Посольство Казахстана в РФ назвало фейком сообщение российских СМИ об открытии в Казахстане военных баз США, тем временем Москва не скрывает своего явного раздражения решением Астаны пустить американцев в порт Актау, откуда они намерены доставлять грузы в Афганистан, передает аналитический портал «Kaktakto».
Акорде через посольство РК в России пришлось срочно оправдываться по поводу приглашения американцев в казахстанские порты.
«Были опубликованы различные материалы, содержащие недостоверные утверждения об использовании Военно-морскими силами США казахстанских портов Курык и Актау и даже об открытии военных баз США на территории Казахстана. Речь идет об общих усилиях всего международного сообщества по содействию в стабилизации Афганистана. Как известно, ранее Российская Федерация заключала аналогичное соглашение с США и принимала участие в поставках специальных грузов. Таким образом, просим считать вышеназванные публикации в российских СМИ и интернет-ресурсах безосновательными измышлениями из разряда фейковых новостей», — было сказано в официальном заявлении Астаны.
Поводов для выпуска специального обращения было немало, в последние дни в российских СМИ вышло несколько громких публикаций о том, что Казахстан предал интересы Кремля и что США скоро откроют десятки своих баз по всей территории РК. И хотя все это оказалось вымыслом, напряженность между Москвой и Астаной в последнее время заметно возросла. Вообще Казахстан, как отмечают эксперты, оказался между двух огней – с одной стороны усиливается давление Кремля из-за нежелания Астаны поддерживать ряд решений Кремля, с другой свои возможности демонстрирует Вашингтон, который недавно ввел торговые ограничения в отношении Казахстана.
Kaktakto узнал у экспертов, как же быть с вхождением США в порт Актау и не исчерпана ли пресловутая казахстанская многовекторность?
Директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Сергей Рекеда заметил, что ни о чем принципиально новом в отношениях Казахстана с США это не свидетельствует. У Астаны с Вашингтоном уже работают аналогичные договоренности относительно переброски грузов и людей в Афганистан по земле и воздуху, теперь добавится еще море. Поддержка США в Афганистане — понятная позиция Астаны, учитывая географическую близость Афганистана и исход, в том числе и туда, боевиков из Сирии. С точки зрения традиционной многовекторности Казахстана здесь тоже ничего нового нет — Назарбаеву всегда удавалось развивать отношения с западными странами, даже когда на близкие России страны усиливалось внешнее давление по причине этой близости, подчеркнул он.
«Идет ли это вразрез с внешнеполитической динамикой России? Да, идет, но это динамика России, а не Казахстана. Полагаю, в России это понимают и допускаю, что решение предварительно обсуждалось российскими и казахстанскими дипломатами. Поэтому какой-то резкой реакции не будет. Как это будет воспринято на общественном уровне в России и как скажется на образе Казахстана? Это уже отдельный вопрос. Напомню, что на общественном уровне критично было воспринято и решение российских властей о размещении в Ульяновской области транзитного центра НАТО, который в итоге был закрыт. Сможет ли избежать Казахстан имиджевых издержек, связанных с этим решением по НАТО, зависит от работы Астаны в информационном сопровождении данного решения», — сказал Рекеда.
Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук заметил, что Казахстан является свободной и суверенной страной, ему никто не может запретить выстраивать свои линии взаимодействия по всем направлениям, включая не только политику, но и геополитику. Тем не менее, Астана не просто оглядывается на Москву, строя свои проекты, но и четко взвешивает все балансы. Взаимодействие с США не является чем-то из ряда вон выходящим, так как и сама Россия постоянно стремится к выстраиванию оптимальных отношений с «западными партнерами». Самое главное, чтобы в ходе взаимодействия с таким центром силы, как США не получилось попасть к нему в такую зависимость, из которой выбраться будет почти невозможно, считает эксперт.
По его словам, можно говорить о том, что предоставление Казахстаном своих портов для транспортировки американских грузов является результатом и недавних, и более ранних договоренностей с Вашингтоном. И это более чем естественное предположение: странно было бы, если бы Казахстан сделал это в силу неожиданного эмоционального порыва. Россия и здесь возражать не может, так как она тоже борется за стабильность в Центральной Азии и пресечение любых попыток проникновения сюда радикалов с афганской территории, подчеркнул аналитик.
