«Без окон, без дверей»: Как необычный гостиничный бизнес молодого астанчанина помог итальянцу найти любовь в Казахстане

30-летний Ильхам, переехавший 10 лет назад в столицу, долгое время участвовал в семейном строительном бизнесе, но решил бросить себе вызов и уйти в самостоятельное плавание. Желание создать нечто новое и подтолкнуло астанчанина к идее открытия отеля принципиально нового для Казахстана формата. Создатель первого в Астане капсульного отеля рассказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz» о том, кто приезжает посмотреть Астану, как итальянец смог найти любовь в Казахстане и почему не развивается внутренний туризм в стране.  

Ильхам — заядлый путешественник, и, по его признанию, в поездках он ищет «не испорченный глобализацией опыт».

«За годы проживания в Англии часто ночевал в хостелах, и, в общем-то, идея мне нравилась. Но, выбирая нишу, я смотрел на все проекты со стороны клиента. И хоть доступное проживание в Астане сейчас очень актуально, то, что предлагается — можно улучшить. Проживание должно быть недорогое, так как основная часть страны живет достаточно скромно, а, во-вторых, сейчас общая экономическая ситуация в мире переживает не лучшие времена. Но одновременно хотелось чего-то оригинального, нового и интересного. Тут-то я и подумал, что капсульный отель — это то, что нужно. Зачем переплачивать за ненужную площадь? По сути, в отелях мы платим за площадь, которой не особо пользуемся. При этом капсульный отель предоставляет все удобства. Если ты захотел, то ты пошел в свою капсулу и отдыхаешь в тишине и спокойствии, у нас хорошая звуковая и теплоизоляция. Это отличный формат для путешествий», — рассказывает Ильхам.

Идея создания пришла накануне Экспо в Астане, но, увы, реализовать задуманное удалось только к последнему месяцу выставки.

«На строительство и оборудование помещения ушло чуть больше трех месяцев. Затратная часть составила около 18 млн тенге, что вполне неплохо. Только одни капсулы чего стоят, они, конечно, не такие инновационные, как в Японии, но для нашей страны и для начала — очень даже достаточно. Всего 36 капсул (комнаты с капсулами поделены на женскую и мужскую — прим.NT) и еще у нас есть одна двухместная комната, так называемая вип-комната. Там двуспальная кровать, отдельный телевизор, кондиционер, но также общий санузел. По сей день мы что-то доделываем. Осталось закончить тапчан — лаунж этаж, где мы хотим все сделать в казахском стиле: корпешки, столики круглые, низкие. А вот над логотипом мы думали долго», — признается Ильхам.

С названием ребята мудрить не стали: отель получил имя «Капсула». Зато логотип заставил предпринимателей поломать голову.

«Сначала это была капсула, ну знаете — таблетка! Но это больше подходит для аптек и лечебных заведений. Потом мы подумали о ленивце, но согласно нашему опросу люди не все понимали, что это за животное. В результате мы выбрали зевающую панду! Панды тоже любят спать и еще они очень милые», — с улыбкой рассказывает Ильхам.

Конечно, и на этот необычный отель сильно влияет сезонность: как признается Ильхам, в августе-сентябре и декабре все было заполнено почти на 100%, а сейчас наблюдается спад. Услышав о посещаемости, конечно, захотелось узнать, как люди реагируют на то, что им придется жить в изолированной капсуле. 

«Наибольший поток гостей идет через сайты бронирования, где представлено детальное описание. Поэтому большинство гостей знают, что такое капсула, и приезжают намеренно. Однако немало людей бронируют вслепую, тогда все интереснее! Мы встречаем гостей и проводим мини-тур. Когда мы заходим в комнату с капсулами, реакции всегда интересные. В основном, это что-то вроде «Вау, крууууууто!» или «Это же как в 5 элементе!». Некоторые люди заходят в капсулу с опаской, но, оказавшись внутри, быстро привыкают. Однажды у нас останавливался гость из России, он с товарищем путешествовал на мотоцикле по Казахстану. Это был молодой парень лет 30, звали его Спартак, что ему очень шло, потому что он был ростом выше 210 см (приходилось наклоняться, когда заходил в дверь). «Вот и пришло время проверить капсулу на вместительность», — подумали мы. В конце концов, он прожил у нас три дня, и был очень доволен!» — вспоминает Ильхам.

Люди — самое любопытное явление в подобного рода форматах гостиниц. Если в пятизвездочном отеле составить портрет постояльца несложно, то здесь никогда не знаешь, кого ожидать.

«Много гостей приезжает из Польши, Сербии, в основном, это путешественники с одной большой походной сумкой. Один раз к нам приехала бабушка 78 лет, которая захотела спать на втором этаже, так интересно ей было (капсулы размещены в 2 этажа — прим.NT). Запомнилась история с гостями из Караганды. Женщина с маленькой дочкой ехали проездом через Астану, но по дороге у них сломалась машина, а ее муж из-за плохой погоды не смог выехать из Караганды, чтобы их забрать. Тогда они решили остаться в Астане. Они забронировали номер и позвонили нам. После уточнения, где мы находимся, женщина, шутя, спросила, нет ли у нас службы эвакуации машин с трассы. А я в тот день как раз купил кабель для «подкуривания» машин и буксировочный трос, готовясь к суровой зиме. В итоге я поехал их спасать. Так они и стали нашими постоянными клиентами», — с улыбкой рассказывает Ильхам.

Но работа с людьми запомнилась хозяину отеля еще и романтическим случаем.

«Была интересная история с мужчиной из Италии. Он был уже преклонного возраста, ни разу не был женат и приехал искать свою любовь в Казахстан. Так он прожил у нас около двух недель и каждый день ходил на свидания с новыми девушками, которых он находил на сайте знакомств. После свиданий он часами рассказывал, как все прошло, со свойственным итальянцам романтизмом, а мы все его зачарованно слушали! В конце концов, он познакомился с очаровательной женщиной, в которую влюбился. Ему пришлось вернуться в Италию, но он планирует свою следующую поездку летом, и, как говорит, уже для женитьбы!» — делится Ильхам.

На просьбу описать портрет среднестатистического постояльца, хозяин отеля со смехом говорит, что это мужчина 29 лет из северного Казахстана. Но при этом признается, что разброс большой: 50% — иностранцы и 50% — казахстанцы.

«Основной поток гостей — это люди до 40. Около 60% казахстанцев — это командировочные, остальные останавливаются транзитом или как туристы города. Наша огромная мечта — чтобы казахстанцы начали путешествовать больше, ведь внутренний туризм нужно развивать. Как ни крути, туризм это роскошь, и, особенно, в глазах наших людей. Тогда как в Европе, США и сейчас даже в России идея бюджетного путешествия с рюкзаком на спине становится популярной, в Казахстане это еще дико. Отчасти из-за того, что в Казахстане туризм дорогой, будь то гостиницы, экскурсии или перелеты. Это, в свою очередь, дорого из-за отсутствия большого потока клиентов, сверхмаржинальности и длинной цепочки агентов. Надеемся что с распространением интернета и прямых продаж, стоимость туризма будет снижаться», — утверждает Ильхам.

К слову, поработав в гостиничном бизнесе, он сделал свои выводы о проблематике туризма в Казахстане.

«Отсутствие культуры бюджетного отдыха: все ассоциируют отдых с курортами, самолетами и гостиницами, когда есть много вариантов увидеть страну дешевле (автостоп+хостел, например). Отсутствие свободных денег: тут проблема глобальная, но локально ее можно решать, переориентировав население на бюджетный отдых и, особенно, внутри страны. И сверхмаржинальность: гостиницы и туроператоры должны урезать свои издержки, чтобы не вешать на клиентов свои затраты на автономное отопление и величественные холлы. Несомненно, есть и клиенты, кому это нужно, но у нас в стране зачастую даже бюджетный уровень гостиниц стремится быть «круче и выше», когда нужно метить на целевую аудиторию. Это мелочи, как чрезмерно большой ассортимент блюд в ресторане, переизбыток персонала или дорогая мебель, которая ложится в основу цены. Если цель — неискушенный клиент, то и нужно давать то, что он может себе позволит. Решив эти проблемы, я думаю, Казахстан начнет «двигаться», — подытожил Ильхам.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты