Семья Бауржана Токпанова с несовершеннолетними детьми в ближайшее время может оказаться на улице. Доведенный до отчаяния астанчанин рассказал корреспондентам ИА «NewTimes.kz» о том, как потерял квартиру после 14 лет проживания в ней и на какие крайние меры готов пойти ради того, чтобы доказать незаконность судебного решения.
57-летний Бауржан Токпанов с 1996 года живет в Астане. Говорит, сходство с президентом никогда не оставляло людей равнодушными: одни просто шутили об этом, другие – фотографировались, были даже те, кто обязательно прислушивался к совету. Однако сейчас, сокрушается собеседник, именно тогда, когда он особенно нуждается в поддержке, равнодушным к нему оказался даже закон. В августе нынешнего года астанчанин рассказал корреспонденту NT о том, как он оказался в сложной жизненной ситуации.
«Окружающие всегда замечают мою схожесть с президентом. Стараются сфоткаться со мной, повторяя, что я двойник. Я всегда привлекаю много внимания, но сейчас, когда я кричу о несправедливости, с которой столкнулся, меня никто не слышит», — вздыхает Бауржан.
Несправедливостью Бауржан называет выселение из квартиры по улице Куйши Дина в Астане, куда он с семьей переехал в 2003 году.
«Продав свое единственное жилье, в мае 2003 года мы купили по договору долевого строительства с АО «Акмоласвязьстрой» квартиру за 25 тыс долларов. Заплатили, оформили и переехали в новый дом. Это наша единственная квартира. Теперь, через 14 лет, нас выселяют из нее. Сделка 2003 года признана недействительной», — возмущается мужчина.
Он пояснил, что в 2011 году между новым и старым руководством компании «Акмоласвязьстрой» возникли разногласия, которые позже обернулись уголовным делом, заведенным на бывшего гендиректора. Этот человек, по словам Бауржана, подписал договор на продажу квартиры.
«Но оказалось, что он присвоил деньги, которые мы заплатили за квартиру. Мы про это даже не знали. Никто нам не говорил, что по нашей квартире существуют какие-то проблемы», — уверяет собеседник.
Вместе с тем, добавляет он, суд признал, что таким образом бывший гендиректор причинил существенный вред «Акмоласвязьстрой». Также доказано, что семья Токпановых заплатила за квартиру и не знала о присвоении денег.
«В этом году реабилитационный управляющий, который сам тоже был осужден в 2012 году за мошенничество в крупном размере, предъявил нам иск на квартиру. Суд восстановил срок исковой давности, признал недействительными договоры по нашей квартире и решил нас выселить. Но зачем тогда законы, если судьи их просто игнорируют?! По Гражданскому кодексу АО, как юридическое лицо, само несет ответственность за действия своего исполнительного органа и должностного лица. И если их гендиректор причинил им имущественный вред, то они должны разбираться с ним, а не с нами. Мы закон не нарушали. Получается, гендиректора друг у друга воруют, а я виноват», - возмущен Бауржан.
19 августа вышло постановление суда, в котором говорится о выселении семьи Токпановых.
«Уже приходил судебный исполнитель, а 14 сентября он уже хотел выселить нас принудительно, но так как сейчас нас в городе нет, это сделать невозможно. Я не знаю вообще, куда идти? Бомжевать? У нас нет другого жилья. Мы добросовестные покупатели, не преступники. Или у нас один выход - сжечь себя на площади в знак протеста на неправомерные решения судов. Судьи лишили меня дома и прописки. Я должен идти криминальным путем? А в чем моя вина - мне никто не объяснил. То, что заплатил гендиректору? Но, извините меня, гендиректор - это материально ответственное лицо. Я стал жертвой мошенничества», - подчеркивает мужчина.
Бауржан написал письмо в коллегию Верховного суда. Кроме того, мужчина решил обратиться к генеральному прокурору РК Жакипу Асанову, чтобы он помог разобраться в ситуации.
«Уважаемый господин генеральный прокурор, просим вас разобраться в нашем деле, так как были нарушены мои конституционные права, закон был нарушен. У меня отбирают единственное жилье, лишают прописки, лишают гражданства. Я жил в этой квартире 14 лет, я не понимаю, что мне теперь делать. Все, что хотят, то и творят. Я хочу, чтобы вы обратили внимание и проверили мое дело», - попросил он.
Спустя 2 месяца…
Рассказав свою историю в августе, Бауржан попросил отложить ее публикацию по вполне понятным причинам - семья подавала ходатайство о пересмотре дела и писала обращения в различные инстанции, и мужчина надеялся, что ситуация решится с помощью закона. Но обстоятельства семьи Токпановых только усугубились.
«11 сентября мы подали ходатайство о пересмотре дела в кассационном порядке. Ждали до вчерашнего дня, 24 октября. И вчера мы узнали, что отказано в рассмотрении. Пишут, что суды все сделали правильно. Фирма находится на реабилитации. Они хотят просто мою квартиру взять, долги закрыть и дальше работать. До этого я говорил: один мошенник взял и раздал квартиры родственникам, другой взял мои деньги и в кассу не отдал. Причем здесь я? По юридическим канонам я вообще не виноват. Я дольщик, и просто купил квартиру. Нам пишут, что гендиректор не имел права деньги брать, но я откуда мог знать заранее, кто и где по карманам деньги сует?» - говорит Бауржан.
«Невозможно достучаться до наших небес! Наши судьи творят, что хотят. Мы везде писали жалобы, все отвечают, что суды никому не подотчетны, поэтому они творят, что хотят. Никто ни за что не отвечает. Судейский беспредел, потому что нет контроля. Одно вранье!» - восклицает Токпанов.
Пока супруга Бауржана показывает все документы и плачет, он ее успокаивает и попутно объясняет.
«Я бомж в 57 лет благодаря судьям? На руки еще не пришло уведомление, а вчера вечером уже пришел судоисполнитель. Выселять пришел нас. И адвокат компании вместе с ним. Он причем здесь вообще? Мы не открыли им дверь. А они просто выключили свет. И что они хотят, чтобы 6 человек, в том числе дети, пошли спать на трубах на улице? Давайте весь Казахстан в цыганский табор превратим!» - возмущается астанчанин.
Страшнее всего – отчаяние, до которого доведен Бауржан.
«Это варварская страна! Я не знаю, к кому здесь обращаться. Я жене говорил, мол, ты уезжай из дома, а я газ открою. Только соседи же в доме, они-то ни в чем не виноваты… А мне вот терять нечего. Я и умереть могу», - с горечью в голосе говорит человек, мечтающий о понимании в родной стране.
Материал подготовили Амина Курмангазиева и Екатерина Мостовая