Сырым Абдрахманов, директор Казахстанского института прогнозирования рисков.
Практически все принятые программные и стратегические документы Елбасы своевременны, идут в ногу со временем, а в некоторых событиях даже опережают, что при резких колебаниях мировых тенденций позволяют заранее подготовить соответствующую «подушку безопасности». Это надо признать. Лишь подчеркну, что если бы за все годы независимости все его поручения неукоснительно исполнялись, то, возможно, мы жили бы не хуже того же Сингапура или Малайзии, а может и лучше. Президент это понимает, как понимает, что пришло время для глобальных реформ, которые, возможно, выступят иммунитетом переходного периода.
Некоторые авторитетные политологи озвучивают возможный вариант «транзита власти», но я бы не согласился с этим мнением, потому как переходной период ограничится лишь передачей некоторых полномочий главы государства парламенту и правительству. Возможно, будут применены элементы правления английской модели. То есть, тем самым, при возможном «форс мажоре» будет соблюден некий баланс сил с учетом интересов элиты.
По реформированию государственной службы сломано немало копий, но до сих пор нет системности. Тому пример заброшенный в 2010 году «десант» ста госслужащих в рамках ротации кадров из «Центра в регион» и с таким же успехом забытый. Кстати, в этом «десанте» был и я. На мой взгляд, автономный госаппарат состоится лишь тогда, когда будет искоренен принцип «родственных душ».
Позволю себе сделать ремарку и предложить несколько бравых реформ китайской модели госслужбы. Там при принятии на работу в министерство или агентство человек должен проработать как минимум 2-3 года в нижестоящих госструктурах, то есть по нашему в акиматах области, города, района, соответственно. К примеру, взять их систему взвращивания кадров – на должность начальника отдела назначается главный специалист, замдиректора – начотдела, директором – исключительно замдиректор и т.д. А главное, запрещается назначение в возглавляемой отрасли родственников до троюродных братьев и сестер.
Не вооруженным глазом видно, что, в основном, президент ставку будет делать на «болашаковцев», при этом опираясь на «старую гвардию», проверенную временем. Тем не менее, наблюдается картина, что как в руководстве и в целом составе администрации президента, так и на многих позициях руководителей аппаратов и их заместителей акимов областного и городского уровней активно расставляются «болашаковцы». Когда «придет время», не исключено, что именно они займут освободившуюся нишу. Это нормальное явление, потому как, во-первых, они априори являются детищем Елбасы, во-вторых, к тому времени они будут обкатаны в аппаратных делах, что немаловажно для будущих глав регионов, и в целом руководителей высшего звена государства.
Остальные институциональные реформы будут вытекать из конституционных преобразований, борьба с коррупцией примет новый оборот.
Также можно отметить упоминание в предвыборном спиче президента об отдельной роли протестантских церквей. Такого рода заявлений в истории Казахстана еще не было. Таким образом, за политзанавесом можно увидеть консультационные процессы с западными специалистами.
Что касается выборного процесса, то, что Нурсултан Назарбаев - лидер, признанный всем мировым сообществом, неоспоримый факт. О его заслугах упоминать, думаю, излишне. Его ежедневный плотный график, в том числе встречи на высшем уровне с главами государств и правительств, объезд регионов, а также участие во всевозможных мероприятиях говорят о том, что он полон сил и энергии. Поэтому решение о его выдвижении кандидатом в президенты было ожидаемым и поддержанным.
На фоне отсутствия достойных конкурентов властям необходимо задуматься о явке избирателей, потому как активность участия населения в выборном процессе прогнозируется на чуть менее 50%. Но при активной работе исполнительных органов это исправимо.