Аналитики finprom.kz выяснили, что в Казахстане объем потребления интернет-трафика на одного пользователя вырос на треть. По мнению аналитиков, такой темп роста к концу 2022 года нагрузит Сеть так, что операторам придется компенсировать это снижением скорости интернета либо повышением цены. Редакция ИА «NewTimes.kz» запросила информацию у операторов мобильной связи, чтобы узнать, что они намерены делать. В АО «Казахтелеком» отметили, что скорость интернета снижать не будут и цены не повысят, тогда как в Beeline считают, что для сохранения и увеличения скорости мобильного интернета для пользователей придется пересмотреть текущие тарифы. Операторы не могут прийти к одному решению, но в одном они уверены: штрафы за плохой интернет — неэффективный инструмент.
Аналитики рассказали, что в Казахстане фиксировались одни из самых низких в мире цен на мобильный интернет, но увеличение объема трафика к концу 2022 года нагрузит Сеть до такой степени, что придется компенсировать падение скорости мобильного интернета на 4 Мбит/сек. По расчетам экспертов, увеличение скорости интернета на 1 Мбит/сек может потребовать повышения тарифа для конечного клиента на тысячу тенге. То есть, чтобы сохранить нынешнюю скорость интернета, к концу года уже необходимо было бы поднять тариф для клиента на 4 тысячи тенге.
В АО «Казахтелеком», в который входят такие мобильные операторы, как Kcell и Tele2/Altel, отметили, что действительно потребление интернет-трафика в республике растет. Так, в 2021 году внутри сети компании Kcell трафик вырос на 36,8% по сравнению с 2020 годом, в сети Tele2/Altel — на 33%.
«Резкий скачок роста трафика впервые мы наблюдали в период пандемии коронавируса и локдаунов по всей стране. Также сам контент становится более тяжелым и растет его количество. Это связано, в частности, с ростом популярности таких социальных сетей и видеохостингов, как YouТube, Instagram и TikTok. Именно на эти площадки, по нашим данным, приходится львиная доля трафика, потребляемого абонентами», — рассказал PR-директор Kcell Максим Оларь.
Кроме того, увеличивается и так называемая «смартфонизация» населения, что было бы невозможно без масштабного проникновения интернета в стране. По проекту «250+» по всей республике, в том числе и в отдаленных селах, сотовыми компаниями Beeline, Tele2, Altel и Kcell были построены базовые станции, и у сельчан появился скоростной мобильный интернет.
«Сегодня на 100 казахстанцев приходится 91 абонент сотовой связи. Немало способствует увеличению проникновения и программа «250+». В рамках этого проекта казахстанские операторы связи проводят мобильный широкополосный интернет в сельские населенные пункты, в которых проживает от 250 жителей и больше, а регулятор возмещает инвестиции путем налоговых преференций», — рассказали в компании Beeline.
Учитывая рост количества абонентов, мы задались вопросом: что будут делать операторы связи — понижать скорость мобильного интернета или повышать цены на тарифы?
В АО «Казахтелеком» рассказали, что их операторы связи ведут постоянную работу по оптимизации бизнес-процессов, что позволяет сохранять тарифы в условиях растущей нагрузки на сеть. Кроме того, инвестиции в текущую инфраструктуру и развитие новых подходов и технологий позволяют улучшать характеристики услуг и сервисов.
PR-директор Kcell выразился яснее, отметив, что никакого повышения цен и понижения скорости мобильного интернета не будет.
«Ничего из этого мы делать не будем, так как это деструктивный подход, который не выгоден в первую очередь абонентам. Кто бы что ни говорил, мы работаем в условиях высокой рыночной конкуренции. Каждый из операторов ежедневно борется за внимание и симпатию абонента. И каждый из операторов предусматривает вложения в текущую инфраструктуру, а также развитие новых подходов и новых технологий с учетом растущей нагрузки на сеть», — рассказал Максим Оларь.
В Beeline, напротив, отметили, что для сохранения и увеличения скорости мобильного интернета для пользователей придется пересмотреть текущие тарифы. На это повлияет несколько факторов:
1. С ростом количества пользователей и потребления растет и нагрузка на сеть. Чтобы справиться с ростом трафика и хотя бы сохранить текущую скорость, операторы связи ежегодно инвестируют в расширение емкости и развитие зоны покрытия сети.
«Например, в 2021 году сумма капитальных расходов у «Beeline Казахстан» составила 57,7 млрд тенге. Для того чтобы увеличить скорость, оператору потребуется еще больше инвестиций», — отметили в компании.
Удается ли операторам добиться цели и обеспечить казахстанцев качественным интернетом по низким ценам?
