Как «Хан Шатыр» исчез за высотками: что пошло не так с застройкой Астаны

Когда-то «Хан Шатыр» был архитектурной доминантой столицы. Сегодня его скрыли за стеной жилых комплексов. 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Как появился Хан-Шатыр?

В 2010 году в стиле архитектурного модернизма появился крупнейший торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр». Первый и единственный в мире крытый экорезорт в форме шатра.

Проект создавал сам Норман Фостер – человек, спроектировавший небоскреб Gherkin в Лондоне и восстановивший Рейхстаг в Берлине. Назарбаев любил такие амбициозные идеи, и он не просто одобрил строительство, а превратил его в личный проект.

«Завтра мы открываем замечательный торгово-развлекательный комплекс «Хан Шатыр». Так я его назвал, потому что в степи словом «хан» называют высшее должностное лицо, и самый большой шатер принадлежал ему», – объявил Назарбаев в преддверии дня столицы в 2010 году.

Новая достопримечательность попала в топ архитектурных рейтингов, а ее фото использовали в презентациях новой Астаны. Именно здесь Елбасы отмечал свое 70-летие.

Спустя 15 лет после открытия «Хан Шатыр» уже не выглядит так эффектно. Потемнели полы и стены, местами откололась плитка. Зоны для автомобилей давно не справляются с нагрузкой. А главное — он больше не выделяется. Когда его строили, рядом разливался Талдыколь, и «Хан Шатыр» обращал на себя внимание благодаря уникальности и отсутствию отвлекающих зданий. Сейчас он зажат строящимися жилыми комплексами.

Большая стройка

Это фотография, сделанная пару лет тому назад. Ближе всех к главному шатру страны располагается 27-этажный Rixos Khan Shatyr Residences от застройщика Sembol Investment. Жилой комплекс элитного класса был сдан еще в 2012 году.

Несмотря на амбициозное название, внешне комплекс больше напоминает бизнес-центр, чем жилой квартал. При этом цены на квартиры здесь соответствуют премиальному сегменту:

  • 3-комнатная квартира на 17 этаже — 89 млн тенге;
  • 4-комнатная на 6 этаже — 158 млн тенге;
  • 5-комнатная на 23 этаже — 260 млн тенге;
  • 6-комнатная на 7 этаже — 265 млн тенге.

В июне 2024 года в этом комплексе произошёл пожар — загорелись наружная обшивка и утеплитель, огонь охватил здание с 2-го по 27-й этаж. Тогда обошлось без пострадавших и жертв. 

Фото: Tengrinews.kz

По другую сторону от «Хан Шатыра» строят четыре 22-этажных жилых дома W Towers. Sensata Group позиционирует проект как жильё бизнес-класса с панорамными видами на торговый центр и левобережье столицы. Стоимость одного квадратного метра здесь составляет 810 тысяч тенге — это почти 2 тысячи долларов.

  • 2-комнатная квартира на 11 этаже - 75 млн тенге;
  • 3-комнатная на 7 этаже – 83 млн тенге;
  • 4-комнатная на 7 этаже – 130 млн тенге.

Эскизы ЖК W Towers

Сейчас жилой комплекс всё ещё находится в стадии строительства. Однако это не мешает покупателям активно скупать здесь премиальное жильё — спрос опережает темпы стройки.

ЖК W Towers/Фото: ИА «NewTimes.kz»

Эскиз W Towers

Красивые эскизы Sensata Group с высотными башнями впечатляют, но такие проекты неизбежно лишают «Хан Шатыр» его доминантного положения и усугубляют транспортную нагрузку на район. Эти здания не были предусмотрены ни первым, ни скорректированными генеральными планами — 20 лет назад подобной плотной высотной застройки в этом месте не планировалось. О несоответствии генплану мы ещё поговорим ниже.

Сегодня сами урбанисты говорят: строить вокруг «Хан Шатыра» — допустимо, но проблема в этажности. Именно из-за неё шатёр больше не видно, и он теряет свой статус архитектурной доминанты.

«Тут проблема не в наличии самих зданий, а в их высотности. Управлению архитектуры нужно было выдавать разрешение на строительство только невысоких домов, 5-7 этажей и не выше, тогда «Хан Шатыр» бы не терялся», – считает научный сотрудник центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» и урбанист Астаны Дмитрий Димов.

