«Для меня темный лес»: Что говорят казахстанские родители и педагоги о новом формате оценок

Новый учебный год ознаменовался для казахстанских школьников и их родителей не только «дистанционкой», но и обновленной системой оценивания. Теперь четвертные оценки складываются не только из СОЧ и СОР — первая четверть принесла с собой так называемое формативное оценивание знаний. Как к нему отнеслись родители и учителя и как в нем разобраться, узнаете в материале ИА «NewTimes.kz».

Иллюстративное фото

Как объяснили перед началом учебного года, формативное оценивание будет проводиться ежедневно в баллах, а четвертная оценка сложится на 50% из оценки за СОЧ, 25% — СОР и 25% — формативное.

Позже замдиректора центра среднего образования национальной академии образования имени И.Алтынсарина Зауре Жумагулова подробнее высказалась о новшестве:

«На сегодняшний день выставление баллов за формативное оценивание проводится в первой четверти. Рассматривается вопрос о постоянном применении формативного оценивания. Это покажут итоги первой четверти. Но, наверное, оно будет постоянным. …Специалисты нашей академии провели оценку и обнаружили, что суммативное оценивание, которое проводилось на дистанционном обучении, не дало объективной картины знаний обучающихся. Поэтому в 2020-2021 учебном году ввели формативное оценивание, за которое ставятся баллы».

К радости школьников и родителей, первая четверть наконец подошла к логическому завершению. Мы опросили несколько родителей школьников, чтобы узнать их мнение о новом формате оценивания.

Ольга, мама ученика 5-го класса: «Совершенно непонятная система. Система, которая не позволяет дать оценку успеваемости ребенка в школе. Если ранее это можно было сделать, отталкиваясь от СОР и СОЧ, то теперь это вообще темный лес».

Вероника, мама ученицы 6-го класса: «Мне вообще непонятно, как выставляется и считается процент за домашнюю работу и работу во время урока. В итоге, даже если СОЧ написан на 5, ребенок получает итоговую 4».

Айкерим, мама ученицы 4-го класса: «Я, признаюсь, долго разбиралась, не сразу поняла. Но в целом поддерживаю новую систему: дочка любит соревновательный дух, она теперь старается больше отвечать на уроках, чтобы получить побольше ежедневных баллов. Кстати, ей это помогло в четверти: она получала чуть ли не каждый день пятерки за активность и правильные ответы на уроках, а СОЧ написала не очень хорошо, но совокупность баллов в итоге дала пятерку за четверть».

Жанар, мама учеников 4-го и 5-го классов: «Думаю, эта система для тех, кто следит постоянно за успеваемостью ребенка. Я набегами. И когда открываю «Кунделик», а там цифры непривычные и проценты, теряюсь. Да, сложно отследить и понять: 7 баллов — это что, не достарался? Тем более сейчас, когда родители больше думают о заработке. Я, например, беру подработку на вечер, потому что надо оплачивать дорогого репетитора для обоих детей и закрывать пробелы «дистанционки». Думаю, к этому надо привыкнуть».

Диана, мама ученика 5-го класса: «Муж временно без работы, все домашние заботы легли на него. Но я слышала, как он матерился, пока пытался понять суть новой системы (смеется). В итоге разобрался. Я пришла вчера в 10 вечера с работы, а он мне с порога говорит: «Не задавай мне лишних вопросов, но наш сын вышел отличником за четверть. Больше объяснить не смогу». Мне самой, честно сказать, вообще не до этого, работаю сейчас еще больше, чтобы сын продолжал заниматься английским языком и своей любимой робототехникой».

Лейла, мама ученицы 3-го класса: «Я вообще за новые форматы. Мне 29 лет, я не так давно окончила школу и университет, помню еще, насколько у нас была несовершенная система. Оценка от двойки до пятерки — неэффективная, сложно разгуляться. Мне нравится, что детям дают возможность повлиять на свои оценки в процессе четверти. СОЧ можно плохо написать по разным причинам, но если ребенок не дотянул на одной контрольной, а всю четверть отвечал активно на уроках и получал хорошие баллы, это о чем-то говорит. Я полностью за новую систему».

