Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Манас Бистаев изучил сообщество алматинских хипстеров и решил поделиться с читателями своими наблюдениями.
Пару лет назад в Алматы появились заведения для новомодных тогда хипстерских тусовок, они называются всегда одинаково; антикафе, некафе, таймкафе и т.д. Я еще в прошлом году приметил одно такое, и познакомился с двадцатилетним бородачом по имени Зеинди. Его девиз – «Ничто не истинно, все дозволено» выражает философию остальных «стирателей времени». После пары-тройки визитов, проведя внутри несколько часов становиться ясно, что изложение содержания хипстерства, которое будто бы заключается в новых гаджетах и вычурной манере одеваться, поверхностно и примитивно.
Не вводя в курс всех героев своего исследования, я стал наблюдать за ними в соцсетях, на улице и в их кафе, где все сделано специально для них дядями совсем из другой компании. В таком кафе не подают горячее и спиртные напитки, не допускается мат и жаргон, здесь люди фланируют на месте, и платят деньги за время, пока они играют друг перед другом одну и ту же роль довольствия собой и соревнуются в наплевательстве на чужое мнение.
Даже в Алматы не во всех районах и местах оценят и поймут серьги у парней в виде дырок в мочках размером со среднюю монету, но в хипстерской среде это верх шика, и остается только носить их с невозмутимым спокойствием, будто не шарахаешься на улице от хулиганистых на вид компаний.
Сюда еще приходят, чтобы побыть интеллектуалами, сыпать заученными цитатами, читать книги советских изданий, и играть в настольные игры. Кажется, эти ребята не застали, или не ездили в пионерские лагеря, где все это было в изобилии. Кстати, по внешности видно, что некоторым посетителям тридцать «с хвостиком», но они еще хотят оставаться «над пропастью во ржи».
Такие люди всегда были, теперь благодаря хипстерскому кафе у них есть возможность, вновь приобщится к дарам и праву молодости – дурачится без осуждения и тратить время в бессмысленной болтовне, читать друг другу свои стихи и эссе. Правда эта возможность дается за деньги, и дружба здесь платная услуга - заводилы таких компаний все сплошь сотрудники заведений. Они впускают в свой круг «старичков» ровно настолько, насколько искренне любезны с клиентами официанты в обычных кафе. С ровесниками же они заигрывают и соревнуются в остроумии, которое не превышает уровень старших классов.
Только вот здесь я не разобрался, то ли сотрудники специально не хотят смущать клиентов, и оставляют им место для маневра, то ли они и в правду остались детьми на лишние 5-10 лет. И еще одно занимательное наблюдение: так как хипстеры претендуют на некую исключительность и интеллигентность, по сравнению с дворовыми ребятами, в их среде делать грубые намеки и сально шутить, тем более с девушками считается не камильфо.
Минута удовольствия «забить» на все стоит 10 тенге, учитывая, что большинство посетителей постоянные, сидят здесь с 20 часов до 4 утра, по 2-3 раза в неделю, и каждый вторник и пятницу собираются до 50 человек, то их посиделки, не считая заказов газировки и пиццы, приносят неплохую прибыль. Видимо, настолько неплохую, что с момента открытия два года назад и девальвации тенге на 100%, плата не поднялась ни на тиын.
Хипстерская субкультура как явление перекочевала к нам из Америки. Так вот, давным-давно О. Генри в новелле «Прожигатель жизни», уже показал по сути хипстера. Современные повесы посчитали бы за честь с такой утонченностью и вкусом растрачивать молодость впустую.
Манас Бистаев