Как ритуальные агентства наживаются на умерших от коронавируса. Рассказ казахстанки, похоронившей отца

«24 июня 2020 года в Астане скончался мой папа. Заболел примерно за 1,5 недели до этого, забрали в больницу, положительный тест на ковид» — именно так начинается пост астанчанки Татьяны Морозовой. Дочь погибшего рассказала, какие ужасы пережила их семья во время похорон родного человека. Непонятные требования для захоронения, закрытые цинковые гробы и полный беспредел на рынке ритуальных услуг — вот с чем сталкиваются убитые горем казахстанцы, прощаясь с родными в условиях пандемии. Журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с Татьяной Морозовой и узнала, как ритуальные агентства наживаются на умерших от коронавируса в Казахстане. 

Фото: pravmir.ru

Отец Татьяны несколько десятков лет проработал фотографом в столичном загсе. О нем всегда говорили только добрыми словами никому не отказывал в помощи, спасал бездомных животных и просто любил мир вокруг себя. У мужчины было множество хронических заболеваний: сахарный диабет, гипертония, заболевание сердца, онкология, дыхательная недостаточность в период обострения аритмии. К несчастью, мужчина попал в больницу, где определили положительный результат ПЦР-теста на коронавирус. В итоге у него не выдержало сердце. 

«Маму с папой привезли в больницу и сразу положили в палату к зараженным. Неудивительно, что их результаты тоже оказались положительными. О смерти отца нам сообщила СЭС, а не больница. Он умер в 5 утра, а мы узнали об этом только в 9 часов», — так начинается наш разговор с героиней. 

Сестра Татьяны занялась подготовкой к похоронам. Они долго искали ритуальные агентства, но многие из них отказывались из-за особых требований к захоронению умерших от вируса. Для этого необходимо специализированное разрешение.

«О том, как правильно хоронить умерших от коронавируса,  никто толком не знает. Раньше в новостях писали, что все находится в компетенции акимата и он должен выделять средства на похороны. А представитель СЭС сообщила сестре, что деньги в акимате закончились и теперь родные хоронят  за свой счет. 

Та же СЭС озвучила алгоритм захоронения: тело из морга не забирают домой. Для похорон нужны цинковый гроб, катафалк с перегородкой, обязательно представитель СЭС. Копатели должны быть в дезинфекционных костюмах и никакого ритуала прощания, отпевания. Подойти к могиле можно только после захоронения. Естественно, это все только на словах — единый протокол никто не знает», — возмущается женщина.

Наша редакция обратилась за комментариями в акимат Нур-Султана, чтобы выяснить, кто все-таки несет ответственность за похороны.

«На сегодняшний день похороны умерших от КВИ проходят в соответствии с алгоритмом, утвержденным главным санитарным врачом. Родственники договариваются с организациями, которые предоставляют ритуальные услуги (услуги копателей, могильщиков, изготовление гроба, раскопка ямы, перевозка тела и т.д.). Похороны умерших от КВИ проходят при строгом участии сотрудников СЭС для соблюдения мер безопасности», — сообщили в ведомстве. 

Проблемы у семьи Татьяны начались как раз тогда, когда они наткнулись на ритуальную службу, находящуюся по адресу: Желтоксан, 44. Их работники обещали сделать все под «ключ»:

«Названия их мы не знаем, вывеска «Бюро ритуальных услуг» прямо возле СЭС. Абсолютно не торгуясь, выплатили им необходимую сумму. Также с нас взяли деньги, чтобы обмыть тело по христианским обычаям и сделать фотографии», — продолжила Татьяна.

Агентство должно было оказать следующие услуги:

  • гроб — 55 тыс тенге (цинковый ящик, обитый деревом)
  • крест — 25 тыс тенге
  • табличка — 8 тыс тенге
  • венки (4 шт.) — 32 тыс тенге
  • ленты — 8 тыс тенге
  • катафалк — 45 тыс тенге
  • услуги копателей — 80 тыс тенге
  • доставка в морг — 25 тыс тенге (позже оказалось, что тело в морг доставляет больница)
  • костюмы (8 шт) — 100 000 тыс тенге  (в смете указали только 5 шт.)

