«Родители не хотят заниматься с детьми». Монолог казахстанского учителя о «дистанционке»

Последние три недели казахстанские педагоги усердно готовятся к началу нового учебного года. Нововведений будет много, ведь коронавирус запустил махину под названием «дистанционное обучение». Работники в сфере образования, школьники и их родители учатся пользоваться видеоплатформами, вести стримы и отчитываться о выполнении домашних заданий онлайн. О нюансах такого обучения, жалобах родителей и бюрократических проволочках журналисту ИА «Newtimes.kz» рассказала педагог Жанна Адилова. 

Фото: iStock

Zoom, BilimLand и Google Classroom. Как из учителей делали айтишников

«В марте уроки у нас проводились через Zoom. Никакие казахстанские платформы тогда даже не рассматривали, потому что решение о «дистанционке» было принято неожиданно. По крайней мере, мы думали, что для учителей МОН как-то организует обучение после вынужденных каникул. Но нет, пришлось срочно скачивать программы, учиться делать презентации и видеоуроки. 

Тогда я поняла, что очень даже неплохо пользуюсь компьютером. В отличие от более пожилых коллег, которые не умеют вести трансляции, форматировать документы или скачивать информацию из интернета.

Для учителей тогда не было вебинаров, где рассказывали бы и учили это делать, мы просто помогали друг другу сами, записывали им видео, объясняли, что к чему. Нервы тогда не выдерживали», признается педагог.

Проблемы были с проверкой домашних заданий и рассеянностью детей. По словам учителя, невозможно удержать внимание 30 детей онлайн.

«Потом начались уроки по телевидению, мы немного вздохнули. Но проверка СОРов и СОЧей по WhatsApp осталась, со многими учениками мы отдельно связывались по видео. Особенно жаловались родители: детей им оставить не с кем, заниматься они с ними не хотят, за выполнением домашних заданий не следят», — вспоминает четвертую четверть учитель.

К новой карантинной учебной четверти готовятся обстоятельно. Так, по словам Адиловой, местное управление образования проводит ознакомительные вебинары для учителей. Например, им представили казахстанскую платформу BilimLand, на основе которой и будут вести уроки. 

«Сейчас по всей стране проходят онлайн-тренинги по дистанционному обучению. Нам рассказывают, как вести уроки, писать поурочные планы, оценивать выполнение заданий. А самое главное, как держать контакт с учениками и родителями. Это один из самых важных факторов, как по мне», — подчеркивает наша собеседница.

«Работаем онлайн, но в школу бегать заставляют»

Много в этом всем и бюрократических проволочек, считает педагог. К примеру, в их школе учителей заставили пройти бесплатные онлайн-курсы на сайте Stepik.org, которые делятся на несколько модулей. 

После окончания курсов нужно было предоставить сертификат и загрузить его в онлайн-портфолио, которое есть у каждого учителя. Но руководство учебных заведений почему-то просит своих сотрудников распечатывать сертификаты и приносить их в школы. Зачем нести документы во время карантина, учителя не понимают.

А еще возникают вопросы с раздачей учебников школьникам. По словам Адиловой, ей поручили выдать учебники в один день. Для этого пришлось собирать всех учеников и их родителей.

«Вот говорят нам: карантин, сидите дома, учитесь онлайн. А зачем тогда детей в школе собирать, когда можно учебники в PDF-формате загрузить на какую-то платформу? Каждый бы зашел и скачал, это минутное дело. Нет, пришлось вызывать детей и родителей, а они еще возмущаются. 

К примеру, у нас в школе обязательно на входе надевать бахилы. А со мной потом ругаются родители: «Почему мы должны бахилы покупать?» Это разве требование учителей? На нас привыкли спускать всех собак», — жалуется педагог.

Чем еще недовольны родители?

«Около месяца назад вышло решение МОНа учиться онлайн будут все, кроме младших классов. А мне до сих пор родители пишут: «Почему моего ребенка не отправят в дежурный класс? Мы не хотим «дистанционку».

Ребенку, на минуточку, 12 лет, он в 7-м классе учится. Ну нельзя ему сейчас ходить в школ, вирус гуляет, опасно. 

Понимаю, что многим родителям не хочется оставлять детей дома, но работать нужно. Но если правильно организовать процесс обучения дома, все не так уж и плачевно. Мы с родителями тоже работаем, вышли рекомендации от МОН РК, опираемся на них.

Вот сегодня у меня онлайн-собрание с ними и директором школы. Буду рассказывать, как правильно заниматься с ребенком, настроить его психологически или даже организовать рабочее место. В конце концов, родители в первую очередь должны быть заинтересованы в образовании ребенка», — подчеркивает Адилова.

Нужны ли дежурные классы?

«Однозначно да. Младшеклассникам всегда сложнее влиться в учебу, им нужно адаптироваться, начать заблаговременную подготовку к школе. Детей с 1-го по 4-й классы нужно учить не только буквам и цифрам. В первую очередь от ученика требуются более серьезная концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. 

Эти качества невозможно сразу воспитать в ребенке, который только вчера ходил в детский сад, а теперь столкнулся с новыми требованиями, причем от совершенно незнакомого человека — первого учителя. 

Поэтому младшеклассникам и сделали исключение, я думаю. Но это помимо того, что таких маленьких детей точно не оставишь дома одних. Я лично поддерживаю такое решение, но с условием строгих санитарно-эпидемиологических требований», — считает педагог.

С учителями уже провели инструктаж и подготовили к штатному режиму работы в школах. 

«Детям будут ежедневно измерять температуру, конечно, обязательными остаются маски. Если выявят повышенную температуру, обязательно отправят домой. А при выявлении заболевших обеспечивается переход на дистанционное обучение всего класса. Но школа продолжает функционировать.

Теперь нужно составить новое расписание уроков, увеличить смены и подсмены, чтобы сократить физические контакты. Будем кварцевать кабенеты.

Пришлось даже отказаться от кабинетной системы. Это значит, что каждый класс находится в одном кабинете. Столы поставили в метре друг от друга, столовые и буфеты не работают.

Нам тоже запретили передвижение по кабинетам, посещение учительской, проведение внеклассных мероприятий и родительских собраний. Родители смогут сопровождать детей до и после занятий только до входа в школу. Внутрь их не впустят. В общем, сделали все, чтобы дети не заболели», — рассказала о подготовке к учебному году учительница.