Действительно ли богачи убегают из Казахстана, избавляясь от своих особняков?

В последнее время в Сети бурно обсуждают многомиллиардные виллы и апартаменты казахстанских богачей. Комментаторы утверждают, что наблюдают активный рост предложений на рынке элитной недвижимости. С чем это связано, разбиралась колумнист ИА «NewTimes.kz» Ботагоз Макишева.

Фото с сайта astana.all.biz

Пока мы поднимали проблемы по приобретению малобюджетного жилья для среднестатистического казахстанца, внимание общественности привлек праздный образ жизни казахстанских богачей, которые могли позволить себе миллиардные крыши над головой с фантастическими условиями для жизни. Виллы с видом на горный пейзаж, с собственным полем для гольфа и десятиметровым бассейном мы чаще видели по телевизору в голливудских фильмах.

 

ФотоФото с сайта krisha.kz

Но чем не Голливуд Алматы и Нур-Султан, коль существуют такие сказочные особняки с прайсом в годовой бюджет густонаселенного районного центра. Трудно представить, какой нужно иметь доход, чтобы обеспечить себе такой райский уголок.

Но суть не в этом. Что-то помешало байскому наслаждению наших олигархов, раз активно начали выставлять свои имения на продажу. Не так давно «фейсбукер» Рустем Жансеитов в своей группе «Астана, хочу похвалить/ пожаловаться» разместил пост с пикантным комментарием к нему: «Чего на крыше творится. Видать толстопузы испугались за свое богатство. Интересно посмотреть на того идиота кто это сейчас купит» (грамматика и пунктуация блогера сохранены — прим. автора) и опубликовал несколько скринов с популярного сайта недвижимости с домами и виллами с ценовым предложением от 2 до 2,6 млрд тенге. Некоторые СМИ даже посвящали статьи, развивая тему и как бы невзначай связывая такую тенденцию с январскими событиями в стране.

Что на самом деле творится на рынке элитной недвижимости и что говорят по этому поводу эксперты?

Так как от кровавого января сильно пострадала южная столица, с этими вопросами первым делом обратились к президенту ОЮЛ «Объединенная ассоциация риелторов Казахстана» в городе Алматы Ларисе Степаненко.

«Выставляют объявления все собственники, раз продают. Но сказать, что их покупают, я не могу. Хозяин-барин, за сколько хочет, за столько и выставляет. Но покупают их или нет, я не знаю, не могу прокомментировать», — коротко заключила она.

Директор столичного агентства недвижимости «Жас кала» Рабига Кабылденова между предложениями на рынке элитного жилья и январскими событиями никакой связи не видит. По ее мнению, причина заключается в другом.

«Наше агентство в основном работает в этом сегменте, где ценовая политика от 1 млн долларов и выше. И то, что сейчас на этом рынке стало больше предложений, никак не связано с январскими событиями. Это продолжается последние два-три года. Особенно после пандемии люди активнее начали переезжать в другие страны. В последний год эта тенденция участилась, но это было до января. И те объявления, что висят на сайте недвижимости и бурно обсуждаются обществом, — объекты, перешедшие еще с прошлого года», — поделилась Рабига Амантаевна.

Как рассказывает эксперт, на такие дорогие хоромы очень редко находятся покупатели. Многие из них пустуют, хотя хозяева давно живут за рубежом.

«Сложно сказать, что много желающих. Спрос относительно небольшой. Это дорогостоящие объекты. И у нас в Казахстане не каждый осилит такое ценовое предложение. Поэтому многие из них пустуют. Есть покупательский спрос. Но сказать, что он в большом количестве, не могу. Желающих продать гораздо больше», — резюмировала Рабига Кабылденова.

Как поделилась директор, только по одному району столицы у агентства примерно около 90 предложений элитного жилья. В целом по городу в работе более 500 объектов, сумма которых превышает 1 млн долларов, то есть 450 млн тенге.

Фото с сайта krisha.kz

Среди них есть частные дома, апартаменты, пентхаусы, коммерческая недвижимость и так далее. Цена за квадратный метр начинается от 500 тыс тенге до миллиона.

«Если люди думают, что наплыв по продаже элитного жилья начался после январских событий, то глубоко ошибаются. Эта та же недвижимость, которая продается еще с 2021 года. Да, бывают единичные моменты. Но массы нет. Это все по Нур-Султану. Может, в Алматы дела обстоят по-другому?» — подытожила она.

Слова Рабиги Амантаевны подтвердил и специалист агентства «Этажи».

«По сравнению с прошлым годом этот же месяц даже минус, чем плюс. В прошлом году и предложений, и покупателей на элитное жилье было больше, чем сейчас. Я одно могу сказать, если люди думают, что из-за каких-то ситуаций в стране или еще что-то богатые начинают продавать, нет. Как оно было, так и есть. Даже многие приостановили продажи», — поделился риелтор.

По его словам, многие продают, чтобы купить новое, а некоторые — чтобы переехать в другой город или страну.

«У меня, например, клиент, который продает недвижимость за 3,5 млрд тенге. Он по работе переезжает в Алматы», — заключил агент по продажам недвижимости.

Действительно ли богачи убегают из страны, выставляя свои дорогостоящие хоромы на продажу, чтобы как-то спасти свои деньги? Ответ на этот вопрос, скорее, в компетенции налоговой службы и агентства по финансовому мониторингу. А то, что предложения на рынке элитной недвижимости активно растут, — вопрос спорный. По крайней мере, столичные риелторы говорят об обратном.