С завидной даже для нашего замкнутого политического пространства периодичностью он управляет культурой и информационными потоками страны. Каждый его выход на большую сцену – это или дорогостоящий имиджевый проект или продвижение в массы непопулярных мер. Обозреватель ИА «NewTimes.kz» вспоминает, чем и как управлял Мухтар Кул-Мухаммед.
Должно быть, Кул-Мухаммед числится в списке идеальных исполнителей. Каждое его назначение – это конкретная задача, ее исполнение и уход на заслуженную передышку на роль советника. Все бы хорошо, но только на алтарь такого исполнения за все годы назначений были положены свобода слова, свобода искусства и немалые доли республиканского бюджета.
Цензор от природы и цербер на вратах культуры Кул-Мухаммед практически не выдавал ярких перлов с высоких трибун, не выступал со скандальными инициативами, обстрелу яйцами и другими подручными средствами не подвергался. Грешен он лишь одной любовью, которую в нашей стране и грехом не назвать – кощунство.
«У независимости, как и у домбры в ваших руках, есть две поющие струны. Одна струна – казахский народ. Другая – Глава государства, который прославил Казахстан на весь мир. Поэтому акыны сегодня должны говорить об этом. Мы сегодня должны воспевать Астану, которая прославила Казахстан на весь мир, говорить о достижениях Казахстана», - такие ценные указания министр культуры дал участникам айтыса в 2010 году, чем вызвал негодование слушателей этого исторически свободного жанра.
Сам министр от своих принципов не отступал ни на шаг. Его второе пришествие в министерство культуры ознаменовалось всплеском патриотических картин и постановок. Без ложной скромности Кул-Мухаммед сам отметил «небывалый подъем казахстанского кино» в 2011 году. Как раз тогда вышла первая часть саги «Путь лидера - Небо моего детства» стоимостью в 3 млн долларов. А вот заявленный тогда же анимационный сериал «Казак елi» ушел в небытие и вернулся уже в виде полнометражной версии только в этом году, уже при другом министре.
Особо близко сердцу министра культуры, судя по его высказываниям, было празднование Дня столицы. Именно в его бытность дни рождения Астаны даже без юбилейных поводов отличались особым культурным размахом – возможно, тому просто способствовала цена нефти. Но только на один мюзикл «Астана», которым решили удивить нашу неискушенную мюзиклами публику, в 2010 году было потрачено 52 млн тенге. Трудились над созданием патриотичного шедевра специалисты из России, Германии, США и Казахстана. Из идеи, рожденной самим Кул-Мухаммедом, мюзикл вырастили за рекордные четыре месяца. Премьера в День столицы запомнилась зрителям дорогими декорациями, яркой массовкой и размахом, а вот сюжет истории об Астане, Японии, любви и бизнесе мало кто вспомнит. После показов в Астане и Алматы постановка тоже ушла в небытие.
С цензурой у Кул-Мухаммеда получалось ладить все-таки куда больше, чем с сюжетами. В 2009-2010 годах возглавляемое им министерство культуры и информации активно боролось с оппозиционной прессой. В это же время были приняты поправки в Закон «О средствах массовой информации», против которых активно выступало журналистское сообщество. В частности, против приравнивания всех интернет-ресурсов к СМИ со всеми вытекающими последствиями. Однако глава ведомства и здесь непреклонно навязывал всем свою точку зрения, дескать, закон направлен на либерализацию медиасферы и учитывает пожелания экспертного сообщества.
Видимо, министр боялся, что журналисты «доведут свою свободу до абсурда», как и кинематографисты, в адрес которых была брошена эта фраза. В частности, относилось это к фестивальным «Тюльпану» и «Карою», а также коммерческому «Кайрату-чемпиону». «Это позор! Это дело тех граждан, кто воспользовался отсутствием законодательной базы», — возмутился Кул-Мухаммед. А вот за скандально известную на родине и прогремевшую на весь фестивальный мир картину Ермека Турсунова «Келiн» министр перед нравственными депутатами все же заступился.
А уже в третье свое пришествие на пост министра культуры и информации Кул-Мухаммед объявил войну импортному «мылу». «С этого года мы больше не закупаем ни один сериал корейского и турецкого производств», — решительно заявил министр. Отечественный цех по производству мыльных опер с того момента и правда подтянулся. А вот откуда в сетках отечественных каналов до сих пор берутся свежие сериалы из указанных стран – загадка.
Впрочем, между управлением делами культурной важности Мухтар Кул-Мухаммед успел побывать дважды советником Президента, пресс-секретарем Главы государства, специальным представителем Президента на комплексе «Байконур», государственным секретарем и руководителем предвыборного штаба Нурсултана Назарбаева.
Сейчас уже в должности первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Кул-Мухаммед стоит на защите очередного камня преткновения общества – земельного кодекса. Судя по всему, диалог здесь выйдет такой же, как и в 2009 году с законом о СМИ.
Алика Абдрахманова