Ружье последнего казахского хана Кенесары Касымова хранится в архивах Омского краеведческого музея. Об этом рассказал местный историк Алексей Сорокин, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на ТАСС.
Ранее первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на прошедшей 30 июня в Москве встрече с российским лидером Владимиром Путиным попросил его оказать содействие в поисках и возврате останков казахского хана Кенесары. Ряд исторических источников указывает, что останки хана, поднявшего восстание против Российской империи в XIX веке и убитого в Кыргызстане, были отправлены в РФ. По словам представителя Назарбаева, Путин заверил его в оказании российской стороной помощи в этом вопросе.
«В Краеведческом музее есть несколько фитильных ружей середины XIX века, которые принадлежали казахской знати. Про одно из них, инкрустированное фитильное ружье, старые сотрудники музея рассказывали, что это ружье хана Кенесары. И [в подтверждение этого] в архиве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества есть документ о том, что генерал-губернатор Колпаковский (Герасим Колпаковский, в XIX веке руководивший Степным генерал-губернаторством Российской империи на территории современного Казахстана и части Западной Сибири) действительно дарил музею в 1897 году ружье хана Кенесары», — сказал Сорокин.
В самом музее не стали комментировать эту тему.
По мнению собеседника, оснований утверждать, что музею было передано ружье именно последнего казахского хана, достаточно.
«Колпаковский был очень уважаемый в Казахстане человек, один из основателей города Верный (ныне Алматы), исследователь Средней Азии и автор многих публикаций. И он действительно дарил краеведческому музею, тогда это был музей Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, ряд экспонатов», — рассказал краевед.
Он отметил, что в настоящий момент достоверно установить, какое именно из хранящихся в музее богато украшенных ружей принадлежало хану, невозможно.
«Была революция, все записи были в старых книгах, нормальная перепись поступающих экспонатов стала вестись уже после Великой Отечественной войны», — пояснил Сорокин.