В Казахстане создали необычное мобильное приложение, помогающее гражданам защитить свои права при взаимодействии с правоохранительными органами. Журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с авторами приложения Qaltada и узнала, каким образом повышается правовая грамотность казахстанцев.
— Как появилась идея о создании приложения Qaltada?
— Идея пришла прошлым летом на хакатоне от общественного фонда Erkindik Qanaty. Сымбат и Евгений были участниками этого мероприятия и придумали первоначальный механизм работы приложения. Тогда и началась разработка контента.
Позже нас поддержали друзья. Так мы собрали независимую суперкоманду: разработчики Сагыныш и Аркалык, дизайнер Ахан, правозащитник Евгений, редактор Сымбат и консультант Мадияр.
Приложение создано в образовательных целях независимыми разработчиками и не ставит политических или коммерческих задач.
— Какие функции есть в приложении?
— Оно состоит из пяти ситуаций, с которыми гражданин РК может столкнуться, общаясь с полицейским на улице, в личном транспорте, при обыске, на митинге и в случае, когда вы выступаете как понятой. Читать законы скучно и муторно.
Именно поэтому Qaltada выстроено в интерактивной форме и задает пользователю простые вопросы. Отвечая «да» или «нет», вы проходите через воображаемую ситуацию и узнаете, как должно происходить взаимодействие с полицией. В конце каждой ситуации Qaltada делает небольшое заключение и подсчитывает количество нарушений.
Функционал приложения включает:
Для многих из нас проект — это отвлечение от работы, но мы делаем посильный вклад, чтобы законодательные аспекты были актуальны. Планируем постепенно развивать приложение и приглашаем всех помочь нам.
— Зачем казахстанцам отдельное приложение, чтобы общаться с представителями правоохранительных органов?
— Ваш вопрос звучит так, будто мы создали мессенджер, чтобы общаться с представителями правоохранительных органов. На самом деле Qaltada — образовательное приложение.
Оно создано в целях самообразования, чтобы повысить уровень осведомленности граждан о правах при общении с полицией. В стране низкая правовая грамотность, особенно в области взаимодействия с полицией.
Все знаем, что товар можно вернуть в течение 14 дней, но кто знает необходимые требования при задержании? Знать свои права при взаимодействии с полицией очень важно, но в большинстве случаев нас нигде этому не обучают, а если и есть материал, то в форме гигантских талмудов, написанный офисным языком.
Все это в эпоху, когда You Tube, социальные сети, образовательные платформы сделали обучение приятным и доступным. Полагаем, настала очередь «курсеризировать» и правовую область — сделать доступной, мобильной, а главное, бесплатной.
— Насколько серьезна проблема недоверия граждан к полицейским в Казахстане?
— Поделим ответ на две части — что говорит статистика и что говорят ощущения. По статистике, только 38,3% казахстанцев полностью доверяют полиции, а рейтинг МВД — самый низкий среди ключевых госорганов.
Если смотреть по ощущениям, то картина похожая. Приведем пример из команды. В 2018 году Мадияр был в Германии. В очереди за билетами разговорился с этническим корейцем из Канады.
При упоминании Казахстана собеседник спросил: «Это та страна, где погиб Денис Тен?» Резонансные дела гремели на весь мир. Последовавшие смелые лозунги о реформе МВД утонули в бюрократическом болоте.
С приходом новых политических реформ ситуация не становится лучше, а лишь усугубляется. Кадры многочисленных задержаний мирных активистов, грубое отношение к безоружным гражданам, игнорирование закона — в совокупности все эти факторы и создают общую картину образа полиции в глазах гражданина.
Все это не может не сказываться на доверии как к простым сотрудникам, так и к правоохранительным органам в целом.
— Кто помогал вам составлять рекомендации, насколько юридически грамотно они оформлены?
— Юридическую консультацию нам оказали правозащитники из общественного фонда Erkindik Qanaty. Также предварительную оценку приложения мы получили от правозащитницы Татьяны Чернобиль.