Любовь привела полковника египетской армии в Казахстан, а теперь он обучает здесь детей необычному виду спорта (ФОТО)

Египтянин Ахмед Галал в 2017 году познакомился с туристкой из Казахстана в Тунисе. Девушка-метиска покорила Ахмеда, и он в итоге переехал в Казахстан и женился на ней. А сейчас чемпион Африки и Египта по снукеру, полковник египетской армии и фитнес-инструктор обучает детей в Алматы снукеру и пытается сделать из них международных звезд этого необычного для нашей страны спорта, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Фото: NewTimes.kz / Арнур Мамытбеков

Ахмеду — 44 года, и он выглядит спортивно и подтянуто. Ни пивного живота, ни усталости во взгляде, ни походки разочарованного жизнью человека. Он при любимом деле и полон энергии и желания делиться своими секретами снукерного мастерства с алматинскими подростками. Интересно, что помимо ребят, здесь присутствуют и их гордые отцы, иногда помогая выставлять забитые шары обратно на стол и внимательно наблюдая за действиями начинающих снукеристов. Ахмед общается со своими учениками на английском, и это помогает создать атмосферу британской игры в алматинском бильярдном клубе. Что примечательно, все его понимают и общаются с тренером на одном языке – можно сказать, что занятия снукером с Ахмедом помогают мальчишкам также улучшить свое знание английского. Но в Казахстане Ахмед оказался достаточно случайно: его привели чувства.

«Я познакомился с одной женщиной, казахстанкой. Она смешанных кровей – наполовину казашка, наполовину русская. Произошло это в 2017 году на снукерном турнире – чемпионате Африки, который проходил в Тунисе – я там был среди участников, а она была там в отпуске, как турист. Впоследствии я приехал сюда, и мы поженились», — вспоминает мужчина.

Сам Ахмед выглядит строго, но вызвать одобрительную улыбку у неоднократного чемпиона Африки и Египта по снукеру легко. Для этого его ученикам нужно лишь следовать его указаниями и, например, забить несколько шаров подряд в указанные лузы. Снукер – игра выходов, и здесь важно не просто забить, а построить серию, забивая белым шаром — битком — цветные шары разного достоинства. Кто наберет больше очков, проявив при этом снукерное мышление – не «бросаться» на трудные шары без выхода, а ловко отыграться, усложнив при этом забивание шаров для своего оппонента, — тот и выигрывает.

 Фото: Прежде всего – локоть. Локоть! Это слово Ахмед уже говорит на русском, подчеркивая ученикам важность этого элемента техники.

По этой причине снукер и называют «шахматами в движении» и игрой для интеллектуалов, и задача тренера, особенно на начальном этапе, очень важна – поставить ученикам правильную технику выполнения ударов. Начиная с классической стойки (низкой) до владения кием (который должен касаться подбородка) и правильного проведения удара (ударная рука расслаблена и движение происходит в основном в локтевом суставе). И контроля битка, конечно. Всеми этими навыками должны обладать снукеристы, мечтающие о победах. Как среди профессионалов, так и любителей. А меж тем число поклонников снукера растет.

 Живая легенда снукера – великий шотландец, основатель современного динамичного и атакующего снукера, семикратный чемпион мира Стивен Хендри и Ахмед Галал.

«Очень интересен пример Китая: там число игроков уже достигает примерно 30 млн, и для многих молодых людей снукер – это шанс выбиться в люди, стать кем-то. Правда, это жесткая схема, предполагающая упорный труд по много часов в день. Да, ты получаешь поддержку государства и бизнеса, но если ты не демонстрируешь результатов, тебя отправляют обратно — в твой город или деревню, и о карьере профессионала ты уже не мечтаешь. Так что, конкуренция там очень высокая. Что касается Казахстана… Когда я приехал в Алматы, я увидел, что все играют в русский бильярд. Здесь я впервые увидел эту игру, и это было для меня, своего рода, откровением. Интересная игра, со своей историей и традициями, не похожая на другие. Но постепенно, благодаря интернету, спортивным телевизионным каналам, показу международных снукерных турниров, казахстанцы стали проявлять все больше интереса к снукеру. Что не может меня не радовать», — говорит Ахмед.

На фото: с четырехкратным чемпионом мира по снукеру, шотландцем Джоном Хиггинсом.

По его словам, Казахстан в отличие от Китая — новичок в снукере.

