«Начните изучать язык»: История казахстанки как путеводитель для тех, кто хочет переехать в Турцию

Александра Окорокова прожила в Казахстане 40 лет, а свой 41-й день рождения уже встретила в Турции, но не как туристка, а в качестве нового жителя жаркой страны. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» пообщалась с Александрой, переехавшей в популярную нынче для миграции Турцию, и узнала, как обосноваться там, сколько денег понадобится на жизнь, куда лучше отдать ребенка на учебу и как проходит пандемия на море.  

Александра родилась в городе Есиле, на севере Казахстана. На море ее тянуло с детства: еще ребенком она читала много книг о путешествиях и с восторгом смотрела передачу «Подводная одиссея команды Кусто», но даже не могла представить себе, как «вживую» выглядит море.

«Впервые я увидела его в 2001 году, когда поехала в командировку в Стамбул. Это вообще была моя первая заграничная поездка, я тогда всему удивлялась: рыбному рынку, где я впервые увидела, как выглядит настоящая камбала, огромным ресторанам с морскими деликатесами, красоте природы, ярким растениям, улыбчивым людям. Я видела огромные морские порта с яхтами и кораблями. Все для меня было новым, волнующим. Но было немного страшновато,  все-таки чужая страна. Помню, шутила с друзьями, что, приехав домой, поцелую казахстанскую землю», — рассказывает Александра.

 

Она взрослела, стала работать в основном в маркетинге, несмотря на юридическое образование. Через несколько лет после той поездки в Стамбул Александра вновь поехала в Турцию, но уже в Анталью. Тогда мечта обрела силуэт.

«Тогда я впервые увидела, как турки строят свои комплексы. Представляете, каково это человеку, который жил в обычном доме, увидеть квартиру, где чистовая отделка с мебелью, внутри хамам, бассейны, тренажерный зал, собственный кинотеатр и море через дорогу. У меня мир перевернулся, я загорелась купить здесь квартиру. В то  время трехкомнатная квартира с мебелью на первой береговой линии стоила 80 тыс долларов. А мы свою двушку купили в черновой за 75 тыс. К сожалению, попытки купить квартиру не увенчались успехом, отец моего ребенка не позволил нам переехать», — вспоминает женщина.

Но мечтам о море все же суждено было сбыться. И жирную точку в истории, кажется, поставила новая командировка в Турцию, на этот раз в Аланию.

«Примерно два года назад мы с моим бывшим руководителем приезжали в Аланию в командировку. У компании была цель — познакомиться с аланийскими застройщиками и найти партнеров для совместного строительства жилого комплекса там. Увидев впервые этот уютный курортный городок, я влюбилась, у меня было ощущение, что когда-то я уже была здесь. Мы познакомились со множеством строительных компаний, но для сотрудничества выбрали строительную компанию Yenisey. Нам понравилось качество строительства, открытый и доверительный диалог с руководителем компании.

Я знаю, какой гостеприимный казахский народ, но турецкий народ нам абсолютно не уступает. Представляете, как-то мы пошли в кофейню при отеле, где остановились, а нам на стол официант приносит фруктовое ассорти с надписью Yenisey и говорит: «Это вам комплимент от руководителя». После той командировки я и поставила себе цель, что в 2021 году я перееду в Аланию и перевезу свою семью, но получилось все на годик раньше, чем я думала.

Многие спрашивали меня: «Почему Турция, почему не Америка или Европа?» Просто потому, что это мусульманская страна, у нас похожи обычаи и язык, потому что шикарный теплый климат, потому что хотелось дать сыну хорошее образование. Смешно, конечно, когда это говорит Александра, да еще и Окорокова. Но у меня мама — казашка, я выросла в казахской среде, знаю все наши обычаи, умею готовить все национальные блюда. Мне всегда нравилась колоритная Турция», — делится Александра.

С работой все сложилось как нельзя лучше: в строительной компании, с которой Александра когда-то налаживала контакты, оказалась вакансия.

«Все сложилось очень просто, говорят же «чего хочет женщина, того хочет Бог»: в строительной компании Yenisey была вакансия, меня пригласили поработать. Я уволилась с работы и, посоветовавшись с семьей, купила билеты в Аланию. В аэропорту меня встретили будущие коллеги. Компания Yenisey предоставила мне служебную двухкомнатную квартиру, телефон с турецкой сим-картой, и я сразу же вышла на новую работу. Кстати, квартира находится прямо над офисом.

