Эксперт: «Идет деградация не только учебников, но и всей системы образования»

6 июня — Международный день русского языка. В этот праздник невольно вспоминаешь и оцениваешь грамотность казахстанских школьников, а также учебников, по которым они изучают «великий и могучий» язык. О проблемах в казахстанской системе образования корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал журналист и филолог Андрей Зубов.

Фото: Facebook/Andrey Zubov

О деградации школьных учебников в Казахстане

У нас давно наметилась такая тенденция (и это касается не только русского языка, но и казахского, да и других школьных предметов): если вы поищите информацию в интернете, то увидите, как люди шлют и шлют ошибки, замеченные в самых разных учебниках.

Мне кажется, что в определенный момент государство сильно ослабило контроль и исчез тот уровень апробации, который был ранее.

Взять, к примеру, методику преподавания казахского языка, поговорите со специалистами, они вам скажут то же самое. И учителя истории подтвердят, что в учебниках по их предмету куча ляпов. Поэтому методика нуждается в серьезной доработке.

Во-первых, должен быть честный тендер на написание учебника, нам нужна конкуренция. Затем материалы нужно отправлять на апробацию во все регионы.

Книги должны проходить проверку у разных пластов учителей, чтобы они оставляли свои отзывы. Конечно, эту работу нужно им оплачивать. И уже на основе коллективных рецензий автор учебника вносит правки, согласовывает с комиссией и выпускает его в свет.

Возьмем, к примеру, учебник русского языка за 7-й класс. Пролистав его, я заметил, что в течение целой четверти дети изучают тему бездомных в Казахстане. Безусловно, проблема бедности и людей без определенного места жительства — серьезная. Но зачем семиклассникам изучать ее на уроках русского языка? Это какой-то комплексный подход. Почему нельзя говорить о бездомных на уроках обществознания?

Нам нужно шире и более системно смотреть на проблему. Скорее всего, тут деградация не самих учебников, а вообще всей мировой системы образования. Она начала набирать обороты примерно с 80-90-х годов. Началось поголовное внедрение ЕНТ, ЕГЭ, комплексных тестирований во всем мире.

Что мы имеем в результате? Низкий уровень функциональной грамотности.  Это значит, что человек умеет читать и писать, но составить предложение ему уже трудно или проблематично выразить какую-то мысль на письме. Ситуацию усугубляют и смартфоны, которые автоматически исправляют наши ошибки при печатании.

Относительно других стран Казахстан, к счастью, показывает хорошие результаты. Особенно люди старше 40 лет, у которых есть багаж знаний. Взять ту же Францию, заметьте, их уровень функциональной грамотности намного ниже, чем в нашей стране.

Кто только не говорил о низком качестве учебников в нашей стране! И первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, и многие общественные деятели, педагоги. Сейчас уже нынешний президент Касым-Жомарт Токаев высказался о том, что нужно ввести ответственность за некачественные учебники.

Правда, я не понял, каким образом это будет работать. Кого будут наказывать — того, кто написал, или кто его выпустил в свет? Что делать с уже напечатанными плохими учебниками? В 2025 году только переиздать? Так пять лет пройдет, а дети будут учиться по книгам с ошибками. Наверное, ответственность должно нести министерство образования и науки.

О статусе педагога

У нас вообще нет единой государственной политики в сфере образования и науки. Откройте «Википедию» и посмотрите: за годы независимости в Казахстане сменилось 22 министра образования. Практически каждый год назначали нового человека. За полгода чиновник даже вникнуть в работу не успевает, и каждый проводит собственные реформы. Если назначили министра, дайте ему хоть пять лет поработать.

И, несмотря на все попытки поднять статус педагога, в Казахстане это по-прежнему непрестижная и малооплачиваемая профессия. Отсюда и слабая подготовка учителей.

Зайдите для интереса на биржу труда enbek.kz и поищите вакансии для педагогов. Учителю в Акмолинской области предлагают зарплату 100 тыс тенге. А если вычесть налоги, пенсионные отчисления, то в сухом остатке педагог получает 70 тыс.

Я в советское время работал учителем. И мне повезло попасть в ту систему, когда у молодых педагогов была хорошая зарплата. Сразу после выпуска из института мне дали два четвертых класса. Нагрузка была 22 часа в неделю плюс классное руководство и оклад — 230 рублей. Это все равно что в 2020 году выпускник педвуза получал бы 305 тыс тенге.

Нам говорят, что в течение четырех лет учителям подняли зарплату в два раза. Мне кажется, что таким образом узаконили нищенство. Потому что инфляция на продовольственные товары растет из года в год.

С 2015 по 2019 годы инфляция составила 46%, и не факт, что в будущем товары и продукты не подорожают. Но ведь и зарплата остается почти такой же. Получается, что раньше педагог зарабатывал 80 тыс тенге, а сейчас — 160, но по-прежнему ничего не может себе позволить.

О человеческом капитале и тратах на образование

Если государство заботится об учителях, оно должно сразу поднять им зарплаты раз в пять. Одномоментно. И каждый год индексировать. У нас идет остаточный принцип финансирования образования, искусства, спорта: что осталось, то и даем. Остальные деньги уходят на имидж столицы, ЭКСПО, какие-то трубопроводы. На все, кроме заботы о человеческом капитале.

У меня появилась надежда после недавнего выступления президента Касым-Жомарта Токаева. Он сказал, что Казахстан планирует в шесть раз повысить затраты на образование. И все равно этого недостаточно.

От той же Японии в области образования мы отстаем раз в 15. На одного учащегося там тратят 14-15 тыс долларов в год, у нас — 1 тыс долларов. Поэтому нельзя принимать полумеры, нужно повышать траты раз в десять. Так же, как и зарплаты учителям.

Сколько от своего ВВП Казахстан тратит на образование? Около 3,5%. Этого мало. Образование становится эффективным, когда на него расходуют около 5% от валового продукта страны.

Не тратьте деньги на менее важные сферы, уделите внимание казахстанским учащимся и педагогам. Для начала поднимите зарплату учителям, которые преподают в педвузах. Это же люди, которые готовят будущих специалистов.

Я поддерживаю еще одну инициативу Токаева о том, что любой специалист с высшим образованием может стать педагогом после переквалификации. Ты хороший врач и уже готов делиться знаниями? Отучись на курсах и иди преподавать в мединститут, готовь будущих врачей. Это можно поставить на поток.