Дархан Калетаев: Алматы – это город велосипедной культуры

30 сентября в Алматы стартует уже традиционное для города осеннее спортивное мероприятие – международная профессинальная многодневная велогонка «Тур Алматы – 2017». В этом году проект «вырос» в своем статусе, и теперь велогонка будет проводиться в формате многодневки. О новшествах проекта, о самых сложных организационных деталях и о развитии велоспорта в городе Алматы рассказал в интервью ИА «NewTimes.kz» президент Казахстанской федерации велосипедного спорта Дархан Калетаев.

Дархан Аманович, как уже известно, в этом году «Тур Алматы» обрел статус многодневки. Хотелось бы подробнее узнать про новый формат.

Да, в этом году мы получили одобрение от UCI на наш запрос о повышении категории, и «Тур Алматы» впервые будет проводиться в два этапа. Конечно, многодневка – это совсем другой уровень организации, и условия проведения мероприятия значительно отличаются от предыдущих четырех версий гонки. Во-первых – это новый маршрут. В первый день гонки участники проедут по городским дорогам, и здесь даже будет небольшая кольцевая часть в 27 километров. А уже на втором этапе, 1 октября, гонщиков ждет горный подъем - в этом году мы решили усложнить соревновательный ландшафт и задействовать горную местность нашей южной столицы. Финиш велогонки расположится на Медео – в сердце города Алматы. Следующий важный момент – «Тур Алматы – 2017» адаптирован под условия городской жизни. Вы сможете заметить это элементарно по расположению стартовых точек – и в первый день гонки, и на втором этапе, стартовые точки соревнования расположены возле определенных зданий, то есть не задействуют дороги. То же самое касается и перекрывания дорог – в этом году мы сделали этот процесс более динамичным.  Как только гонщики проедут по определённой улице и достигнут точки назначения – дороги снова будут открыты. Алматы – это город с большим населением людей и соответствующим автомобильным потоком, поэтому мы должны создать условия велогонки, при которых возникнет как можно меньше неудобств для горожан.

Учитывая формат двухдневной велогонки, сейчас наверняка решаются последние организационные вопросы. Как проходит подготовка? Возникали ли какие-либо проблемы?  Что самое сложное было в подготовительной работе?

— Как я уже говорил, многодневная гонка – это совсем другой уровень организации. Вообще, организовать велогонку любого формата – это не просто, но если говорить о самых проблемных моментах подготовки, то я отмечу, что настроить логистику велогонки и наладить техническое процессы сложнее всего. Велогонка – это скоростной вид спорта, здесь спортсмены все время в движении и для определения точных результатов нужен хронометраж и фотофиниш – это специализированное професисиональное оборудование, которого нет в Казахстане, и соотвественно специалистов, которые бы с ним работали – тоже нет. Каждый год мы сталкиваемся с этими специфическими трудностями и нам приходится обращаться за помощью к зарубежным специалистам. А еще есть техническое оборудование для съемок. Это самая сложная деталь организации. В шоссейном велоспорте, так же, как и в ралли, например, настроить механизм фото и видео съемок и трансляций очень сложно. Тут нужно снимать моменты «в действии», и чтобы кадр получился хороший, нужно подключать вертолеты, мотоциклы, машины и передать всем сигнал.

Кого из звезд мирового велоспорта увидят алматинцы?

Традиционным участником велогонки будет любимая казахcтанцами велокоманда «Astana Pro Team». В составе команды приедет Алексей Луценко и Якоб Фульсанг – оба спортсмена достойно проявили себя в действующем сезоне. На «Тур Алматы» приедут 20 команд из 17 стран мира -  мы увеличили количество участников в этом году. И надо отметить, что каждая команда имеет в своем составе достойных представителей велосипедного спорта.

Каковы шансы на победу у казахcтанской велокоманды Astana Pro Team?

— Astana Pro Team – это флагман казахстанского велоспорта, в ней собраны наши самые лучшие представители казахстанского велосипедного спорта. Вы сами видели, как Луценко проехал Вуэльту – выиграл этап, несмотря на серьезное падение на «Тур дэ Франс». Фульсанг в этом году выиграл два этапа и генеральную классификацию на «Критериуме Дофине» - этого спортсмена тоже нельзя сбрасывать со счетов. Конечно, мы стараемся каждый год повышать уровень гонки и приглашаем иностранные команды. Да – не все из них профессиональные, но тем не менее, на велогонку приезжают хорошо подготовленные гонщики. Участвующие команды за месяц до утверждения маршрута получают техническое руководство по велогонке, и они видят, какой рельеф маршрута их ожидает. Соответственно, приезжают те гонщики, которым больше других подходит спецификация и ландшафтный характер гонки. Это все спортивная составляющая и сейчас нельзя наверняка заявить о том, что Astana Pro Team – явный фаворит. Но если говорить в большем масштабе, то Astana Pro Team – это фаворит в полностью мировом велоспорте, это признанная международным спортивным сообществом команда. Но в любом случае надо понимать, что спортивные соревнование – это результат усердных тренировок и крепкой воли, и здесь побеждает сильнейший.

Ежегодная велогонка стала социально-значимым спортивным проектом Алматы. Есть ли в планах полноценной многодневной гонкой, которая «выедет» за пределы Алматы?

Конечно, я мечтаю о том, что когда-то «Тур Алматы» перерастет в более масштабный проект, который задействует несколько городов Казахстана. Я надеюсь, что эта мысль не останется только проекцией в моей голове, а воплотится в реальность, ведь мы стремительно двигаемся в этом направлении. Но пока что рано об этом говорить. Сейчас для нас важно принять первый вызов – провести двухдневку на высшем уровне и оправдать доверие UCI.

Какие еще веломероприятия ждут жителей и гостей Алматы в ближайшее время?

— Нужно в целом понимать, что Алматы – это город велосипедной культуры. Здесь только за прошедшее лето прошло больше десяти велопробегов. Вы сами видели, как развивается инфраструктура в городе – активно устанавливаются велодорожки и система аренды и проката велосипедов.  Я рад, что администрация города используют географические и климатические особенности города в пользу развития спортивной культуры. Я думаю, что здесь можно хоть каждые выодные устраивать любительские велопробеги. Любой вид спорта будет развиваться тогда, когда существуют условия для его развития, и в Алматы они есть.