Кого в Казахстане можно считать «богатым даже по международным меркам». Ответы экспертов

Заявление президента Токаева о том, что в Казахстане появилась «группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам», которые должны отдать должное народу, взбудоражило казахстанцев. В социальных сетях появились многочисленные комментарии и шутки, а сам народ, видимо, не совсем понял, кто именно должен делать отчисления в фонд «Қазақстан халқына». Редакция ИА «NewTimes.kz» выяснила, что значит быть богатым даже по международным меркам и кто считается в нашей стране таковым.

Фото: pixabay

Финансовый аналитик Арман Бейсембаев отметил, что определение «богатый» можно трактовать по-разному, так как есть международные мерки развитых стран, развивающихся и стран третьего мира — все они отличаются друг от друга.

«Например, в западных странах годовой доход человека в долларовом выражении — 100-150 тыс долларов. Как правило, он считается человеком обеспеченным — не богатым, но и не бедным. По нашим меркам это достаточно богатый человек. Ведь годовые доходы некоторых не превышают 5-10 тыс долларов», — отметил он.

По словам Бейсембаева, «богатые даже по международным меркам» — это люди, годовой доход которых от 10 млн долларов.

Эксперт пояснил: президент, обращаясь к богатым даже по международным меркам казахстанцам, имел в виду собственников бизнеса.

«У нас человек, имеющий 1 млн долларов в год, — это богатый человек? Для Казахстана это богатый. Для западных стран человека с миллионом в год можно считать верхнесредним классом, он более приближен к богатым, но таковым не является. Как правило, люди, имеющие доход 1 млн долларов в год, — это не собственники бизнеса, а топ-менеджеры, входящие в совет директоров», — отмечает Арман Бейсембаев.

В свою очередь, финансовый аналитик Андрей Чеботарев считает, что, скорее всего, президент говорил о компаниях, занимающих монопольное положение на рынке и имеющих спецусловия для ведения бизнеса там, где получается сверхприбыль.

«Это когда чистая прибыль намного больше среднего показателя по отрасли. Обычно это бывает у монопольной компании», — говорит Чеботарев.

«Компания должна приносить прибыль, чтобы быть прибыльной. Это логично. Если вы торговец, вы прекрасно знаете, что весь ваш доход — это не ваша чистая прибыль, поскольку часть доходов вы будете тратить на покупку товаров. То есть вы залезли в минус, купили товар и получили доход. Вычли из этого дохода стоимость товара, получили прибыль. Вычли из нее налоги, осталась чистая прибыль», — сказал он.

Оба спикера сошлись во мнении, что донорами фонда «Қазақстан халқына» должны быть прибыльные компании, а не рядовые казахстанцы. На прошлой неделе появилось множество сообщений о том, что сотрудники различных госструктур перечислили деньги в новый фонд.

«Пересматривайте месседж президента. Он говорил про богатых людей по международным меркам. Всех остальных мы отсекаем. Это относится к нашим банкирам, которые держат нашу банковскую систему. К промышленникам, которые держат крупные сырьевые и обрабатывающие активы. У них миллионные доходы и миллионная прибыль. Это к ним относилось, не к нам. У большинства населения в год еле наберется 5 тыс долларов. Фонд создавался для тех, у кого низкий доход. Они не должны скидываться на это дело и не обязаны», — говорит Арман Бейсембаев.

Что касается членов правительств и сотрудников акимата, пожелавших сделать отчисления в фонд «Қазақстан халқына», то эксперты считают, что в этом нет необходимости, так как они не относятся к богатым людям и уж тем более к богатым по международным меркам.

«Условно возьмем министра или депутата. Их средняя зарплата составляет около 1 млн тенге. По нынешнему курсу это 2300 долларов в месяц. Умножаем на 12, получаем 27 600 долларов в год. Как вы думаете, богатые или нет? Конечно, нет. По меркам нашей страны они могут считаться богатыми, но по международным — нет», — отметил Арман Бейсембаев.

Он подчеркнул, что в правительстве или в акимате работают люди, которые официально не имеют никакого бизнеса и деятельности, за которую могли бы получать деньги.

«Они деньги получают из бюджета. То есть с наших налогов. И вы хотите сказать, что они с наших налогов получают зарплату и с нее откладывают деньги в фонд? Это шизофреническая ситуация. Да, конечно, мы бы хотели, чтобы они раскошелились, но с точки зрения логики это абсурд. Они с наших же налогов получают зарплату и они нам же будут отдавать опять наши же деньги?» — задается вопросом эксперт.

Аналитик Андрей Чеботарев считает, что никакие члены правительства, госслужащие не должны перечислять деньги в фонд.

Читайте также: «Никакой принудиловки»: Худайбергенов о взносах в фонд «Қазақстан халқына»

По его мнению, путаница из-за того, кто должен делать отчисления в «Қазақстан халқына», возникла из-за отсутствия устава фонда.

«Пока нам непонятно, ни как он будет привлекать деньги, ни как тратить и так далее. Я думаю, надо подождать. В ближайшем будущем мы увидим устав, увидим механизмы и поймем, кто в него должен вносить, как и на каких условиях», — заявил Чеботарев.

Если же казахстанцы все-таки хотят помочь нуждающимся, то Андрей Чеботарев советует перечислить деньги в уже имеющиеся другие благотворительные организации.

«С фондом пока лучше подождать, потому что по нему мало информации. Это не потому, что его впопыхах создавали. Это нормальная ситуация. Он только что создан. Дайте время попечительскому совету разработать устав, разработать механизмы и так далее. Не надо бежать впереди паровоза, как говорит народная мудрость», — отметил он.

Напомним, глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил создать общественно-социальный фонд «Қазақстан халқына». Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования и социальной поддержки.

Также озвучен состав попечительского совета фонда. В него вошли известные общественные и государственные деятели, представители гражданского общества, меценаты и другие авторитетные граждане нашей страны.

19 января сообщалось, что для отчета о средствах фонда «Қазақстан халқына» создадут сайт

С 16 по 25 января в общественный фонд поступило 39,1 млн тенге от 65 703 казахстанцев. 130 юридических лиц и крупных бизнесменов перечислили 42,1 млрд тенге.

Жулдыз Жапарова