Для оформления вида на жительство я заключила договор аренды на квартиру, зарегистрировала на себя налоговый номер, открыла счет в банке, заполнила анкету, приложила четыре фотографии и копию паспорта, заверенную у нотариуса, после чего подала все эти документы на получение ВНЖ. Примерно через три недели мне на работу прислали икамет — удостоверение личности иностранца.

Многие делают этот документ самостоятельно. Никаких сложностей в этом нет, есть сайт на русском языке, где заполняешь о себе все данные и отправляешь электронную версию. Типа нашего еgov. Далее вам приходит уведомление о том, когда состоится рандеву, то есть встреча с представителями иммиграционной службы. Конечно, есть люди, которые помогают в этом вопросе и сделают все за вас, примерная стоимость этой услуги — 6 тыс тенге.

Как я уже говорила, необходимости в поиске жилья у меня не было, квартиру мне предоставила компания. Цены на арендное жилье, а также на покупку здесь разные, все зависит от района и самого комплекса. Например, в «турецком доме» — это обычные многоэтажные дома без особой инфраструктуры — можно снять квартиру в пределах 200-300 евро. Если комплекс расположен недалеко от моря, имеется бассейн, тренажерный зал и прочее, то цена может составить от 500 до 700 евро. Цена на жилье также зависит от сезона.

Особенностей у местного рынка недвижимости много. Если в Казахстане мы привыкли покупать квартиру и платить за 1 кв. метр, то в Турции ты платишь за вид, который открывается из окон твоей квартиры. Квартиры на первой береговой линии всегда стоят дороже, но и тут есть своя особенность. Представьте, что у вас квартира с видом на море. Ее цена  может быть от 150 тыс евро и выше, но такая же квартира на противоположной стороне, то есть с видом на горы или двор, будет стоить от 80 тыс и выше. Чем выше этаж, тем дороже цена. Все квартиры сдаются в чистовой отделке, частично меблированные, также можно купить квартиру полностью с мебелью и бытовой техникой. Разница в цене будет около 15-20 тыс евро», — объясняет Александра.

Возвращаясь к работе, она объясняет, что для работы в Турции необязательно иметь гражданство, достаточно вида на жительство.

«Я знаю много людей, которые приехали из Казахстана и открыли здесь свой бизнес, процедура несложная, главное, чтобы были учтены моменты приема на работу турецких граждан. В основном наши граждане, россияне и украинцы работают в сфере недвижимости. Также можно найти работу в сфере туризма, в сфере торговли. При наличии рабочей визы и подтверждения диплома можно устроиться на работу по специальности. Средняя зарплата в Турции — 400-500 долларов.

Я и сейчас работаю в строительной компании Yenisey. Рабочий график у нас зависит от сезона, то есть зимой мы работаем с 9.00–18.00, а летом — до 19.00. Суббота тоже рабочий день, но укороченный. Я не могу сказать, что рабочий процесс отличается от казахстанского. Если человек дисциплинирован и ответственен, разве будет он опаздывать на работу или не выполнять свои должностные обязанности? Я получаю ежемесячную зарплату, получаю проценты от продаж, в моих интересах  делать свою работу качественно», — рассуждает Александра.

Сейчас она живет с мамой и сыном, говорит, что на продукты на семью они тратят примерно 150-200 тыс тенге. Такие суммы выходят преимущественно из-за мяса — в Турции оно стоит недешево.

«Коммунальные услуги оплачиваются по счетчику, скажем так, когда в зимний или жаркий летний период мы используем кондиционеры, то сумма за электричество у нас выходит около 18 тыс тенге. Когда я жила одна, у меня выходило в два раза меньше, так как я большую часть времени проводила на работе. Транспортом мы пользуемся редко, стараемся ходить пешком. Проезд в автобусе стоит около 230 тенге, но если купить абонемент, то дешевле. Такси дорогое. Аренда машины — от 10 тыс тенге в сутки и выше», — рассказывает она.

Другим важным вопросом стал выбор школы для ребенка. Александре посоветовали отдать сына в государственную школу, объяснив это тем, что он быстрее выучит там язык.

