Редакция ИА «NewTimes.kz» уже рассказывала историю Айтбека Аулбаева о его семье и жизни инвалида в обществе. Сегодня мы решили побеседовать с Айтбеком о сложностях, с которыми приходится сталкиваться недееспособным людям в Казахстане из-за бюрократического госаппарата.
Поводом для нашей беседы послужил пост Айтбека, в котором он возмутился работой ЦОНов, не наладивших дистанционную работу с населением:
«Мой отказ от соблюдения условий карантина. Можете начинать кидать в меня камни. Завтра я пойду в закрытое помещение, где всегда находится много людей. И не факт, что там все люди будут здоровы и в масках. А дело, как всегда, в цифровом Казахстане.
Государство послало меня на три буквы — сходить в ЦОН, хотя дело плевое, это даже не выпуск ЭЦП. В общем, просто любят у нас гонять инвалидов туда-сюда. Чиновники районного и городского уровня из управления социального благосостояния г. Алматы настолько крутые, что слова президента Токаева о том, что надо соблюдать карантин и не шляться лишний раз в местах скопления людей, не указ.
Им важно потешить свое ЧСВ и соблюсти все бюрократические, никому не нужные в период пандемии и карантина регламенты. Не дай бог, дистанционно решить вопросы, ведь тогда все поймут, что большинство из них просто просиживает штаны, ни разу не задумываясь об эффективности и улучшении процессов на своей работе.
Окей, я схожу, потому что от решения этого вопроса завишу не только я, но и другие люди. А если я заболею, вы знаете, кому передавать привет», — написал Аулбаев в Facebook.
Журналист ИА «NewTimes.kz» узнала у незрячего алматинца, с какими еще проблемами сталкиваются инвалиды, которым нужно проходить медицинское освидетельствование, оформлять документы и надеяться на помощь от государства.
— Расскажите, с какой проблемой вы столкнулись при попытке получить онлайн-услугу в ЦОНе?
— Я являюсь инвалидом 1 группы по зрению (незрячим). И при прохождении медицинского освидетельствования в МСЭ для меня была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Согласно ей, я имею право на получение услуг индивидуального помощника.
Эта услуга оказывается местными исполнительными органами. И для получения этой услуги нужно обращаться в ЦОН с заявлением. Возможности получить эту услугу онлайн нет. В то время как госорганы рапортуют о своих успехах на ниве цифровизации, заявление на получение услуг индивидуального помощника для инвалида нужно подавать офлайн. Хотя уже и ЭЦП выдаются онлайн.
Неужели нельзя подписать это заявление с помощью ЭЦП или SMS? Да, я вижу, что есть прогресс в части цифровизации государственных услуг, многие услуги стали доступны онлайн. Но что касается инвалидов, почему-то отстает от общего прогресса.
Инвалиды — второсортные люди? Им и так сложнее быть мобильными, а в период карантина из-за мировой пандемии коронавируса, когда большинству инвалидов вообще нужно максимально избегать массового скопления людей, это еще актуальнее.
— Вы написали, что инвалиды часто сталкиваются с бюрократическими заморочками от госорганов, расскажите, пожалуйста, подробнее об этой проблеме. Есть ли сложности в том, чтобы оформить инвалидность онлайн?
— Большинство услуг, с которыми сталкиваются инвалиды, действительно забюрократизированы. Например, в ИПР указаны вспомогательные средства и услуги, которые должны облегчить жизнь инвалидам. До определенного времени в моем ИПР из всех этих средств были диктофон, говорящие часы, трость.
С недавних пор (все-таки технический прогресс не стоит на месте) диктофон был заменен мобильным телефоном с поддержкой функции голосового помощника и скринридера, а также был добавлен ноутбук с функцией голосового помощника. И проблема заключалась в получении этих средств. Так как госорганы потребовали изменить ИПР.
Ладно бы если это делалось легко. Но мне нужно было заново проходить медицинское освидетельствование в МСЭ, хотя на тот момент у меня уже была бессрочная инвалидность.
А переосвидетельствование — это тот еще квест, спросите у любого инвалида. Некоторые даже отказываются от оформления инвалидности, чтобы не проходить это освидетельствование. Не знаю, как сейчас дела обстоят, но мне лично пришлось столкнуться с отсутствием здравого смысла в этих процессах.
