После весеннего паводка в селе Самарка виновным оказался один человек — экс-аким Сергеевского сельского округа. Суд вынес ему приговор, но сам чиновник считает, что стал козлом отпущения.
Бывший аким Сергеевского сельского округа Атбасарского района Акмолинской области Кайрат Кожахметов записал видеообращение к землякам, в котором заявил о несправедливом обвинении. Атбасарский районный суд возложил на него ответственность за последствия подтопления. Суд назначил Кожахметову полтора года ограничения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе.
Но сам экс-аким уверен — его сделали «козлом отпущения». В интервью нашей редакции он рассказал свою версию случившегося и то, как, по его словам, в одиночку пытался сдержать воду и спасти село.
«Я принял на баланс гидротехническое сооружение, потому что мне поставили задачу. Хотя по всем правилам оно должно быть на уровне области, а не сельского округа. Для того, чтобы протянуть электричество ко второму шлюзу, нужно было заключить договор с АРЭКом. А просто так они бы этого не сделали — пришлось доказать, что объект на балансе у нас», — рассказывает Кожахметов.
Он утверждает: финансирование на содержание дамбы не поступало. Приходилось уговаривать местные сельхозфирмы помочь, объясняя, что если луга затопит, они же первыми пострадают.
«Любой житель подтвердит: я делал всё возможное, ночевал там».
Кайрат Кабиденович обращает внимание на некоторые моменты, которые легли в основу обвинения. Первый – рекомендация Есильской бассейновой инспекции о переводе гидротехнического сооружения на транзитный режим пропуска воды.
«Если бы я сделал протоки заранее, затопление началось бы ещё раньше. Весной 2024-го объём воды был почти на полтора метра выше нормы. Мы её сдержали, но через 200 метров вода всё равно прорвалась — валы стоят ещё с советских времён, капитального ремонта не было».
Бывший аким также подверг сомнению достоверность экспертизы, на основе которой выносился приговор:
«Эксперт, на чьё мнение опирался суд, вообще не имеет технического образования. Но теперь мне ещё и придётся оплатить стоимость этой экспертизы — 4,5 миллиона тенге».
Кроме того, акимат района намерен взыскать с него через суд сумму компенсаций пострадавшим семьям — свыше 8 миллионов тенге.
«Мы всей деревней сдерживали воду до 11 апреля. Только тогда был объявлен режим ЧС. А перелив через дамбу произошёл уже 12-го. Так почему я должен платить за это из своего кармана?»
Нужно было найти виноватого, и они его нашли, уверен Кайрат Кожахметов.
«Нужны системные меры против паводков. Водную проблему нужно решать кардинально. 2025 год показал, что эти шлюзы «ни о чем», населенные пункты снова были в воде. Собственно, поэтому я и уволился по собственному желанию в октябре 2024-го, то есть до возбуждения уголовного дела. Я понимал, что при таком подходе я каждую весну буду крайним».
Он считает, что такие объекты должны, как гидротехнические сооружения должны быть переданы в ведение Комитета водных ресурсов, с полноценным финансированием и плановыми ремонтами.
«Нам элементарно не хватало кадров. Мы искали специалиста по гидротехнике по всему району — не нашли. В области запрашивали — никто не приехал. А инспектор из бассейновой службы — вообще эколог, сам ничего не понимал в гидротехнике».
На данный момент приговор Кожахметову не вступил в законную силу. Он собирается добиваться пересмотра дела.
Подготовила Асель Турар