Эксперты назвали имя возможного преемника президента Узбекистана

Наиболее вероятными преемниками Ислама Каримова эксперты считают премьера Мирзияева и первого вице-премьера Азимова, передает РБК.

Независимый информационный ресурс «Фергана» со ссылкой на свои источники сообщил, что Каримов перенес инсульт. В понедельник утром версию «Ферганы» подтвердила в своем блоге в Instagram дочь президента.

О слабом здоровье бессменного руководителя Узбекистана известно не первый год, ранее он не редко на несколько недель исчезал из публичного пространства. Зимой прошлого года, во время кампании по выборам президента, Каримов не проводил публичных мероприятий более двух недель. Однако затем появился и выиграл выборы при поддержке 90% населения.

В этот раз ситуация особая, делает вывод российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: «Никогда раньше ташкентский официоз не подтверждал слухи о резком ухудшении здоровья своего патриарха, и воскресное сообщение о том, что Каримов находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени», более чем красноречиво».

Однако о том, кто может стать его преемником, эксперты размышляют давно и называют имена двоих функционеров, находящихся долгие годы рядом с Каримовым, — премьер-министра Шавката Мирзияева и вице-премьера Рустама Азимова. Хотя по Конституции должность в случае невозможности президента исполнять свои обязанности переходит к председателю сената. Сейчас этот пост занимает Нигматилла Юлдашев.

Основными игроками при выборе преемника, помимо самого президента, являются его семья, силовики (среди которых в качестве ключевых игроков можно выделить главу Совета национальной безопасности Рустама Иноятова) и региональные кланы, говорится в исследовании Международного института политической экспертизы (МИПЭ).

По мнению Дубнова, фаворитом сейчас является Мирзияев. Того же мнения придерживается и главный редактор «Ферганы» Даниил Кислов.

Шавкату Мирзияеву 59 лет, он из Джизакской области, был губернатором Джизакской и Самаркандской областей, с 2003 года возглавляет правительство. Мирзияев охарактеризован в исследовании как очень умеренный и покорный Каримову преемник. «Это плюс для назначения преемником, так как он продолжит политику нынешнего президента и, скорее всего, соблюдет договоренности с его семьей. Но это большой минус, если операция не пройдет гладко и борьба за власть между кланами выльется в открытое противостояние», — указано в докладе.

Мирзияев приближен к семье президента, у него хорошие отношения с главой страны и его супругой, а также с главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым, отличный опыт управления — он не только премьер с 2003 года, но и дважды был губернатором, сейчас у него больше всего полномочий среди других претендентов, перечисляет факторы, определяющие лидерство в негласном соревновании преемников, Кислов.

Учитывая закрытость власти, признаков, по которым можно судить о том, кто является фаворитом, практически нет, однако можно заметить, что известие о болезни было подписано кабинетом министров, а не пресс-службой президента или МИДом, это может считаться косвенным подтверждением, указывает Кислов.

В свою очередь, вице-премьер Рустам Азимов, сын известного узбекского ученого-физика Садыка Азимова, тесно связан с элитными группами ташкентского клана, указано в исследовании МИПЭ. Он долгое время работал на постах председателя Национального банка внешнеэкономической деятельности и министра финансов.

Дочь Ислама Каримова Гульнару, по мнению Кислова, сложно считать претендентом на то, чтобы сменить отца, так как в последние два года информация о ней практически не появлялась.

Учитывая закрытость узбекского общества, процессы, происходящие в нем, малоизвестны, однако маловероятно, что элиты не смогут договориться о преемнике, что спровоцирует столкновения, указывает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Однако, продолжает эксперт, нездоровье главы государства открывает возможности для исламистов и оппозиции, которая называет себя демократической и находится за рубежом, оказать влияние на ситуацию. Представители исламской оппозиции внутри Узбекистана в глубоком подполье, указывает Куртов, основная угроза исходит от соседнего Афганистана, но организовать масштабное вторжение либо мятежи внутри Узбекистана исламистам вряд ли по силам.