«Отдала, но через два месяца я столкнулась с трудностями. Классный руководитель Тимура не всегда мог вовремя ответить в чате, мы не могли зайти на онлайн-уроки, пропускали. Я переживала. Я его понимаю и не осуждаю, у него таких, как мы, 200 человек. В итоге я приняла решение перевести ребенка в платную школу. Кстати, в этом вопросе мне очень помог мой руководитель Омер Бей. Из-за того что мы пришли через два месяца и уже отстали от обучения, нас не хотели принимать. Но за нас поручились, и нас приняли.

Я сейчас очень довольна, прогресс налицо: Тимур за три месяца уже начал говорить на турецком языке, хотя школа и в онлайн-режиме, но для иностранцев есть групповые занятия три раза в неделю в классе. Хотелось бы посоветовать нашим гражданам, кто подумывает о переезде, начните изучать язык уже сейчас, детям будет легче учиться в школе. Государственные школы здесь очень хорошие, я думаю, когда Тимур уже будет хорошо владеть языком и закончится этот хаос, я переведу его на бесплатное обучение.

Особенность турецких школ в том, что ученики уважают и любят своих учителей. Дети зачастую не хотят уходить на каникулы, потому что в школах им интереснее, друзья, общение, игры. Например, в нашей школе очень внимательные все учителя, если они чувствуют, что Тимур сидел на уроке без интереса, они сразу звонят мне. Не жалуются, просто спрашивают, пытаются понять причину такого поведения. У сына сейчас переходный возраст, и учителя это понимают», — уверяет Александра.

С турецкой медициной наша собеседница пока не сталкивалась, но вот местная стоматология ее не особо впечатлила.

«Недавно у сына разболелся зуб, и коллега посоветовал мне одного стоматолога, у которого он тоже лечится. Приехали в клинику, нам сделали обезболивающее, но когда он начал чистить ему канал, мой ребенок заплакал от боли. Возможно, нам попался не очень хороший врач, я не знаю. Доверия к стоматологам у меня здесь нет.

Могу лишь сказать, что турецкая медицина ценится, слышала очень много хороших отзывов от друзей, но, честно сказать, на себе пока не испытала, поэтому не смогу дать объективную оценку. Знаю одно,  что в государственных больницах врачи более профессиональные, чем в частных. Зарплата у врачей здесь хорошая, в государственную больницу можно попасть, только если ты подтвердишь свою квалификацию, плохого специалиста держать не будут», — уверена казахстанка.

Но какой бы ни была медицина, местные жители искренне поддерживали докторов во время пандемии. И в карантин Александра лично убедилась в сплоченности турецких жителей.

«В самый пик пандемии, когда нас на два месяца закрывали по домам, я помню, каждый вечер люди выходили на свои балконы в 21.00, зажигали свечки, включали зажигалки, хлопали, свистели. Так они поддерживали врачей, которые день и ночь работали в это сложное время. Жандармы приезжали на площадь рядом с моим домом и включали музыку в поддержку врачей. В Турции принято покупать корм животным, повсюду стоят домики и мисочки для кошек и собак. Когда было запрещено выходить из дома, жандармы покупали корм и прикармливали их. В свою очередь благодарные жители Алании выносили сладости и угощали полицейских.

Если честно,  я была поражена добротой и отзывчивостью турецкого народа. Насколько они ответственны перед правилами, которые были установлены во время пандемии. У нас был запрет на выход на море, купание, а уже стояла такая жара, такой соблазн. Мы рискнули с коллегами и поехали на дикие пляжи Газипаши. Только спустились с гор к морю, успели намочить ноги, и к нам направляются жандармы, а штраф — 500 долларов с человека. Какой-то сознательный житель, видимо, позвонил и сообщил, что мы на пляже. Испугались ужасно. Еле как мы уговорили не штрафовать нас, пообещали больше не нарушать правила. Думаю, нас не оштрафовали, потому что мы иностранцы, на первый раз нас просто простили.

В аптеках всем выдавали бесплатные маски, малоимущим семьям люди покупали продукты и оставляли их на специальных прилавках. Государство также раздавало необходимые продуктовые корзины людям. В социальных сетях наши русскоязычные граждане тоже помогали друг другу, кто-то не смог улететь домой и остался без денег, у кого-то не было необходимых лекарств. Делились продуктами, таблетками и деньгами по возможности. И было очень приятно все это видеть и слышать», — подытожила Александра.