«Перенятые у Запада ритуалы противоречат природе казахов»: Астанчанка возрождает забытые традиции

Соавтор методики обучения казахскому языку «Тілдауа» Толеу Аймаганбетова запустила проект «Жөн-жоралғы», передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Представьте, вы - студент-«болашакер», учились несколько лет за рубежом и вернулись на Родину. По казахскому обычаю Туган жерге аунату вас, как человека, долго жившего вдали от родных мест, по возвращению обваляли в земле. В наше время вряд ли такое возможно. Зачастую просто накрывается стол, варится мясо и созываются родственники.

Казахи веками хранили и ревностно оберегали свои обычаи и традиции. Но время, технологический прогресс и тесная интеграция с различными культурами сделали свое дело — часть традиций была забыта, а то, что осталось ― приспособлено под современные реалии.

Единственное, что испокон веков осталось неизменным ― это казахское гостеприимство. Традиция приглашать гостей за богатый дастархан хорошо прижилась и в наше время.

Наши современники могут пренебречь обрядами и обычаями на празднике, но стол однозначно будет ломиться от яств.
6 марта в Астане запустили проект «Жөн-жоралғы» — это уникальные курсы, на которых учат правильно соблюдать казахские традиции и обычаи.

При этом организаторы отмечают, что мероприятия в национальном духе «приобретают все большую востребованность».
«А как иначе? Они выполняют воспитательные, коммуникативные и эстетические функции. Благодаря им, формируются устойчивые нравственные нормы поведения, нравственность во взаимоотношениях. Они наполнены жизнью, созидательны и устремлены в благополучное будущее», ― поясняют они.

Проект рассчитан на три месяца, в течение которых изучаются три темы: традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка, со вступлением в брак и с проводами человека в последний путь. То есть это три этапа жизни, которые казахи широко отмечают и сопровождают многочисленными церемониями ― к примеру, «қырқынан шығару» или «тұсау кесу», если это касается детских праздников, а также «сырға салу», «есік ашу» ― обряды, предшествующие свадьбе или завершающие ее.

Одним из авторов проекта выступила эксперт, соавтор методики обучения казахскому языку «Тілдауа» Толеу Аймаганбетова.
«Я обучаю казахскому языку по своей авторской методике, больше – индивидуально. И кто бы ни учился у меня, всех волнуют вопросы отправления тех или иных ритуальных церемоний. Это меня очень радует. Наконец-то, дети древнего, великого этноса развернулись к своим истокам. И я решила им в этом помогать, но не в прямом смысле – не провожу никаких обрядов.

Я консультирую, разъясняю, то есть пропагандирую», ― пояснила Толеу Коккозовна.

По ее словам, казахстанцы чаще всего спрашивают о детских обрядах и брачных церемониях - «кыз ұзату», «келін түсіру», «үйлену тойы», «құда күту». Также интересуются погребальными ритуалами.

«Конечно, незнание тонкостей и предназначения тех или иных традиций, к сожалению, приводит иногда к конфузным ситуациям. Много сейчас ритуалов, перенятых с Запада, которые абсолютно противоречат природе казахов, их менталитету. Поэтому я запустила проект «Казахский через изучение национальных обычаев и традиций «Жөн-жоралғы». Там я не только разъясняю обычаи, но также побуждаю слушателей к беседе, чтобы раскрепостить их для дальнейшего развития устной речи. Очень хороший метод, слушателям нравится и учиться, и общаться. Ничего, что на ломаном языке, но это практика и речевая среда, которых не достает», ― поясняет автор проекта.

В современном Казахстане сложно найти семью, в которой традиции живут в первозданном виде. В данном случае уместно применить фразу «кто во что горазд». В разных регионах Казахстана одну и ту же традицию могут интерпретировать по-разному.

«Обычаев у казахов великое множество. Многие потеряли свою актуальность, многие попросту забыты. Среди забытых есть традиции с огромным воспитательным потенциалом. К таким можно отнести «бәсіре» – подарок ребенку, который будет считаться его первой собственностью. «Байғазы» ― подарок-поощрение по случаю новой обновы, покупки или приобретения. Это казахи обязательно поощряли подарком-байғазы за труд, потраченный на добычу средств, за стремление к лучшему. Мне также нравится обычай «Тоқымқағар» – первая поездка малыша-мальчика на коне, тем самым его идентифицируют как будущего всадника-воина, добытчика, защитника Отечества. Со временем этот обряд приобрел новый оттенок. Во многих семьях через обычай «тоқымқағар» отмечают первый выход в «свет» малыша или малышки, т.е. за пределы родного дома. Есть у казахов очень добрый обычай «Есік көру». После шумного свадебного тоя родители девушки приглашают молодых к себе домой. Дастархан, накрытый по случаю «есік көру – открыть дверь, посетить», полностью посвящается новоиспеченному зятю. За этим дастарханом он знакомится с близкими родственниками молодой жены, устанавливаются новые родственные отношения со всеми правилами этикета и взаимоотношений», ― рассказала Толеу Аймаганбетова.

«Ни для кого не секрет тот факт, что нынче на одной лестничной площадке соседи живут годами и не общаются друг с другом. А если что-то случилось? Настигла беда? К кому ты побежишь? К соседу. Степная мораль прописывала мирное сосуществование с соседом. Бытовала поговорка, что, когда предстаешь пред Всевышним, в первую очередь с тебя спросят, «насколько ты был дружен с соседом?» И для знакомства и сближения соседей у казахов был обычай приглашать на «ерулік». То есть сосед-старожил приглашал нового, незнакомого соседа с семьей к себе в гости, чтобы в дальнейшем общаться друг с другом. Вот эти вышеперечисленные традиции и следовало бы возрождать», ― заключила автор проекта.