«Приемлемая высотность, по мнению урбанистов и архитекторов, – пять или девять этажей. До 20 этажей – уже очень высокая», – добавляет руководитель инициативы Qazaqstan Sustainability Coalition Алихан Кушербаев.

Пробки

С каждым годом дорожная ситуация в Астане ухудшается. В начале 2025 года на проблему уже обратил внимание президент Касым-Жомарт Токаев, поручив акиму Женису Касымбеку срочно заняться разгрузкой городского трафика — пока это ещё возможно.

Однако уже сейчас очевидно, что выполнить поручение Касымбеку будет крайне сложно. Особенно если говорить о районах вокруг «Хан Шатыра», где плотная высотная застройка уже запущена. Строительные гиганты не учли этот нюанс, как, впрочем, и специалисты в акимате.

В Управлении градостроительства, архитектуры и земельных отношений утверждают, что высотность застройки соответствует действующему генеральному плану. В районе «Хан Шатыра» действительно предусмотрены дома выше 17 этажей.

Отметим, что в районе всего две основные магистрали — улицы Сыганак и Мухамедханова. Даже они, будучи восьмиполосными, в часы пик «горят» красным на картах трафика.

Урбанист Алихан Кушербаев считает, что проблема гораздо глубже:

«Весь левый берег страдает от недостатка сквозных улиц. Стоило перекрыть одну из ключевых артерий — улицу Конаева, и сразу начались пробки, изменения автобусных маршрутов, рост аварийности. Город не может опираться только на проспекты вроде Сарайшык, Айтматова, Мухамедханова, Сыганак. Необходима квартальная сетка улиц — продуманная и «человеческая» по масштабу. Только она способна разгрузить район GreenLine», — поясняет Кушербаев.

Тем временем в управлении архитектуры уверены, что будущие развязки и магистрали решат проблему.

«Улица Айтматова — часть малой кольцевой дороги и обеспечивает доступ ко всем точкам притяжения: ЭКСПО, Олимпийскому центру, вокзалу «Нұрлы жол» и правому берегу. На пересечениях Айтматова, Мухамедханова и Е10 запланированы многоуровневые развязки и внеуличные пешеходные переходы. В целом район будет обслуживаться четырьмя магистральными улицами общегородского значения, двумя пешеходно-транспортными бульварами и сетью внутриквартальных дорог», — сообщили в ведомстве.

Пока эти решения остаются на бумаге — район продолжает застраиваться, а машины в утренние и вечерние часы стоят в глухих пробках. И если не вернуться к компактному, человеческому масштабу города — на дорогах станет только хуже.

Генплан Астаны

Первый генеральный план Астаны, разработанный в 2001 году японским архитектором Кисё Курокавой, предполагал, что численность населения составит около 800 тысяч человек.

Генплан, рассчитанный на 15–20 лет, оказался не готов к темпам роста города — он стремительно опережал прогнозы. Документ пришлось пересматривать: сначала в 2008–2011 годах, затем снова в 2014 году в преддверии EXPO-2017. За это время площадь городской застройки выросла более чем в два раза — с 75 до 176 тысяч гектаров.

Согласно первоначальной концепции, «Хан Шатыр» должен был стать завершающим элементом аллеи Мыңжылдық — главной пешеходной оси, тянущейся от вокзала «Нұрлы жол» до Президентского парка. Но проект застопорился. Вместо открытого пространства и пешеходного маршрута сегодня — дачи, жилые комплексы и бигвилль GreenLine, выросший за спиной у когда-то главного символа столицы.

Журналист ИА «NewTimes.kz» посетила «Астанагенплан» — научно-исследовательский проектный институт, специализирующийся на разработке градостроительных концепций.

В середине 2010-х годов «Астанагенплан» представил макет крытого города за ТРЦ «Хан Шатыр». 

Схема города 2011 года/ Фото: ИА «NewTimes.kz»

Судя по схеме, жилые комплексы не должны были располагаться сразу за ТРЦ — таким образом сохранялся бы открытый обзор на «Хан Шатыр». Позади торгового центра планировалась зелёная зона, за которой должен был начинаться жилой массив «Батыгай».

Почему проект так и не был реализован — остаётся открытым вопросом. По неофициальной версии, причиной могли стать слишком высокие затраты.