Мы обратились к учителю одной из столичных школ с просьбой высказать свое профессиональное мнение о новшествах.

«Я работаю уже 20 лет. Много реформ выпало на нашу многострадальную систему, поэтому сейчас большинство воспринимается со скепсисом, даже если есть масса аргументов в их пользу. Еще и дистанционное обучение изрядно утомило людей. Но, как учитель, поддерживаю эту систему. Мне она интересна, сначала было тяжело, но быстро привыкла.

У нас есть критерий для каждого балла. И как минимум плюс в том, что ребенок знает, почему он получил ту или иную оценку, что ему нужно подтянуть и на что он может рассчитывать в конце четверти. К тому же оценки теперь взаимосвязаны. Ребенок может приболеть или быть без настроения в день проверки знаний — все мы люди. Но если он всю четверть нормально занимался, то это может спасти его четвертную оценку. С другой стороны, тех, кто бил баклуши всю четверть, списывание контрольной уже не спасет.

Когда родители не понимают, считаю, это во многом недоработка педагогов и чиновников от образования. Хотя есть и такие родители, которые просто не пытаются даже вникнуть в суть, зато сразу ругают всю систему, учителей, а дома еще и на детях срываются. Но в целом уверена, что система себя зарекомендует с положительной стороны, если мы научимся с ней правильно работать. Знания нужно оценивать комплексно, а не так, как это было много лет подряд», — рассуждает одна из представительниц сферы образования.

Национальная академия образования имени И. Алтынсарина подготовила памятку по формативному оцениванию в период обучения в условиях ограничительных мер:

«Максимальный балл за формативное оценивание составляет не более 10 баллов во 2-11 классах, при этом 1-3 балла соответствуют критериям низкого уровня, 4-7 баллов — среднего, 8-10 баллов — высокого.

Учитель ежедневно фиксирует в журнале прогресс учебных достижений обучающихся в виде баллов согласно следующей  дифференциации:

1 балл — выполнил до 10% учебных заданий, допущены ошибки, на уроке пассивный, не делает выводы по итогам обратной связи с учителем, не проявляет самостоятельность при выполнении заданий, не знает пройденный материал;

2 балла — выполнил до 20% учебных заданий, допущены ошибки, на уроке пассивный, не всегда делает соответствующие выводы по итогам обратной связи с учителем, не проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

3 балла — выполнил до 30% учебных заданий, допущены ошибки, стремится исправить свои ошибки, на уроке иногда проявляет  активность, нуждается в поддержке учителя/родителей/сверстников при выполнений учебных заданий;

4 балла — выполнил до 40% учебных заданий, допустил ошибки, нуждается в помощи при исправлении ошибок, не всегда проявляет активность, иногда  проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

5 баллов — выполнил до 50% учебных заданий, допустил пять ошибок, нуждается в помощи учителя, на уроке не всегда активный, иногда проявляет самостоятельность при выполнении посильных заданий;

6 баллов — выполнил до 60% учебных заданий, допустил четыре ошибки, нуждается в помощи учителя, на уроке проявляет старательность, самостоятельно может выполнить задания средней сложности;

7 баллов —  выполнил до 70% учебных заданий, допустил три ошибки, своевременно  устранил их, на уроке активный, проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

8 баллов — выполнил до 80% учебных заданий, допустил 1-2 незначительные ошибки, на основе комментариев учителя самостоятельно исправляет их, активный, самостоятельный;

9 баллов — выполнил до 90% учебных заданий, допустил незначительные неточности при выполнении  заданий, работает над ошибками, активный, самостоятельный;

10 баллов — выполнил 100% учебных заданий, не допустил ошибок, активный, самостоятельный, может объяснить, обосновать свои ответы.

Итоги формативного оценивания учитываются при выставлении итоговой оценки (один балл приравнивается к 2,5%). Электронный журнал автоматически выводит средний балл за формативное оценивание в отдельную графу, размещенную до графы СОР».

К слову, ранее сообщалось, что Нацакадемия образования запустила чат-бот в Telegram под названием @uba_kaz_bot, где учителя, ученики и родители найдут ответы на вопросы.