Если говорить об актуальном вопросе — та же беда. Слишком много ненужных, на мой взгляд, движений — в ЦОН, собес, а может, еще и добавится общественное объединение, которое выступит оператором этой услуги. И это нужно делать каждый год, потому что они не могут автоматически пролонгировать договоры с индивидуальными помощниками на срок действия инвалидности получателя услуг.
В итоге теряется до трех недель на получение этой услуги. Слышал о том, что сейчас идет работа по устранению института индивидуальных помощников и внедрению пособия по уходу за взрослым инвалидом. Однако и тут не все гладко. Судя по обнародованному варианту размера пособия, он будет меньше, чем сейчас получают индивидуальные помощники за полный месяц работы. И это только те процессы, с которыми я столкнулся недавно.
— Доставляют ли инвалидам необходимые документы на дом?
— Выезд сотрудника ЦОНа для обслуживания инвалида на дому — это отдельная тема. Несколько раз пытался это сделать. Но каждый раз слышу: срок ожидания специалиста на дом будет около недели. Часто за неделю теряется актуальность необходимой услуги. Поэтому приходится самому идти в ЦОН.
Ну кто будет ждать специалиста неделю? В нынешнем динамичном мире, особенно в период пандемии, когда планировать дальше чем на пару дней невозможно, кто будет ждать неделю? Когда вы вызываете врача, сантехника, установщика кондиционеров, курьера и т.д., вы больше 1-2 дней ждать не будете.
Ощущение у меня такое, что раз инвалид, все равно сидит дома, пусть ждет. Но, например, у меня нет времени ждать неделю, когда же они придут. Я, даже будучи инвалидом, не сижу без дела. И если я нуждаюсь в государственной услуге, то мне она нужна, как и любому другому человеку, как можно раньше.
— Получили ли вы выплату 42 500 тенге?
— Очень смешной вопрос. Потому что инвалидам отказали в выплате на основании того, что пособие по инвалидности не уменьшилось. Но вот интересный момент: в апреле я получил SMS в проактивном режиме о том, что мне положено 42 500.
Я думаю не из-за инвалидности, а из-за того, что я ИП. А вопрос смешной, потому что, несмотря на SMS, я деньги так и не получил. Потому что они несколько раз меняли правила и ИП в зоне ЧП исключили из списка. Сейчас подавать тоже не собираюсь.
— Оцените, пожалуйста, онлайн-работу госорганов с инвалидами в период пандемии.
— Даже в обычное время онлайн-работа оставляла желать лучшего. А коронавирусный кризис обнажил многие проблемы. На мой взгляд, вся работа ведется в реактивном режиме: пока кто-то не начнет возмущаться, работа не движется, регламенты не меняются.
Вернемся к моему последнему посту на Facebook. Пока я не написал, вопрос о дистанционном получении услуг индивидуального помощника не решался. А после поста сразу же возникло несколько вариантов решения вопроса максимально онлайн.
Вот еще в чем проблема: те, у кого есть Facebook, доступ к СМИ или иные рычаги, имеют возможность решить свои вопросы быстрее, качественнее и в нужном русле. Но ведь не у всех есть такая возможность.
Я пишу на Facebook и отвечаю на ваши вопросы не только для того, чтобы решить свои проблемы, мне хочется добиться результатов на системном уровне. Поэтому периодически освещаю болевые точки и узкие места в процессах получения госуслуг инвалидами.
Будучи инвалидом и потребителем этих услуг, я вижу проблемы. Но в то же время, являясь получателем степени MBA в этом году, я стал видеть и пути решения на системном уровне. На данный момент вижу необходимость проведения системного аудита процессов получения государственных услуг инвалидами, в ходе которого можно выявить узкие места и откорректировать эти процессы с точки зрения операционного менеджмента, как если бы это был бизнес.
Например, не растрачивать ресурсы (человеческие, материальные, время и так далее), максимально облегчить получение услуг потребителями. Как бы парадоксально ни прозвучало это для госслужащих, получатели госуслуг — это их клиенты.