«Как я уже сказал, большинство людей продолжают играть в русский бильярд. Также очень популярен пул. Снукер воспринимается как классическая игра. Так что, до моего приезда мало кто играл на снукерных столах, например, здесь, в этом бильярдном клубе «Бастау». Могу сказать, что многое изменилось с моим приездом, и сейчас у меня уже 25 учеников — подростков или юниоров, как их называют в спортивном мире. Лучшие из них – Нурдаулет и Григорий, одному — 13, а другому — 10 лет. Раньше они занимались примерно год русским бильярдом, но о снукере не знали ничего. Я стал заниматься с ними, ставил технику, потому что русский бильярд абсолютно не похож на снукер – тут другая тактика, другое игровое мышление. И могу сказать, что если они продолжат заниматься, через примерно 5 лет они станут очень сильными игроками и, возможно, будут представлять страну на мировых снукерных турнирах. Я воспринимаю своих учеников как свое будущее и в них я вкладываю свой труд и опыт. Добавлю, что в Казахстане уже было проведено три турнира по снукеру, и мои ученики выигрывали в них», — говорит тренер.

На фото: В перерыве между фреймами. Нынешний чемпион мира по снукеру англичанин Джадд Трамп и Ахмед Галал.

Сам Ахмед, помимо побед в Африке, является двукратным чемпионом по снукеру в Казахстане – в 2018 и 2019 годах. Также он представлял Казахстан в Китае в январе 2019 года — в турнире по пулу.

«К сожалению, нет пока у нас спонсоров, чтобы стать масштабным движением. Снукер не получает поддержку от государства, и нас выручает только Федерация бильярдного спорта РК и владелец бильярдного клуба «Бастау», за что им хочется выразить огромную благодарность. До моего приезда федерация поддерживала развитие русского бильярда, но теперь она помогает и развитию снукера в стране. Так, в августе я с одним из своих учеников – Нурдаулетом, — еду в качестве тренера в Россию, в город Тюмень, где он примет участие в чемпионате мира по снукеру для юниоров среди любителей. И эту поездку, и наше участие спонсирует казахстанская Федерация бильярдного спорта. Федерация поддерживает и наши занятия на базе клуба «Бастау» – плата для учеников составляет всего 10 тыс тенге в месяц, а это три занятия в неделю, и каждое длится два часа. Согласитесь, это очень небольшие деньги сейчас», — признается тренер.

С трехкратным чемпионом мира, признанным тактиком, англичанином Марком Селби.

По его мнению, залог успеха в снукере — просто начать играть.

«Найти в своем городе клуб, где есть снукерные столы, и начать посещать его. У меня есть ученик, Темирлан, которому 6 лет. А какая у вас причина не заниматься снукером? Что касается меня, как тренера, то я жду, прежде всего, юниоров, подростков, потому что у них есть будущее и перспективы и способности, которые можно и нужно развивать. Взрослые для меня – не самая приоритетная целевая аудитория. Конечно, я даю частные уроки, и леди, и джентльменам, но для них это своего рода хобби, увлечение. Есть у меня ученик, которому 62 года, и он принимает участие в наших турнирах. Главное – захотеть и делать то, что тебе нравится. Но только дети смогут сделать Казахстан в какой-то мере снукерной страной, и поэтому я занимаюсь с ними. Они — наше будущее, как бы банально это не звучало. К примеру, наша поездка в Тюмень в августе этого лета — это будет первой попыткой представить Казахстан на таком крупном турнире – а это будет чемпионат мира среди любителей в возрасте до 16 лет. А Нурдаулет – мой ученик, и ему только 13 лет. Посмотрите на знаменитого сейчас китайского игрока Дина Джуньху – именно его успех привел к тому, что в Китае появился интерес к поддержке снукера на государственном уровне», — рассказывает Ахмед.

На фото: Ахмед с одним из своих лучших учеников – Нурдаулетом.

Сейчас тренер, по его словам, «в режиме ожидания».

«Мне нравится жизнь в Казахстане, и я надеюсь, что снукер получит большую поддержку в будущем. Но если моя работа не принесет результатов, на которые я рассчитываю, как и на большую поддержку снукера, я буду вынужден уехать. Или домой, или в Таиланд – оттуда мне уже поступали очень интересные предложения. Они уже несколько лет приглашают меня к себе, но пока мне интереснее находиться здесь, в Казахстане», — объяснил Ахмед.

Ахмед рассуждает о разном

О дорогой жизни в красивом Алматы и приятных людях

«Алматы – красивый и большой город, мне здесь нравится. Я сам родился и жил в Порт-Саиде, это небольшой портовый город, очень тихий, неторопливый, со своим укладом и архитектурой XIX века. Люди в Алматы очень приятные, вежливые, что немаловажно. Конечно, я привык к жизни в маленьком южном, морском городе, где всегда тепло, а здесь зимой бывает очень холодно и очень много снега. Но я уже привык, конечно. Я бы не смог жить в столице, Нур-Султан – слишком экстремальный город для меня, прежде всего, климатически. К тому же, я очень много путешествую, и этот клуб – «Бастау», один из лучших бильярдных клубов в мире, я здесь провожу много времени, так что это тоже играет свою роль. Такое большое количество столов, такие условия, такое разнообразие вы, может быть, встретите только в Англии, да и то не факт. Что касается людей, то, как я уже сказал, они дружелюбные, но общаться со всеми я не могу, в силу того, что я не владею русским или казахским языком, а не все алматинцы говорят на английском. Я также работаю фитнес-тренером в отеле «Риксос», и там, конечно, есть люди, свободно говорящие на английском. К сожалению, жизнь в Алматы нельзя назвать дешевой – цены на арендное жилье высокие, на продукты – цены терпимые, но все же выше средних. Мои доходы здесь, в Казахстане – не самые высокие, применительно к моему образу жизни и необходимости путешествовать, посещая разные страны и спортивные турниры. Я ем мясо, а оно здесь, как вы сами знаете, очень недешевое. Да, я не вегетарианец, как и большинство людей, служивших в армии».

О службе в египетской армии

«Моя военная карьера длилась 20 лет, и я вышел в отставку в 2016 году. Я был офицером и служил инструктором по спортивной подготовке, дослужился до звания полковника египетской армии».

О разнице между Алматы и городами Египта

«Алматы напоминает мне больше европейский город. Не совсем мусульманский, он не похож на города в ОАЭ или Египте. Здесь нет сильных, тотальных запретов и строгих норм поведения. Здесь свободно употребляют алкоголь, люди одеваются так, как им хочется».

О молитвах в мечети Алматы

«Я хожу, конечно, в мечеть. Но, есть нюансы – здесь молятся и на казахском, и на арабском. Поэтому я присоединяюсь, когда начинают читать молитвы на арабском. Так что, жума-намаз, конечно, для меня важен, и его, как ритуал, я соблюдаю».

О спорте как части развития снукериста

«Я работаю фитнес-инструктором, как я уже говорил, в отеле «Риксос». Фитнес, конечно, не снукер, это разные миры, но, исходя из моего опыта, если вы хотите быть успешным в снукере, если хотите стать профессионалом, спорт – это то, что доктор прописал, как говорится. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Снукерный матч может длиться несколько часов, и если вы хотите поддерживать высокий уровень концентрации на игре, быть выносливым, то вам поможет именно снукер и физические упражнения. Снукерные топ-игроки ходят в спортивный зал, для них это в порядке вещей.

О чемпионстве Египта по легкой атлетике

«Люблю бег. Снукер я считаю своей игрой с 2013 года, до этого времени я занимался легкой атлетикой, бегом в частности, и был чемпионом Египта в этой дисциплине. И когда я приехал сюда, первым делом я поинтересовался легкой атлетикой, но ничего для себя не нашел. До того, как приехать в Алматы, я участвовал в турнирах для атлетов старше 35 и 40 лет, на забегах на 60 метров с препятствиями. И у меня были хорошие результаты».

О привлечении туристов из Египта в Казахстан

«Для этого есть ряд препятствий. Еще лет 5-6 назад были прямые рейсы из Египта, а теперь их нет. А это большая проблема. Очень сложная ситуация в посольстве Казахстана в Египте, уж не знаю почему. Процедура получения визы очень усложнилась: она занимает намного больше времени, чем раньше. Складывается впечатление, что эти официальные структуры не заинтересованы в увеличении числа туристов… Так что, из Египта нет прямых рейсов в Казахстан, есть только такие рейсы из Казахстана – получается, туристам из Казахстана легче посетить нашу страну, чем египетским, если они хотят побывать здесь. Пока еще есть чартеры. А чтобы добраться в Казахстан, египтянам надо лететь либо через Турцию, либо через ОАЭ. Либо выбирать другие маршруты с пересадками. А некоторые из моих друзей, коллег, хотели бы приехать в Казахстан, в Алматы, чтобы потренироваться здесь, но для них это пока все очень сложно и неоправданно дорого. Сами билеты очень дорогие. Как и доставка простых документов. Однажды моя уже бывшая жена, казахстанка, помогала мне доставить документы отсюда, в Египет, и эта посылка стоила бы $200 долларов. Я выслал ей $500 долларов, и она приехала в Египет и остановилась в 4-звездочном отеле с завтраком на 10 дней. И повторяю – это стоило мне $500 долларов. А я плачу только $800 долларов за авиабилеты сюда. Считайте и делайте выводы – будет ли развиваться поток туристов из Египта в Казахстан… Плюс в Казахстане очень высокие цены на перелеты в другие страны, а также порой отсутствуют прямые рейсы: для меня это неудобно, с учетом того, что я участвую в различных турнирах по всему миру. Так что пока сложно говорить о развитии туризма. Для туристов, которые прилетают из Дубая, все и легче, и дешевле. Хорошо, что это направление еще существует. Отель, где я работаю – там большая часть клиентов прибывает именно из Дубая, потому что перелет очень короткий и дешевый благодаря прямому рейсу. Вот вам пища для размышлений».

Материал подготовил Арнур Мамытбеков