Корреспондент NT спустился на десятки метров под землю и увидел, как строят новую станцию метро в Алматы (ФОТО)

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побывал на территории будущей станции алматинского метрополитена и убедился, что под землей, на глубине примерно 40 метров, идет невидимая постороннему глазу стройка одного из самых известных казахстанских долгостроев.

Фото: NewTimes.kz / Арнур Мамытбеков

Мы на территории, примыкающей к алматинскому Family Park – на проспекте Абая, между улицами Саина и Алтынсарина. Переизбыток солнца и пространства, охраняемая площадка, огороженная забором — с нее-то мы и начинаем свое знакомство с новой станцией метро, носящей гордое название «Сары-Арка». И, как мы сразу убеждаемся, подземный объект начинается с надземных построек, и наш сопровождающий – Максат Сейткулов, начальник технического отдела службы капитального строительства метрополитена Алматы, — рассказывает нам об этих сооружениях.

Сначала мы, ведомые любопытством, обнаруживаем огороженную дыру в земле, и как говорит нам Максат, это своего рода технологическое отверстие, через которое под землю опускаются эскалаторы. Собственно, по ним пассажиры метро будут спускаться вниз, к поездам.

Неподалеку можно найти и сами эскалаторы, которые транспортируются под землю. Как говорит Максат, они произведены в Южной Корее. Не знаем, насколько они высокотехнологичны и надежны, но выглядят они эффектно.

Идем дальше и натыкаемся на странную бетонную будку. Ан нет, это не просто будка: Максат рассказывает, что это шахта лифта, который будет обеспечивать доступ в метро для маломобильных граждан. И это здорово, на наш взгляд, – всем равные права и, как говорят строители, допуски! Мы продвигаемся вперед и видим еще одно сооружение – тут уже легко угадать будущую входную группу станции «Сары-Арка». Еще один вход будет на другой стороне проспекта Абая – он будет соединяться со станцией подземным переходом.

Настало время спуститься под землю, и мы через уже упомянутую «входную группу» начинаем этот путь вниз. Сразу видим будущий подземный переход – тут ведутся отделочные работы, и туда-сюда с сосредоточенным видом ходят люди в спецовках.

А вот это будущая касса — объект ожидает дальнейших строительных и отделочных работ.

Продвигаемся вперед, а, вернее, вниз, чувствуя себя героями компьютерной игры, действие которой происходит под землей. Атмосфера постапокалипсиса присутствует – проходим темными, слегка тревожными коридорами и закоулками, спускаемся вниз по узким и скрипящим лестницам. Прощай дневной свет, отныне наши спутники – лампы и фонари. А что делать – эскалаторы пока наверху, а вниз по-другому не попасть. На всякий случай, надеваем каски и спецодежду – ТБ пока никто не отменял.

Разделавшись с почти бесконечными лестницами, оказываемся в тоннеле, стены которого украшены странными надписями. Как говорит Максат, это образец местного фольклора – так метростроевцы шутят. Жаль, что никакого кафе на самом деле нет, было бы интересно взглянуть на подземное и прокопченное местным дымом меню.

Дальше оказываемся у странного сооружения, напоминающего проходную – здесь, в этих отверстиях, будут установлены огромные вентиляторы для обеспечения пассажиров свежим воздухом. Да, без системы вентиляции метро существовать не может, и, как говорит Максат, каждому пассажиру метро положено не меньше 40 литров свежего воздуха. Что ж, по крайней мере, алматинцы могут получать этот самый свежий воздух под землей.

Вырываемся на оперативные просторы и видим перед собой площадку, к которой примыкают бесконечные тоннельные пространства, идущие в разных направлениях. И в каждом тоннеле стоит строительная и иная техника. Тоннели с разной степенью готовности – где-то уже проложены рельсы, где-то нет. В одних сооружают платформы для пассажиров, в других еще работают самосвалы - туда заезжают КамАЗы и уезжают обратно, груженные добытым грунтом. Сюда они проникают со стороны станции «Москва». Что интересно, у КамАЗов переделана система выхлопов – они проходят через водяные фильтры и, ради здоровья метростроевцев, меньше загрязняют воздушное пространство строящейся станции.

Поражает специальная техника, которая используется при прокладке тоннелей, коммуникаций и укреплении стен и потолков будущих станций – на нее можно смотреть вечно.

Так возводят платформы для пассажиров. Слева будет поднят уровень поверхности и выложены рельсы.

А это укладка рельсов.

Тоннель с уже проложенными рельсами.

Людей на станции хватает. Как говорит Максат, в разное время, на двух объектах — двух строящихся станциях «Сары-Арка» и «Достык» (Абая – Момышулы) — работало до 800 человек. Сейчас, конечно, на порядок меньше, но строители – как рабочие, так и представители ИТР — встречаются. Некоторые из них не возражают против того, что мы их фотографируем. 

Вот еще один элемент интерьера – труба, входящая в систему вентиляции. Источник неслабого шума, но без этих труб никуда.

Что ж, пришло время завершать экскурсию. Мы идем обратным путем и видим манящие лучи солнца, пробивающиеся с поверхности – картина немного мистическая, но мы не задаемся вопросами и спешим наверх. Мы ведь не прожженные метростроевцы, которые привыкли к миру метро, состоящему из подземных, тускловатых и шумноватых тоннелей, в которых место самым стойким и закаленным. Не шахта, конечно, но все же.

А вот подробности о том, когда станция будет запущена в эксплуатацию, чем она будет уникальна и, главное, как же она будет выглядеть — вы сможете узнать в следующей части материала.

Материал подготовил Арнур Мамытбеков