Мобильные операторы РК: битва гигантов в 2016 году

Экономический обозреватель ИА «NewTimes.kz» Мариям Бижикеева исследовала рынок мобильной связи Казахстана и пришла к выводу, что операторы не боятся монополизации рынка, ввязываются в маркетинговые войны и готовы биться за каждого клиента. При этом казахстанцы консервативны, и не используют большую часть продуктов и предложений, предоставленные операторами: общий доход предприятий связи в 2015 году составил всего 0,7%.

Плотность абонентов мобильной связи на 100 человек за год выросла с 166 до 179, а абонентов с доступом в интернет почти не изменилась, составив 61 против 60 годом ранее. Лидерские позиции сохраняет за собой «Кселл». На конец III кв. прошлого года абонентская база компании составляла 10,8 млн номеров, выручка от услуг - 119,4 млрд тг. На втором месте - Билайн с 9,8 млн абонентов и объемом продаж на 83,3 млрд тг. (в сегменте мобильной связи). Агрессивно растущая Теле2 увеличила абонентскую базу до 4,3 млн номеров, заработав 31,5 млрд. Замыкает рэнкинг Алтел с 3 млн номеров   и 28,3 млрд выручки. по информации комитета по статистике и информации, размещенной на официальных сайтах

Эксперты предрекают изменение сил на рыке в 2016 году. Поводом давать данный прогноз является озвученное в конце прошлого года решение руководства компаний Tele2 и ALTEL объединиться. Сделка должна состояться в 1 кв. 2016 г. и по мнению руководителя службы по связям с общественностью Tele2 Олжаса Бибанова, даст новый импульс развития бизнеса Tele2 в Казахстане. При этом, объединенная компания продолжит управление обеими марками – Tele2 и ALTEL. Как подчеркивают представители обеих компаний, ни о какой монополизации рынка речи не идет, а от слияния в выигрыше останутся и абоненты и даже конкуренты.

«Мы не видим угрозы монополизации рынка. С точностью до наоборот: мы видим в появлении третьего, более сильного игрока потенциал усилить конкуренцию еще больше и задать нашим конкурентам новые планки. Стратегия Tele2 – держать цены на услуги связи ниже, чем у всех конкурентов, а ALTEL – это безусловный лидер по скоростному 4G интернет в нашей стране. От нашего союза выиграют не только наши, абоненты, но также и абоненты других операторов. Ведь последним придется постоянно доказывать своим клиентам, что они не хуже. То есть, создавать интересные тарифные пакеты и улучшать техническую составляющую», — считает Олжас Бибанов, руководитель службы по связям с общественностью компании «Теле2 Казахстан».

По словам директора по корпоративным коммуникациям в Beeline Казахстан Алексея Бендзь, судя по долям рынка, все игроки будут подпадать под описание естественного монополиста и, по идее, должны одинаково регулироваться антимонопольным органом. Что касается ожесточенной конкуренции, которая наблюдалась в 2015 году, обвалила рынок телекома, который впервые показал отрицательную динамику представитель оператора высказал осторожный оптимизм.

«Казахстанский телеком-рынок очень специализированный. Мы имеем огромную территорию при крайне низкой плотности населения. При этом, до последнего времени существовал дисбаланс в вопросе лицензий, частот и строгости исполнения лицензионных обязательств. Мы искренне надеемся, что в 2016 году ситуация будет исправляться, а рынок ждёт оздоровление. Но добиться этого можно будет только при тесном сотрудничестве между всеми операторами и регулятором», — считает Бендзь.

«Монополия предполагает такую расстановку сил на рынке, при которой конкуренция фактически отсутствует, и функционирует только одно предприятие. На рынке мобильной связи Казахстана сейчас фактически работает 4 мобильных оператора, которых после завершения слияния Tele2 и ALTEL станет три. Конкурентная борьба на рынке очень жесткая, и ситуация вряд ли изменится после их слияния», — говорит руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл» Наталья Еськова.

Тенденции

Несмотря на сокращение выручки, по данным ranking.kz, мобильная связь остается крупнейшим сегментом рынка и занимает 38% в общем объеме доходов предприятий от услуг связи по итогам 2015. Число абонентов сотовой связи за год выросло на 12% после сокращения на 6% в 2014, и составило 31,4 млн. При этом количество абонентов с доступом к интернету увеличилось всего на 6% (после спада на 12% в 2014) до 10,7 млн. Такое отставание обусловлено тем, что в среднем на одного пользователя сотовой связи приходится несколько телефонных номеров, но не все из них используются для подключения к Интернету. 

Сохранилась и основная тенденция на рынке - вытеснение мобильной связи Интернетом. Доход от мобильных коммуникаций за год сократился на 13% (в 2014 - на 7%), от предоставления доступа к Интернету - вырос на 15% (в 2014 - на 23%). По словам Олжаса Бабенова, Интернет действительно постепенно вытесняет голосовой трафик и уже занимает первое место среди услуг мобильных операторов.

«Виноваты» в этом популярные VoIP приложения – мессенджеры, которые имеют функцию звонков другим абонентам. Эта тенденция четко прослеживается при анализе роста объемов трафика. Так, если в 2015 году в Tele2 Казахстан голосовой трафик вырос на 116%, то объем передачи данных вырос почти на 200%. Но это показатели только нашей компании, у остальных операторов объемы голосового трафика сокращаются год от года. При этом, данная тенденция никак не влияет на изменение тарифов, которые в Казахстане имеют тенденцию к понижению.

«Если говорить по объему услуг, то самый большой рост по результатам 2015 года показали услуги передачи данных, которые по отношению к 2014 году выросли почти на 88,8%. При этом голосовая связь все еще занимает существенную долю в доходах. Что касается тарифов на мобильную связь, то средняя стоимость минуты сети (ARMU) Kcell значительно снизилась в 2015 году, а средняя стоимость 1 Мб (ARMB) по результатам 2015 года стала меньше 1 тенге, а именно 0,7 тенге (1 тенге в 2014 году)», — считает Наталья Еськова.

Эксперты предрекают «смерть» голосового трафика в европейских странах уже в 2020 году. Скорее всего, именно к этому году из повседневного обихода в Европе выйдут простые кнопочные телефоны. Им на смену должны прийти смартфоны, позволяющие пользоваться приложениями VoIP. В нашей стране голосовой трафик скорее просуществует чуть дольше. В настоящее время, по данным исследовательского агентства 4Service, проникновение смартфонов в Казахстане составляет 70%, тогда как в западных странах эта цифра на порядок выше.

В статье: