Нашу медицину есть за что поругать. Мы все действительно сталкиваемся с кучей проблем — человеческий фактор чаще всего тому виной, но было бы глупо отрицать и то, что здравоохранение развивается. Одна из столичных больниц — неплохое тому подтверждение: по крайней мере, в плане технического оснащения они шагнули далеко вперед. Инновационная реанимация, европейские методы, гибридная операционная — корреспондент ИА «NewTimes.kz» прогулялась по 2 городской и узнала, чем они гордятся.
Агентство по делам госслужбы и управление здравоохранения запустили мониторинг — ведомства проверяют медучреждения города. По заверениям представителей госорганов, проверки обнажат проблемы столичной медицины, и их потом обязательно устранят. Возглавили экскурсию глава Управздрава Камалжан Надыров и руководительница столичного департамента АДГСПК Жазира Жылкышиева, отметив в самом начале, что жалобы на обслуживание в больницах продолжаются, но активная работа ведется, и они хотят выявить и устранить всевозможные недостатки. Ознакомительный «забег» был начат со 2 горбольницы Астаны по улице Рыскулова. И после вступительного слова «бразды правления экскурсией» были переданы главному врачу Ивану Ли — человеку очень активному, вдохновленному и заряженному.
«Наша больница — одно из самых крупных стационарных медицинских учреждений: в год у нас свыше 150 тыс обращений, более 25 тыс стационарно пролеченных больных и более 11,5 родов. Уже больше года приемное отделение работает по одной из самых современных в мире систем — триаж-система. Она предполагает распределение больных по их экстренности. Есть красный, желтый и зеленый потоки — это скорость оказания помощи», — говорит Иван Иванович.
Красный поток создан для экстренных пациентов, чье состояние угрожает жизни. Мы идем по кроваво-красной полосе в сторону блока для пациентов, которым нужна мгновенная помощь. И надо сказать, блок ослепляет своей белизной и бросается в глаза алыми шторками, которые отделяют койко-места друг от друга. Иван Иванович объясняет, что каждое место оборудовано всей необходимой аппаратурой для мгновенного оказания экстренной помощи.
«Здесь можно принять любого пациента и, грубо говоря, не дать ему умереть. Все это делается в круглосуточном режиме. Если мы в сутки принимаем порядка 250 пациентов, 15-20% нуждаются в такой экстренной помощи. Здесь они могут находиться любое количество времени, как только критическая ситуация решена — пациент поступает либо в операционную, либо в основную реанимацию, либо в профильное отделение. В общем, здесь — сердце приемного покоя. Повторюсь, здесь есть все для выхаживания тяжелых больных. Прикроватный кардиомонитор, дыхательный аппарат, дефибриллятор — все, что необходимо. Кресло-каталка устроена так, что пациента можно и перевезти в любое место, не перекладывая по несколько раз, даже оперировать можно на ней», — говорит доктор, показывая следом то, как работают врачи с базой данных, где собраны все сведения о поступающих.
Следом мы проходим в комнату, похожую на маленькую регистратуру — «своего рода информационное бюро», говорит Иван Иванович.
«Здесь тоже база данных и, что самое главное, интеграция со скорой помощью. Когда скорая везет тяжелого пациента — передает сигнал. У нас появляется карта города на экране, мы видим, как машина движется к нам, понимаем, когда она приедет, и начинаем готовить реанимацию, специалистов и все необходимое. Программа эта позволяет значительно сокращать сроки оказания первой помощи, а это влияет на выживаемость», — рассказал главврач.
После выхода из «бюро» Иван Иванович решил познакомить нас с гибридной операционной. Судя по всему, главе больницы очень нравится то, как оборудована клиника: рассказывает он об этих инновациях с гордостью и воодушевлением.
«Мы, являясь городским центром по оказанию экстренной помощи при инфарктах и инсультах, сделали с прошлого года при поддержке акимата гибридную операционную. Эта операционная позволяет в течение 2-3 минут прооперировать, застентировать и не дать ему умереть. Она тоже находится на первом этаже — для скорости транспортировки. Это так называемая ангио-операционная гибридного характера», — рассказал главврач.
Один из докторов, находящихся в операционной, показал собравшимся, что собой представляет процесс на примере недавней операции: на экране появилось изображение «забитого коронарного сосуда», следом врач показал, как сосуд выглядит уже после медицинских манипуляций.
«Тем самым не дали человеку умереть», — лаконично заметил Камалжан Надыров.
А Иван Ли добавляет, что при необходимости в этой же операционной можно провести операцию на открытом сердце: поэтому она и гибридная.
«У нас была пациентка беременная, и в этой операционной мы сразу и родоразрешение провели, и на сердце операцию провели», — привел пример главврач.
Мы возвращаемся туда, откуда началась наша экскурсия, и заходим в небольшой кабинет. На стене висит экран с перечнем данных: если блок экстренной помощи — это сердце приемного покоя, то здесь, судя по всему, его мозг.
«Здесь установлено абсолютно эксклюзивное программное обеспечение. Вот эта жидкокристаллическая панель позволяет мониторировать всех пациентов, которые попали в базу данных. Здесь цветом помечено, по какому потоку пациент прибыл. Также здесь есть ФИО, время поступления, заболевание, принявший его врач и количество времени, за которое его обслужили. Также видно, куда пациент поступил. Все это позволяет отслеживать эффективность работы», — говорит главврач.
По его словам, если врач обслуживает пациента дольше положенного, то это обязательно будет разбираться на планерках — и это здорово повышает исполнительность медперсонала.
Иван Иванович после этого проводит экспресс-демонстрацию «желтого потока»: там лежат пациенты на осмотре, поэтому внутрь мы не заходим. Но доктор объясняет, что здесь находятся менее экстренные пациенты, чем в «красном потоке», при этом они требуют столь же внимательного изучения — чаще всего здесь те, кого привозит скорая.
В итоге мы движемся к «зеленому потоку» — туда, где плановые пациенты и те, кто обращается самостоятельно. Помещение напоминает мини-ЦОН: пациент берет номерок в специальном терминале и ждет своей очереди. Когда его номер появляется на электронном табло, он проходит к столу, за которым сидят дежурные врачи. А дальше происходит стандартный прием у врача: жалобы, симптомы и все необходимые подробности. Прийти сюда на прием может кто угодно: по словам главврача, здесь могут обслужить даже жителей других городов и стран, если им понадобилась медицинская помощь.
Завершается экскурсия в холле больницы, возле регистратуры: Иван Иванович демонстрирует прейскурант на услуги и объясняет, как попасть на платный прием к врачу. В какой-то момент мы все замечаем надписи на регистратуре на китайском языке: главврач с улыбкой объясняет, что они выходят на международный уровень, и во время ЭКСПО, например, у них уже лечились туристы из Китая. С тех пор приветственные надписи здесь не на трех языках, а на четырех.
К слову, крутые палаты и супероборудование — это не все, что показали собравшимся. В больнице теперь есть еще и картонная девушка с QR-кодом в руках. У нее пока нет имени, но пользоваться кодом уже можно.
Так что если вас волнует качество медицинского обслуживания, вы можете воспользоваться этой функцией и оценить, как вас приняли: такие картонные девушки скоро будут улыбаться вам во всех медучреждениях города.