В Алматы — 2 тыс 265 улиц и проспектов. 1 тыс 145 из них названы в честь мужчин и лишь 68 — в честь женщин. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» разобралась, как выбирают названия для улиц в городе и почему «женских» улиц почти в 17 раз меньше, чем «мужских».
Я жила на улице Кажымукана, Карасай батыра, Байтурсынова, на работу еду по Сатпаева до Байзакова. Одни только «мужские» улицы. Задумалась: а сколько улиц в нашем городе носят женские имена? Ответ я нашла в открытых данных egov.kz. Из 2 тыс 265 улиц Алматы только 68 названы в честь женщин. И находятся они в основном в черте города, а по протяженности уступают «мужским». В то время как улица Толе би есть в каждом районе города. И я связываю это с положением женщин в обществе, с тем как соблюдаются их права. Складывается ощущение, что это своего рода месседж: «нет достойных женщин в нашем обществе, чьим именем можно назвать улицы». И я с ним не согласна.
Давайте рассмотрим на примере улиц в Алмалинском районе. Красным цветом выделены «женские» улицы, синим — «мужские» и серым — нейтральные.
Как это выглядит на графике. «Женских» улиц почти в 17 раз меньше, чем «мужских».
В честь каких женщин названы улицы?
Улицы Алматы носят имена женщин-государственных деятелей, героев войны, деятелей искусства и науки.
Например, в Ауэзовском районе города есть улица Лизуновой Евгении — докторки филологических наук, которая внесла большой вклад в исследование казахской литературы, изучение творчества Мухтара Ауэзова. До 2003 года улица называлась «Садовой». Под руководством Лизуновой Евгении и при ее участии изданы «Очерк истории казахской советской литературы» и «История казахской литературы» в трех томах. Она написала 300 научных работ.
В честь советской казахской оперной певицы Куляш Байсеитовой названа улица в Бостандыкском районе. Также учреждена государственная премия имени Куляш Байсеитовой, проводится ежегодный конкурс вокалистов в память о великой артистке.
И одна улица названа в честь Ляззат Асановой — 16-летней жертвы Декабрьских событий 1986 года.
А что говорят ономасты?
Мы сделали официальный запрос в ономастическую комиссию города Алматы и узнали, каким образом выбираются названия улиц.
Как сообщили в комиссии, одним из критериев по наименованию и переименованию улиц является присвоение собственных имен выдающихся государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед Республикой Казахстан и мировым сообществом.
«Горожане, организации или администрации муниципальных образований Алматы могут обратиться с предложением о наименовании улиц в честь конкретных событий и людей», — объяснили в комиссии.
Порядок переименования таков. Сначала местные исполнительные органы вносят на рассмотрение маслихатов материалы по наименованию или переименованию областей, районов, городов республиканского и областного значения, столицы, районов в городе, составных частей населенных пунктов — это делается для учета мнений населения. Мнения населения соответствующей территории собираются на основании публичных слушаний в маслихате и оформляются протоколом. Эти протоколы размещаются на сайте соответствующего акимата и в СМИ в ближайшие 7 рабочих дней. Мнение населения вносится на рассмотрение соответствующих ономастических комиссий — так описали процесс переименования ономасты.
К сожалению, на вопросы о том, почему в Алматы так мало «женских» улиц, как появлялись некоторые из них и каков гендерный состав ономастической комиссии, нам не ответили.
«Казахстанское общество все еще остается консервативным, патриархальным»
Мы взяли комментарий у Жанар Секербаевой, со-основательницы казахстанской феминистской инициативы «Феминита» и Молдияра Ергебекова, профессора СДУ, доктора искусствоведения PhD, и узнали, с чем, по их мнению, связано то, что улиц, названных в честь женщин, в разы меньше улиц, названных в честь мужчин? А также насколько серьезно к этому относятся в Европе.
Жанар Секербаева:
«Насколько знаю, про тему гендерной непредставленности женщин в названиях улиц писала еще исследовательница Светлана Шакирова, которая поднимала вопрос о том, почему в Казахстане женщины в топонимике вообще остаются невидимыми. Я вижу проблему в том, что казахстанское общество все еще остается консервативным, патриархальным. В таком поле представителям_цам властных структур не приходит в голову идея открыть или назвать улицу в честь женщины. Если искать документально истории великих женщин в библиотеках, например, то вряд ли вы увидите многообразие ресурсов, источников, в которых вы прочтете о таких личностях. В Европе все по-разному, и я не знаю точно, какая статистика по названиям улиц там. Если говорить о скандинавских странах, меня впечатляет, в первую очередь, представленность женщин в политике. Вот это пример для нас! Уверена, что при полной представленности женщин в политике, мы не получим невидимости женщин ни в одной из сфер».
Молдияр Ергебеков:
«Улица — это единое для нас всех общественное пространство, и важный вопрос, почему в этом пространстве так мало улиц, названных в честь женщин. Еще в советское время смотрели на женщину, как на второй сорт. И сейчас мало что изменилось. У нас есть законы, защищающие права женщин, но их недостаточно, и они не работают. Чтобы эти законы работали, нужно общественное движение, у которого демократические цели».
Материал подготовила Фариза Оспан