Алишера Усманова разыскивают в Казахстане

Шымкентская художница Ольга Потехина мечтает увековечить творчество своего отца Федора Потехина, но устала ждать помощи от властей ЮКО, передает корреспондент ИА «Newtimes.kz».

Фото: www.24smi.org

«В канун Дня Независимости мой труд не был отмечен ни орденами, ни медалями. Кстати, меня, возможно, пора занести в книгу рекордов — за все свои 35 трудовых лет, мой труд ни разу не был замечен ни в качестве журналиста, ни в качестве художника. У меня нет ни одной награды ни от нашего города, ни от страны. Но это меня не задевает. Задевает, что моя любимая Родина так мало внимания уделила моему отцу...

Ольга Потехина. Фото: facebook\ Ольга Потехина

А, кто у нас отец? С точки зрения регалий, почти никто, просто член Союза Художников СССР Федор Потехин. А с другой стороны, если прессу почитать, то получается самый-самый-самый-самый живописец Южного Казахстана. Как-то так ...» — написала однажды Ольга на своей странице в Facebook.

Федор Потехин — фото из семейного архива

«Папа говорил когда-то ― самый лучший судья ― время, оно всё расставит по местам. Пока, что не расставило. Уже 21 год, а воз все ни с места.  Лучшие картины Южного Казахстана никто не видит и нашим властям на это начхать. Для наших властей, великого художника Южного Казахстана, просто не существует» — сокрушается дочь прославленного живописца.

Федор Потехин. Автопортрет. 1967 г. Шымкент

Но, тем не менее, Ольга не спешит обвинять кого-либо в таком положении дел.

«Не успеваю. Не успеваю доводить до сведения каждого нового начальства. Только одну администрацию просветишь, бац, начальство сменилось и снова надо приступать к ликбезу, снова надо делать выставку, приводить туда за ручку, показывать, снова печатать буклеты, пригласительные, наборы открыток, афиши, плакаты. 

Господа, я сделала две огромных выставки. И в Шымкенте, и в Алматы. У меня больше нет сил ходить с протянутой рукой» — признается Ольга Потехина.

У меня больше нет сил ходить с протянутой рукой

«Моя любимая родина , столь талантливо воспетая моим отцом , а не пора ли уже повернуться лицом к своему певцу? Ну, может наши власти сделают Федора Потехина почетным горожанином, хотя бы ... Или посмертно у нас званий в принципе не дают?!» — вопрошает женщина.

 «К сожалению, наши южно-казахстанские чиновники очень далеки от культуры, как правило (бывали исключения, но и они уже в прошлом). Какой-такой культур-мультур? Возможно, именно поэтому у Шымкента в Казахстане относительно культуры самая дурная слава...

И мне всегда было непонятно, что за люди у нас трудятся в департаментах культуры, кто они? Чем отличились они на этой ниве?» — удивляется Ольга Потехина.

Мы хотим подарить городу достопримечательность международного уровня

По словам художницы, семья хочет подарить городу галерею картин художника — 100 картин.

Мастерская Федора Потехина. Фото: facebook\ Ольга Потехина

«По сути мы хотим подарить городу достопримечательность международного уровня. Но нас вот уже 21 год никто не слышит» — сокрушается она.

На вопрос корреспондента о том, почему она не может взять и просто отдать эти картины городу без лишних церемоний, Ольга ответила: ««Дарить» в данном случае, это фигура речи. Картинам нужен дом в центре города, недалеко от папиной мастерской. Я могу купить такое здание в центре города?»


Дом-музей в мастерской Федора Потехина. Фото: facebook\ Ольга Потехина

«Мы не смогли найти соучредителя и инвестора в Казахстане. Искали хорошо. Даже в Казправде давали объявление» — поведала она.

Тем временем, приближается юбилей Федора Потехина. 6 февраля 2018 года ему бы исполнилось 90 лет. Не найдя отклика у шымкентских чиновников, наследница живописца бросила вызов всему миру.

«Какая страна хотела бы предоставить дом картинам Федора Потехина?» — спрашивает Ольга  на своей странице Facebook.

«Картины однозначно великие. Законных наследников трое — Россия, Узбекистан, Казахстан. В России художник родился, в деревне Богородск под Оренбургом. Там прошло его военное детство. В Узбекистане учился и преподавал в РХУ имени Бенькова. В Казахстане жил и умер гражданином нового независимого Казахстана.