Генеральный план города до 2035 года/ Фото: ИА «NewTimes.kz»

Бигвилль GreenLine – иллюзия зелени

Спустя несколько лет к идее создания зелёной зоны за «Хан Шатыром» вернулись уже на частном уровне. Bi Group представила проект жилого района GreenLine, позиционируя его как «зелёное сердце столицы». В рамках концепции «город в городе» застройщик обещал создать не просто жилой массив, а полноценную среду с парками, велодорожками, образовательными учреждениями, торговыми и культурными пространствами. 

Так, Bi Group перешел от точечной застройки к комплексной, возведя за «Хан Шатыром» GreenLine.Headliner, BI City Seoul, «Зеленый квартал», GreenLine.Asyl Mura, GreenLine.Aqua и другие.

ЖК GreenLine.Headliner/Фото: ИА «NewTimes.kz»

ЖК «Зеленый квартал»/Фото: ИА «NewTimes.kz»

ЖК BI City Seoul/Фото: ИА «NewTimes.kz»

Реальность GreenLine оказалась далека от образа «зелёного сердца столицы». Вместо обещанных парков и зелёных насаждений — плотная застройка, больше напоминающая муравейник. Летом здесь некуда спрятаться от палящего солнца, а зимой — негде комфортно прогуляться. От идеи уютного и экологичного пространства остались лишь красивые эскизы.

ЖК Evolution/Фото: ИА «NewTimes.kz»

«Главная проблема всех генеральных планов города — в отсутствии институциональности. Каждый раз при смене акимов или других чиновников планы переписываются, подстраиваются под интересы конкретных людей», — говорит урбанист Алихан Кушербаев.

Маулет Алибаев — автор более 50 архитектурных проектов в Казахстане — убеждён: если бы в работе над генеральными планами участвовали действительно компетентные архитекторы, пересматривать и переписывать их так часто не пришлось бы.

«Акимы должны прислушиваться к архитекторам. Архитектор — это единственный человек, который по-настоящему болеет за город и объединяет в своей работе знания водопроводчиков, теплотехников, сантехников и строителей. Нас учили так: представьте, город — это оркестр, а архитектор — дирижёр», — подчёркивает Алибаев.

Снимок со спутника Яндекс

Стоит ли покупать квартиры рядом с «Хан Шатыром»?

Мы задали этот вопрос члену саморегулируемой Ассоциации риелторов Казахстана Юлии Кецко. По её словам, недвижимость в этом районе пользуется спросом у определённых категорий покупателей:

«Здесь чаще всего покупают жильё студенты, молодые карьеристы, бизнесмены и новоиспечённые семьи. Многодетные семьи интересуются реже — пока в районе ощущается нехватка школ и детских садов. Но территория активно застраивается и развивается, и, думаю, в будущем инфраструктура начнёт соответствовать потребностям всех категорий жителей», — говорит эксперт.

По её словам, помимо спроса на покупку, район активно осваивается и арендодателями:

«Сейчас спрос делится примерно 50 на 50 — половина квартир покупается для собственного проживания, половина сдаётся в аренду. Цены на аренду варьируются: малогабаритные однокомнатные квартиры стоят от 200 тысяч тенге, двухкомнатные — от 350 тысяч, а трёх- и четырёхкомнатные — от 550 тысяч до миллиона тенге в месяц», — добавляет Юлия Кецко.

 

ЖК GreenLine.Asyl Mura Al-Farabi/Фото: ИА «NewTimes.kz»

Макет Астаны/Фото: ИА «NewTimes.kz»

Сейчас город растет в три основных направления – за «Хан Шатыр», в сторону аэропорта и вокзала «Нұрлы жол».

«Чем компактнее город, тем легче им управлять. А растянуть его в стороны – это равносильно нарожать 15 детей и не одеть их, не обуть, не дать образования», – считает Маулет Алибаев. 

ЖК «Зеленый квартал»/Фото: ИА «NewTimes.kz»

Так, кто на самом деле управляет городом — власть или застройщики? Неужели в акимате не понимают, что город — это не только инвестиции, этажность и плотность застройки, но и люди? Люди, которые каждый день живут здесь, ведут детей в школу, записываются в переполненные поликлиники и часами стоят в пробках.

Застройка — это, безусловно, деньги и выгода. Но где в этой формуле комфорт?