Казахстан и американская компания Wabtec подписали крупнейший контракт в истории двусторонних отношений – на 4,2 млрд долларов. Документы предусматривают производство в Казахстане 300 современных локомотивов и их обслуживание. Но зачем Казахстану именно эти поезда? И почему сделку отметил лично Дональд Трамп? Разбираемся.
Речь идет о модели Evolution Series ES44ACi. Это грузовые локомотивы, которые считают одними из самых надежных в мире:
они рассчитаны на тяжелые перевозки и подходят для любого климата – от жары до морозов;
мощность достигает 4500 лошадиных сил;
они экономичнее в эксплуатации и требуют меньше затрат на сервис;
интервалы между капитальными ремонтами у них дольше, чем у аналогов.
Для Казахстана с его 16 км километров железных дорог такие параметры – вопрос не роскоши, а устойчивости всей транспортной системы.
Индия: контракт на 1000 локомотивов семейства Evolution (ES43ACmi/WDG-4G) на $2,5 млрд. Это один из крупнейших заказов GE/Wabtec в мире.
Египет: 100 локомотивов ES30ACi + 15-летний пакет запчастей и поддержки на $575 млн.
Пакистан: 55 локомотивов ES43ACi для грузовой тяги (уголь и т.д.).
Бразилия: поставки ES44ACi для операторов MRS, Rumo, Suzano; Wabtec развивает линейку под местный тяжелый груз.
По индийской сделке – около $2,5 млн за единицу (оценка по контракту $2,5 млрд / 1000 шт.; в составе – локализация и инфраструктура).
По египетской выходит около $5,75 млн за единицу вместе с 15-летним сервисом (чистая «железка» дешевле).
Важно для нас: казахстанский пакет на $4,2 млрд за 300 машин включает комплекты, локализацию и обслуживание на годы. Делить «в лоб» нельзя: $4,2 млрд/300 = $14 млн – это цена за жизненный цикл, а не за «голый» локомотив.
Контракт предполагает, что сборка локомотивов будет проходить на заводе «Локомотив құрастыру зауыты» в Астане. Сейчас предприятие выпускает модели TE33A, но сотрудничество с Wabtec должно вывести производство на новый уровень: появятся новые технологии, будут готовить специалистов, появятся рабочие места.
Обновление парка локомотивов позволит Казахстану ускорить перевозки, снизить издержки и повысить конкурентоспособность на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Фактически, речь идет о долгосрочной ставке: укреплении промышленности и диверсификации экономики.
Реакция ТрампаПрезидент США Дональд Трамп после подписания сделки поздравил Казахстан с крупнейшей покупкой американского железнодорожного оборудования.
«Я только что завершил замечательный разговор с высокоуважаемым президентом Казахстана Касым-Жомартом Кемелулы Токаевым. Они подписали крупнейшую в истории сделку по покупке железнодорожного оборудования – локомотивов и железнодорожного оборудования США на сумму 4 миллиарда долларов», – написал Трамп в своей соцсети Truth Social.
Он также добавил, что сделка поддерживает американскую железнодорожную отрасль, которая, по его словам, «в последние годы подвергалась нападкам со стороны фейковых экологов». Вероятно, речь идет об экологических активистах и регуляторах штатов, которые добиваются ужесточения норм для дизельных локомотивов и ускоренного перехода на нулевые выбросы. В США самый яркий кейс – правила Калифорнийского совета по качеству воздуха (CARB): в 2023–2024 годах совет продвигал «In-Use Locomotive Rule» с запретом эксплуатации старых дизельных локомотивов и требованием новых нулевых эмиссий с 2035 года. Железнодорожные компании (через ассоциации AAR/ASLRRA) подали иски, после чего в 2025 году CARB начал сворачивать эту норму.
В целом же Трамп годами говорит о железных дорогах как об опоре индустриальной Америки: в 2017 он обещал обновить инфраструктуру и строить новые железные дороги, в 2019 критиковал калифорнийский проект высокоскоростной магистрали, называл его «поездом в никуда» и «зеленой катострофой» и требовал вернуть федеральные деньги, в 2023 после аварии в Ист-Палестайн снова поднимал тему безопасности и эффективности перевозок; в последних заявлениях он увязывает поддержку отрасли с рабочими местами, хвалит американские локомотивы и ругает «фейковых экологов», которые, по его мнению, давят на дизельную тягу чрезмерными правилами, – общий посыл один: страна строилась на надежных железных дорогах, и он хочет вернуть им центральную роль как можно скорее.
Мнение экспертаВ Нью-Йорке, перед дебатами Генассамблеи ООН, Токаев поговорил с Трампом. Разговор вышел предметным – как усилить экономику и торговлю между Казахстаном и США. По словам политолога Газиза Абишева, в конкретную тему разговора легли тарифы, редкоземы, продление нефтегазовых проектов и инвестиции в реальное производство в Казахстане.
«Тут речь, скорее всего, шла о торговых тарифах. Редкоземельных металлах, ставших одной из главных тем мировой экономики. Пролонгации нефтегазовых проектов. И инвестициях в экономику Казахстана, включая реальные проекты. Американскому лидеру нравятся разговоры об экономике - о конкретных проектах, которые приносят пользу его стране и стране-партнеру», – добавил Абишев.
Он отметил, что помимо локомотивов обсуждались и другие направления: цифровизация и финтек с Goldman Sachs, завод PepsiCo за $368 млн в Алматинской области, хаб спутниковой связи Amazon, а также расширение проектов Chevron на Тенгизе и Карачаганаке.
Эксперт напомнил, что президенты затронули и международную повестку. Токаев, скорее всего, поделился своим видением ситуации в Украине и возможных путей ее урегулирования.
«Токаев, вероятней всего, изложил свое видение по войне в Украине, возможным путям ее завершения. Думаю, выразил готовность приложить дипломатические усилия, учитывая экспертизу Казахстана в этом регионе. Ведь РК довольно хорошо понимает ту сумму противоречий, которые вывели конфликт в горячую фазу. И с самого начала занимает принципиальную позицию невмешательства, но призыва к языку дипломатии.
Понятно, что Токаев также представил свои соображения по реформе ООН и, в частности, Совета Безопасности. Завтра презентует кейс на заседании Генеральной Ассамблеи. Тут важно объяснить Трампу, что новая система глобальной безопасности, ключевым элементом которой может стать обновленный СБ, будет выгодна и США тоже», – пояснил Абишев.