Большинство работ написано в Южном Казахстане. Но, похоже, что именно Южному Казахстану как раз по барабану намного больше других территорий планеты. Таковы факты.

Пора уж мне забыть свои патриотически-южноказахстанские иллюзии. Здесь великая живопись нужна только тем, кто ничего в этом вопросе не решает, и обидно именно за них, потому, что папа и писал для них, для тех, кто понимает...» — поясняет она.

Увидите Алишера Бурхановича, передайте, что я его разыскиваю

«И во второй части моего марлезонского балета хочу спросить, просто спросить, может у кого где завалялись координаты Алишера Бурхановича Усманова? Того самого, российско-узбекского миллиардера. Сама не видела, но в интернете пишут, что вкладывает он сейчас свои миллиарды в культуру Узбекистана и чего бы нам не помочь, мы же тут, буквально через забор!» — выражает надежду женщина.

«Представим на минутку, что у меня есть доступ к усмановским миллиардам... Что бы я сделала? 
Я бы купила здание нашего ЦУМа и сделала бы там само собой картинную галерею Потехина, выставочный зал молодых художников , художественный салон и, конечно, арт-кафе с гитарой и новеньким хорошим роялем (на ... Да, уж было у меня время продумать всё, до марки и цвета кабинетного рояля ). Я знаю, что и в коммерческом плане этот проект будет весьма успешным, хотя успешность его напрямую зависит от места расположения данного культурного центра, от величины парковки и других аспектов» — рассуждает Ольга Потехина.

Она призналась, что верит в теорию шести рукопожатий и уверена, что от нее до Усманова, максимум два, а то и одно рукопожатие.

«Увидите Алишера Бурхановича, передайте, что я его разыскиваю» — вполне серьезно заявила художница.

Алишер Усманов. Фото: ИТАР-ТАСС

«Политику Федор Сергеевич не любил, считал её самым грязным делом. Единственная картина в которой можно усмотреть социальный смысл (хотя эта работа скорее философская, а философия никогда не была ему чужда) это «Ветры времени», созданная в 1989 году. На глазах рушился Союз, который действительно долгие годы казался нерушимым. В этой работе Потехин передал растерянность и ужас перед неизвестностью.

Последние годы жизни художника пришлись на самые трудные годы для всего столь любимого и столько раз воспетого им, Южного Казахстана. Без света, без газа, без тепла, люди старались просто выжить. Это было время, когда рубили деревья и готовили еду на кострах и само слово «живопись» совершенно не вписывалось в эту жуткую реальность настоящего хаоса. Тяжко было смотреть, как скатывается в каменный век его богатейший и прекрасный край.

Трудно представить, что должен был чувствовать великий маэстро, перед которым не только в переносном, но и в прямом смысле слова художники преклоняли колени, когда не мог продать ни одной своей работы, когда ничем не мог помочь своей семье …

Он хорошо держался и никогда ни на что не жаловался, хотя уже несколько лет был серьезно болен. Врачи предложили операцию, но предупредили, что шансов выжить меньше одного процента. И все же Федор Сергеевич согласился, потому, что для него было легче умереть, чем стать обузой тем, кого он любил.

Занимая ответственные должности в Союзе художников, Федор Потехин, тем не менее, глубоко презирал карьеризм, конъюнктуру и саморекламу, смеялся и говорил, что Микеланджело не был заслуженным художником Италии, однако это не делает его менее великим.

«Если ты профи, если ты лучший в своем деле, тогда ты незаменим и уже абсолютно неважно, умеешь ли ты что-либо ещё. Людей помнят по их делам» — так говорил, так и жил.

Он лучше всех знал, что именно он сделал в жизни, поэтому был уверен — придет время и все расставит по своим местам» — подытожила Ольга.

Федор Потехин. Автопортрет. 1989 г. Шымкент

Напомним, что ныне известный казахстанский живописец Федор Потехин в 15 лет переехал в Туркестан, где поступил в ремесленное училище из которого вышел шахтером. После училища около года работал на Ачисайском рудном месторождении. Но мечтал он о другой профессии. В 1947 Потехин поступил в Ташкентское художественное училище имени Бенькова. После окончания училища работал в Узбекистане, Таджикистане и России, а в 1962 году переехал в Шымкент. Федор Потехин — первый импрессионист и один из первых представителей европейской школы живописи в Южном Казахстане, член Союза художников СССР (1958). 

Огромную коллекцию картин, оставленную художником в наследство своей семье, не постигла участь большинства частных коллекций Казахстана — она не  распродана и не вывезена за границу.