По мнению бывшего вице-министра образования и науки Мурата Абенова, 12-летка – это необходимость, но он - не сторонник экспериментов на детях, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
«12-летка - необходимость. Сейчас время, когда люди должны получать непрерывное образование. Мне 50 лет, я каждый день что-то новое узнаю. Без каждодневного обновления человек не может быть успешным», — сказал Абенов в интервью агентству.
«Почему нам нужно 12 лет? Сегодня учебная программа перенасыщена, но она предполагает только формирование теоретических знаний. Мы почти не тратим время на формирование практических знаний. Речь идет о работе в лабораториях, работе в группах, индивидуальной работе. До обеда я получил определенную информацию, после обеда я должен испытать ее, чтоб знания закрепить», — уточнил он.
По его словам, по оценке образовательных достижений, учащихся Programme for International Student Assessment (PISA) Казахстан находится на худших позициях в мире. Причина – казахстанские дети выучили урок, а как использовать знания – не знают. Нужно время на формирование у учащихся практических навыков.
«Есть 3 типа учеников: один просто узнал и использовал свои знания, второй применил и проанализировал, третий - еще сделал оценку этих знаний и синтезировал новые. Кто нам нужен? Тот, кто хочет узнать, запомнить, применить, проанализировать, оценить и синтезировать новые знания. Это ответ на вопрос родителей, зачем тронули советскую школу? Мы учились в ней, выросли. Но мы сейчас в другой ситуации живем. Ваших знаний сегодня недостаточно», —подчеркнул экс-вице-министр.
«Наши дети готовы к 12-летке, не готовы их родители. Дети не испытывают проблем при переходе к новому объему знаний», — уверен он.
«Я думаю, образование с 6 лет - наиболее оптимальное. По данным ЮНЕСКО, 60% детей в мире учатся с 6 лет. Мы просто вынуждены переходить к этой практике, потому что этого требует существующий сейчас огромный объем знаний и информации. И для формирования у будущих специалистов новых навыков и компетенций уже сейчас необходимы интенсивность и время в школе», — сказал Абенов.
По его словам, по психофизиологическим качествам детей 6-летний возраст наиболее приемлем для формирования определенных качеств, т.е. детей в этом возрасте уже надо учить.
«На самом деле знания мы должны давать им с трех лет. Если с трех до 6 лет не развивать ребенка в семье, он всю жизнь потом будет отставать. До трех лет ребенок должен получать домашнее развитие, после этого он должен ходить в детский сад, где его будут профессионалы готовить к школе. Потому что родители не могут дать детям все, что нужно. С 6 до 11 лет - новый психофизический период, с точки зрения педагогики в этом возрасте детям можно давать интегрированные знания. С 11 до 15 лет мы можем дифференцированно давать разные предметы. Как раз в школе в это время начинается выбор предметов. А с 15 лет у ребенка возникают необходимость и возможность к выбору своей будущей профессии. Он к этому готов. Этот период идет до 18 лет», — пояснил Абенов.
«Но при развитии способностей надо в первую очередь знать меру, чтобы это было не вредно ребенку. Есть предел возможностей. Надо думать, о том, насколько в жизни эти качества будут полезны и востребованы», — считает он.
«Я не сторонник того, чтобы на детях проводить эксперименты. Я сторонник того, чтобы любой ребенок развивался гармонично, все его качества мы должны развивать постепенно. И потом, может быть, на чем-то больше акцентировать внимание. Мы знаем многих ребят, которых родители отдали на музыку, они потратили на это много времени, но великими музыкантами не стали, потеряв при этом возможность коммуникаций, потому что не играли на улице с другими детьми. Нужно всегда понимать, что будет полезно ребенку», — резюмировал бывший вице-министр.