Общая сумма составила 378 тыс тенге. Сестра Татьяны выплатила полную стоимость услуг наличными, не получив никаких подтверждающих документов.

«Все цены завышены, особенно за такой гроб, но деваться нам было некуда. Кроме того, сестре нужно было заранее поехать на кладбище, чтобы ей показали место и согласовали с СЭС время захоронения», — рассказывает женщина.

В день похорон родные умершего испытали настоящий шок.

«Мы ожидали катафалк возле морга, но приехал таксист InDriver. Он сообщил, что его наняли через знакомого и пообещали заплатить 15 тыс тенге. Напомню, за катафалк запросили 45 тыс, мотивируя тем, что это должна быть специализированная машина. 

Позже в бюро нам сказали, что машин не хватает и служба такси заключила договор с минивэнами. Почему тогда таксист сказал, что его попросил знакомый? Был договор на катафалк, а в итоге в машине нет ни перегородки, ни дезинфекционного костюма для водителя. Мы сами его дали. 

Костюм был без индивидуальной упаковки, без бахил, без масок, перчаток, просто тоненький, очень тоненький комбинезон. Материал как простыня, которую используют косметологи и массажисты. Такой комбез стоит примерно 2 тыс тенге, как мне объяснили», — делится пережитым дочь усопшего.

Есть у родственников претензии к ритуальному бюро и по гробу для умершего:

«Вместо гроба был ужасного вида ящик, криво собранный, необработанный, кое-где торчали гвозди острыми концами».

«Забрав тело папочки из морга, мы отправились на новое кладбище, куда родственников пускали только в дезинфекционных костюмах, и, чтобы пройти, пришлось покупать еще костюмы (не в ритуальном агентстве) по 7 тыс тенге.

И мы увидели разницу между нормальной качественной защитой и тем, что нам продали в ритуальном агентстве по завышенной цене. Костюмы за 7 тыс включали в себя плотный комбинезон, бахилы, две пары перчаток, маску-респиратор повышенной защиты и пластиковые очки», — продолжает Татьяна. 

Уже на кладбище родные умершего обнаружили, что обещанные копатели не пришли. А вытаскивать гроб из такси им помогал сотрудник СЭС. В этот момент от ящика отвалилась одна из деревяшек.

«Представитель ритуального агентства, назвавшаяся Екатериной, перестала выходить на связь. Через интернет мы нашли Армана, считавшегося директором. Он заявил, что сегодня проходит 18 похорон и копатели на другом захоронении.

На наши справедливые и обоснованные возмущения о том, что мы договаривались на определенное время, он заявил, что вчера его люди ждали до 18.30, и вы подождете. Моя сестра не сдержалась и высказала матное слово ему и матное слово его помощнице Екатерине. Учитывая все обстоятельства, это было еще мягко сказано», — рассказывает дочь умершего. 

Находясь в безвыходном положении, совместно с представителем СЭС родные решили привлечь свои собственные силы.

«Лопат у нас не было, и мы принялись далее звонить в ритуальное агентство с требованием предоставить нам услуги, которые были оплачены в полном объеме.

В итоге подъехала какая-то машина с прицепом, это были три копателя (было обещано четыре), скорее всего, нанятые на базаре, обычные работяги. Они даже не знали, как опускать гроб в могилу, хотели его просто кинуть! Это видели наши сопровождающие, водитель такси и представитель СЭС», — с ужасом вспоминает Татьяна.

В итоге родным помогли представители другого ритуального агентства, которые оказались в тот момент на соседнем захоронении: 

«Наши три копателя заявили, что мы должны заплатить им по 10 тыс тенге. Напомню, что все «под ключ» было оплачено агентству 100%. И за копателей мы отдали немаленькие 80 тыс тенге», — возмущается Татьяна. 

