное, с чистым ремонтом». Помимо аренды в 350 тысяч тенге, жильцам придется отдельно оплачивать коммунальные услуги.

Квартира 53 кв.м. в Алмалинском районе

250 тысяч тенге в месяц

В объявлении квартира описана как «теплая и уютная», с изолированными комнатами, раздельным санузлом, кладовой, застекленной лоджией и тихим двором. В числе удобств указаны холодильник и стиральная машина-автомат. Арендодатель подчеркивает, что жилье находится в историческом центре города и сдается на долгий срок «интеллигентным, порядочным людям».

Мебель и техника — в лучших традициях 1990-х: бархатный диван, пузатый телевизор.

Риэлторы 

В проанализированных нами объявлениях встречаются предложения от риэлторов. Помимо обязательного депозита — гарантийного задатка, который выплачивается владельцу квартиры, арендаторам также приходится оплачивать услуги посредников. В некоторых случаях их комиссия достигает 30% от месячной стоимости аренды.

Еще мы заметили, что в некоторых объявлениях указаны ограничения — например, запрет на проживание с детьми или домашними животными.

По традиции у работающих арендаторов вне конкуренции 1- и 2-комнатные квартиры экономкласса в пешей доступности от станций «беспробочного» транспорта — метро. Среди студентов повышенным спросом пользуются квартиры, расположенные вблизи известных вузов. Семейные пары предпочитают снимать квартиры от двух комнат рядом с хорошими школами, детсадами и парками.

Алматы или Астана – где лучше? 

Алматы и Астана — два самых престижных города Казахстана, но аренда жилья в них сильно различается. В Алматы стоимость однокомнатной квартиры в центре (Алмалинский район) начинается от 180–200 тысяч тенге, если повезёт, но чаще — 250–280 тысяч тенге. И это за небольшую квартиру в старом советском доме с минимальным комфортом: диван, душ, газ, немного бытовой техники.

В Астане за 120–140 тысяч тенге можно снять однушку в новом доме с большей площадью и свежим ремонтом. Даже двухкомнатные квартиры в столице доступны по цене 160–180 тысяч тенге, тогда как в Алматы аналогичная квартира, но в «хрущёвке», обойдётся в 200–220 тысяч тенге.

При этом даже высокая стоимость аренды в Алматы не гарантирует удобного расположения.

«Снимаем однушку за 200 тысяч тенге. Вроде бы район нормальный, но до всех нужных локаций добираться около часа, а автобусы — это вечная боль. Такси — дорого, а если переезжать ближе к центру, то за такую же квартиру придётся платить уже 250–280 тысяч. Рассматривали новостройки в "Думане-2" и "Атырау" — цены такие же, но боимся каждодневных пробок», — рассказывает Айнагуль, которая переехала в Алматы из Атырау.

По её словам, нынешнее жильё — обычная однушка в доме 60-х годов. Ремонт, скорее всего, делали в 2005–2010 годах: лепнина на потолках намекает на ту эпоху. Мебель и техника уставшие, видно, что квартира сдавалась десятилетиями.

«Если бы не сдавали свою квартиру в Атырау, не потянули бы аренду в Алматы», — признаётся она.

Тем, кто не может позволить себе полноценное жильё, остаётся соглашаться на времянки, комнаты или общежития. 

Времянка (мини-домик из самана, который обычно строят на время строительства основного дома) на 10 квадратных метров, в двух часах езды от центра, стоит 40 тысяч тенге. Внутри — газовый баллон, старенькая мебель, занавешенное тряпкой окно, уличный туалет.

Любое жильё дешевле 100 тысяч тенге — это либо времянка, либо комната в доме с хозяевами, либо общежитие. Последние, хоть иногда и выглядят прилично, не позволяют нормально жить: туалет, душ, стирка и кухня — общие, а соседом может оказаться кто угодно, вплоть до антисоциального элемента.

Истории арендаторов 

Есть хорошая поговорка: не выбирай дом, выбирай соседа. В случае с арендным жильём важно не только добрососедство, но и удачный собственник квартиры. В противном случае курьёзов и неприятностей не избежать.

Писатель, блогер и популяризатор казахского языка Глеб Пономарёв — коренной алматинец, но последние семь лет живёт в арендном жилье и открыто говорит о проблемах типичного квартиросъёмщика. Себя он без излишнего стеснения называет «самым знаменитым бомжом Казахстана».