«Возразить тут нечего. Если у США плохие отношения с Россией, то, само собой, как бы в противовес, будут приподниматься отношения Запада с соседними и ближайшими по отношению к Москве странами. Это одна из базовых составляющих политики, поэтому никто ни на кого обижаться не может. Россия вмешиваться не собирается, как это видно даже по Армении. Проблема в другом: возможно, какие-то из ближних к России стран очень захотят, чтобы она вмешалась, но тогда уже не сможет сама Россия. Если представить себе, что российское притяжение и влияние вдруг исчезло, то в ту же минуту исчезнет добрый взгляд США в сторону Астаны. Это почти гарантия, поэтому лучше ситуацию в таких режимах не тестировать. Политика многовекторности приближается к историческому финалу. Не хочется сказать, к тупику», — выразил убежденность Трофимчук.
Политолог Айгуль Омарова также обратила внимание на тот факт, что речь о транзите американских грузов через Казахстан идет давно. И то, что сейчас США начнут использовать порт Актау для перевозки своих грузов, — лишь свидетельство того, что слова становятся делом, и он не должен вызывать волнения в России. Скорее всего, разрешение на провоз грузов США согласовано с Кремлем, считает она.
Казахстан, как и Россия, является членом ОДКБ, ЕАЭС и СНГ и у него есть определенные обязательства перед своими партнерами, заметила Омарова. Вместе с тем, по ее словам, Казахстан находится в сложной ситуации. Заявленный с начала государственной независимости упор на многовекторную внешнюю политику проходит испытание, однако пока удавалось удерживаться в рамках данной стратегии. Она убеждена, что в случае обострения отношений соседних государств с США рано или поздно придется подтвердить, кого Астана поддерживает.
Относительно самого решения о предоставления Актау для США важно следующее: какие рынки сбыта откроются Казахстану, будет ли в ответ предоставлен доступ к новым технологиям и современному оборудованию.
«Речь идет об обеспечении безопасности, как для всей Центральной Азии, так и для Казахстана. Официальная Астана, действительно, пытается выстроить новый формат отношений с администрацией Трампа. Но не стоит обольщаться тем, кто потирает ладоши, дескать, оторвем Казахстан от России. Таким напомню поговорку «За морем телушка, да рубль перевоз». Дядюшка Сэм, может, и хорошо со своими печенками, но он за океаном, а жить нам с Россией и Китаем», — заметила она.
А вот политолог Султанбек Султангалиев считает, что разрешение США на использование портов Актау и Курык для переброски американских военных грузов в Афганистан способно сильно осложнить российско-казахстанские отношения. По его словам, периоду многовекторности приходит конец по причине обострения международных отношений и нового витка холодной войны, и Казахстану, чтобы окончательно не потерять лицо, необходимо определяться с выбором основного геополитического партнера. Игра на два или даже три фронта уже не принесет ощутимых дивидендов, считает он.
«Мы просто будем терять наработанное за долгие годы уважение и доверие со стороны зарубежных партнеров, в первую очередь евразийских держав. Соглашение было заключено в Нью-Йорке в сентябре 2017 года, а заморозка активов произошла в октябре 2017 года, то есть конспирологическая версия о давлении США на Казахстан через финансовые инструменты и судебную систему Запада не состоятельна. Скорее всего, данное соглашение было продиктовано статусом Казахстана в Совете безопасности ООН и его обязательствами по урегулированию ситуации в Афганистане», — сказал он.
Султангалиев считает, что ради временного статуса в международной организации и в надежде на приток американских инвестиций было заключено соглашение, которое однозначно вызвало негативную реакцию России.
«Данное соглашение не помешало арестовать часть активов национального фонда и ввезти ограничения на казахстанские товары. Можно расценить соглашение как робкую попытку выстраивания новых отношений с США. Казахстану следует недвусмысленно определиться, с кем и против кого придется дружить стране в ХХI веке», — заключил Султангалиев.