После похорон родные умершего поехали в офис злосчастного ритуального агентства, чтобы во всем разобраться. 

«Еще на кладбище я попросила их подготовить все документы. В их офисе менеджер Екатерина (ее настоящее имя Казтай) во время разговора курила и болтала по телефону, не отвечая толком на наши вопросы. Потом их директор заорал матом, что сейчас приедет и перевернет нас вместе с гробом. На этом прекратились все контакты», — рассказывает героиня.

После этого родные разослали жалобы во все инстанции через портал Egov.kz. Они обратились в прокуратуру, МВД РК, налоговые органы, акимат Сарыаркинского района и г. Нур-Султана, комитет по защите прав потребителей и комитет по делам религии РК. 

Татьяна сообщила нам, что акимат района «Сарыарка» перенаправили ее жалобу в отдел контроля качества товаров и безопасности услуг. Она еще раз написала менеджеру Казтай с требованием вернуть уплаченные деньги. И вот что ей ответили:

«Эта помощница директора Казтай, скорее всего, приходится ему родственницей. Уж слишком нагло она ведет себя. Ее знают во многих ритуальных агентствах. Когда я опубликовала свой пост на Facebook, многие в комментариях начали писать, что она постоянно кидает людей на деньги. Разваливающийся гроб на похоронах для них привычное дело. Как мне писали реальные люди, в 2018 году отвалилось дно гроба и выпал покойник», — рассказывает пострадавшая. 

Татьяна уверена, что беспредел на рынке ритуальных услуг происходит при попустительстве акимата. По ее словам, другие ритуальные агентства просто не могут оказывать услуги без специального разрешения:

«Когда мы позже заезжали делать оградку, то спрашивали у агентств: «Как так, у вас такие гробы качественные и намного дешевле, венки и вообще все?! Почему вы не проводите захоронения?» А они отвечают: «Мы сами не понимаем, но нам не дают разрешение».

В столичном акимате на вопрос журналиста ИА «NewTimes.kz» ответили, что не курируют деятельность ритуальных услуг, так как это частный бизнес:

«На сегодняшний день агентства по ритуальным услугам проводят свободную предпринимательскую деятельность в конкурентной среде».

Сейчас у семьи Татьяны Морозовой огромные претензии к этому самому ритуальному агентству, из-за которого не получилось провести отца в последний путь. Родные уверены, что у такой организации не должно быть разрешения на деятельность, так как они буквально подвергают опасности живых людей, нарушая все санитарные требования. 

«Это настоящее мошенничество и спекуляция. Нам все продали по бешеным ценам, ссылаясь на требования СЭС. В итоге мы не получили нормальные защитные костюмы, гроб, копальщиков, а вместе катафалка с перегородкой приехал таксист. Это просто верх цинизма.

Нам также обещали обмыть тело отца по всем христианским традициям. Естественно, этого не было сделано. И тело они не перевозят в морг, это делает больница, но цена за эту услугу включена. 

То, что мы пережили там, на этом кладбище, никогда не забудется. Помимо того что нас лишили возможности проводить родного человека в последний путь, как полагается, по всем канонам и правилам, мы были унижены и оскорблены в наших человеческих и даже религиозных чувствах за наши же далеко не маленькие деньги», — возмущаются родные погибшего. 

По печати из той бумажки, которую удалось выбить родным, они узнали некоторые данные о ритуальном агентстве. ТОО «Патологоанатомическое бюро» руководит некий Виталий Володин. 

Еще он указан руководителем ТОО «БРУ Астана». Фирма также занимается организацией похорон и связанной с этим деятельностью. Но, по словам Татьяны, настоящим директором ритуальных агентств является некий Арман, а всеми делами заправляет его помощница Казтай. 

Журналист ИА «NewTimes.kz» попробовала связаться с бюро ритуальных услуг, но там перестали отвечать на наши звонки. Редакция также обратилась за информацией в пресс-службу министерства здравоохранения РК, чтобы узнать единые требования к захоронению умерших от коронавируса.