«Мне 37 лет, и когда люди узнают, что взрослый мужчина живёт в арендном жилье, у них возникают мысли: «Может, он игроман или алкоголик, который пропил свою квартиру?» Но семь лет назад я развёлся и оставил квартиру бывшей супруге и дочке. С тех пор коплю на собственное жильё и снимаю квартиры в Алматы».

Первая арендованная квартира Глеба в Медеуском районе была классическим примером «бабушкиного варианта» — убитый ремонт с 90-х, ковры на стенах. В 2018 году её можно было снять за 100 тысяч тенге в месяц. Недавно он снова наткнулся на это объявление: ремонт остался прежним, но хозяйка уже просит 250 тысяч.

«Владельцы не вкладываются в квартиры, но цены повышают. Такой вот парадокс», — отмечает он.

Цены на аренду в Алматы растут в геометрической прогрессии. Если в 2018 году можно было найти двушку за 100 тысяч тенге, то сейчас аналогичное жильё стоит 350 тысяч.

«Рынок диктует свои условия. Если есть спрос, будет и предложение. Но иногда я вижу полное отсутствие морали. Я знаю истории, когда хозяева просто приходили и говорили: «Со следующего месяца аренда выше на 100–150 тысяч. Или платите, или выезжайте». У нескольких моих знакомых такое случилось в 2022 году, когда началась мобилизация, и в Казахстан приехали россияне. Получается, что от этой алчности пострадали наши же казахстанцы. Несколько семей из провинции вынуждены были съехать, потому что им на ровном месте повышали цену на жильё».

По словам Глеба, в Алматы неадекватные цены на всё, даже на морально устаревшее жильё времён КазССР. И это касается не только аренды, но и покупки.

«В 2023 году я уже не мог позволить себе снимать квартиру в родном городе и переехал в Астану. В столице аренда дешевле в два раза. Я жил в очень комфортной квартире по доступной цене. Почему? Потому что там активно строят новое жильё — от эконом-класса до премиума. В Алматы стройка идёт медленнее, и каждая «хрущёвка» на вес золота».

Однако климат Астаны Глебу не подошёл. Он уехал в Юго-Восточную Азию: три месяца жил во Вьетнаме, два — в Таиланде.

«Во Вьетнаме я снимал квартиру за 215 тысяч тенге. В эту цену входило: вид на море, четыре минуты пешком до пляжа, бесплатный спортзал в здании, большой бассейн, где можно работать за ноутбуком. Поэтому я, казахстанец, оказался в Азии — тут дешевле жильё».

Несмотря на временное проживание за границей, Глеб хочет вернуться в Казахстан и купить квартиру в Алматы. Но рынок недвижимости не даёт ему расслабиться.

«В 2018 году однушку в «хрущёвке» можно было купить за 17 миллионов тенге. Сейчас она стоит 30 миллионов. Я коплю в «Отбасы Банке», каждый год повышаю доходы, обучаюсь. Но всё равно не могу собрать нужную сумму — каждый год приходится платить больше за аренду, а значит, откладывать на жильё ещё сложнее».

За семь лет аренды Глеб сменил десять квартир. С некоторыми владельцами сложились тёплые отношения, но не со всеми. Были и настоящие истории из мира абсурда.

«Одна владелица приходила ко мне в любое время суток — просто чтобы сходить в туалет. Другая хозяйка дважды в неделю проверяла всё: шкафы, холодильник, унитаз. И каждый раз говорила: «Какой ты молодец, как у тебя чисто!» Я не выдержал и попросил её не приходить так часто. Ответ был: «Не нравится — съезжай». В итоге она дала мне время до утра на сборы. Представьте: я всю ночь вытаскивал свои вещи из квартиры».

С договорами аренды тоже всё непросто. Некоторые арендодатели соглашаются их заключать, другие отказываются. А кто-то просто хитрит.

«Одна хозяйка попросила меня подписать свою часть договора, а сама сказала, что «проконсультируется с подругой-бухгалтером». В итоге она просто не подписала документ. Это была та самая женщина, которая выселила меня среди ночи».

Несмотря на все сложности, Глеб не поддерживает идею государственного регулирования рынка аренды.

«Я хочу быть защищённым законом: чтобы собственник не поднимал цену внезапно, не выселял посреди ночи. Но на этом всё. Если государство попытается контролировать рынок, появится поле для коррупции. Например, инспектору будет проще взять деньги и закрыть глаза на проблемы, чем требовать реального улучшения жилья. Я за то, чтобы рынок регулировался спросом и предложением».