Редакция ИА «NewTimes.kz» продолжает серию материалов для казахстанских автолюбителей. Сегодня вместе с нашим спикером — руководителем ОО «ОСА» Русланом Лазутой, мы расскажем вам о правилах поведения водителя при остановке транспортного средства инспектором дорожной службы.
Конечно, ситуаций и причин, по которым вас может остановить автоинспектор, множество. Однако добросовестному водителю всегда важно помнить, что существует определенный алгоритм действий, который необходимо соблюдать во избежание конфликтов или, например, коррупционных действий со стороны полицейского. Специально для этих целей Руслан Лазута разработал пособие о том, как вести себя в подобных ситуациях.
«Прежде всего, хотелось бы напомнить водителям, что ваша машина – ваша крепость. Поэтому, когда вас останавливают, не торопитесь покидать транспортное средство. Заблокируйте все двери, чтобы недобросовестный сотрудник не вломился к вам в автомашину и «случайно»не подбросил какой-нибудь патрон, наркотики и тому подобное. Конечно, это маловероятно в современных условиях, но такие случаи не исключены. Поэтому лучше всегда перестраховаться, чем потом доказывать обратное», — предупреждает Л. Лазута.
Юрист поясняет, что лучше всего при остановке просто сидеть и ждать, а когда к вам подойдет автоинспектор — спокойно приоткройте боковое окно так, чтобы человек снаружи не мог просунуть руку, например, для того, чтобы попытаться открыть двери или сорвать видеорегистратор.
«Естественно, первым делом вы должны задать вопрос о причине остановки, попросить инспектора представиться. Нужно всегда знать, с кем вы разговариваете. Не открою Америку, если скажу, что различные мошенники и бандиты, используя полицейскую форму, зачастую пытаются обмануть водителя. Недавно был случай в Алматы, когда мошенник переоделся в форму полиции, встал на дороге и останавливал автомашины, представляясь сотрудником и вымогая деньги. Вычислили его сами «коллеги», заметив, что стоит одинокий полицейский. Ведь согласно регламенту, полицейские не имеют права работать в одиночку. Также необходимо обращать внимание на внешний вид сотрудника. Вы обязаны убедиться, что перед вами настоящий инспектор», — продолжает руководитель ОО «ОСА».
Руслан Лазута особенно отмечает: чтобы убедиться, что перед вами настоящий полицейский, обратите внимание на его внешний вид. Так на сотруднике обязательно должен быть именной жетон с личным номером, по которому его можно идентифицировать, служебное удостоверение, которое он обязан предоставлять по первому требованию. При этом сотрудник должен не просто махнуть «корочкой» у вас перед носом, но удостовериться, что вы рассмотрели и прочитали все данные.
«Отсутствие какого-либо элемента одежды, жетона или служебного удостоверения — это весомое основание прекратить вести абсолютно любые диалоги с этим сотрудником, ведь перед вами (!) не представитель власти. Поэтому в таких случаях необходимо сразу же звонить в 102 и уточнять, кто находится на этом участке. В случае, когда жетон отсутствует, это фактически в 100% случаев означает, что мошенник или полицейский вышел на «калым». Помните - служебные жетоны выдаются при выходе на службу и сдаются по ее окончании», — подчеркивает юрист.
Общественник особенно акцентирует внимание на том, что подражать авторам различных видео из соцсетей никогда не стоит. Главное — понимать то, о чем вы говорите сотрудникам правопорядка.
«Необходимо понимать то, о чем вы говорите. Если вы требуете у инспектора, чтобы он назвал причину остановки, вы должны понимать — каким пунктом нормативно-правового акта это регламентировано. А то чаще всего люди нахватаются«верхушек» и начинают «попугайничать», в конечном счете - вот вам готовая конфликтная ситуация. Помните, что инспектор на дороге — не враг или какой-то непорядочный человек. Следует знать, что у нас довольно сложная криминогенная обстановка и инспекторам также надо выявлять нарушения. К сожалению, у нас государство еще «не дозрело» до стандартов, присутствующих в тех странах, которые принято называть цивилизованными. В Европе, например, вы редко встретите представителя правопорядка, у нас же они почти на каждом углу. Но такова реальность, поэтому не стоит на ровном месте создавать конфликтных ситуаций!», —заключил Р. Лазута.