Исследования показывают, что Казахстан — страна с очень доступным интернетом. Например, в прошлом году наша страна вошла в топ-10 стран с самым дешевым мобильным интернетом.
2. Отсюда вытекает второй фактор. Следует понимать, что оборудование для расширения зоны покрытия компания покупает у зарубежных производителей, а за услуги связи конечный пользователь платит в тенге. Из-за колебаний курса национальной валюты усилия операторов обеспечить жителей страны качественным скоростным интернетом становятся дороже, отметили в Beeline.
3. Третий фактор, который может повлиять на стоимость тарифов, — штрафы. В начале 2022 года в первом чтении мажилисом были приняты поправки об ужесточении штрафов операторам связи.
«Если законопроект будет принят, размер штрафа составит 1000 МРП вместо 100 и 1500 МРП вместо 250 за повторное нарушение в течение года. Это серьезно увеличит расходные статьи и приведет к снижению инвестиций в сеть, что неизбежно повлечет за собой ухудшение скорости, а значит, и новые штрафы», — заметили в компании Beeline.
Аналитики finprom.kz говорят, что нынешние требования к скорости мобильного интернета требуют от операторов серьезных дополнительных вложений в оборудование. Операторы связи подтвердили эту информацию, отметив, что стоимость одной базовой станции может доходить до 100 млн тенге, включая само оборудование и высотно-монтажные работы.
«На скорость мобильного интернета влияет множество факторов: количество пользователей, тип потребляемого контента, рельеф местности и многое другое. Например, стены новостройки, которая появилась недавно в спальном районе, могут препятствовать распространению сигнала, и абоненты почувствуют ухудшение связи. Поэтому операторы не перестают работать над развитием сети, добавляя новые базовые станции даже там, где связь давно проведена», — заметили в Beeline.
В АО «Казахтелеком» подчеркнули, что качественные показатели сети являются исключительно конкурентным аспектом, по которому абоненты выбирают оператора связи. Поэтому инвестиции в развитие данных показателей должны быть приоритетом у мобильных операторов.
Наряду с этим в случае снижения скорости мобильного интернета всем известно, что операторы связи будут платить большие штрафы.
В АО «Казахтелеком» заверили, что штрафы не скажутся на тарифах, но могут негативно сказаться на развитии отрасли, поскольку средства, которые операторы могли бы направить на модернизацию оборудования, будут направлены на их оплату.
PR-директор Kcell Максим Оларь заявил, что нынешние требования к скорости мобильного интернета были приняты слишком преждевременно.
«Те деньги, которые оператор мог бы потратить на модернизацию оборудования, он попросту отдаст в виде штрафов. Но важно понимать, что, так или иначе, операторы будут развивать текущую техническую базу и строить новую, но в условиях штрафов это займет больше времени», — сказал он.
В Beeline также отметили, что штрафы — неэффективный инструмент.
«Нам понятно стремление регулятора стимулировать развитие отрасли, но штрафы — неэффективный инструмент. Они отвлекают инвестиции, которые могут быть вложены в развитие сети. Каждый игрок телекоммуникационной отрасли и так заинтересован в повышении качества связи, потому что потребитель выбирает подходящее ему соотношение цена/качество, голосуя кошельком. И этот механизм работает: если абонента не устраивает качество услуг, он уходит к другому оператору и ему даже не нужно менять номер. Услуга переноса номера (MNP) совершенно бесплатна», — заметили в компании.
Международные эксперты подтверждают позицию казахстанских операторов.
«Финансовые штрафы мало способствуют повышению качества услуг, так как дополнительная финансовая нагрузка на операторов препятствует выделению ресурсов для улучшения различных элементов сетевой инфраструктуры. Расчет регуляторов состоит в том, что штрафы будут стимулировать инвестиции, необходимые для улучшения качества обслуживания. В реальности данная мера чаще всего контрпродуктивна, оказывает стигматизирующее воздействие на операторов и в долгосрочной перспективе приводит к тому, что в проигрыше оказывается конечный потребитель», — говорит вице-президент по политике и регулированию Ассоциации GSM в Европе и СНГ Даниэль Патаки.
В то же время существует ряд реальных факторов, от которых зависит качество связи.
1. Радиочастотный спектр. Телеком-операторы пользуются лишь ограниченной частью частот в Казахстане. Игроки рынка вынуждены оперировать в условиях крайне ограниченного ресурса. Пересмотр текущих назначений диапазона с точки зрения эффективности может расширить технические возможности операторов и улучшить качество связи.
2. Доступ к кабельной канализации. При развитии сети и усилении зоны покрытия кабельная канализация является важным инфраструктурным элементом. При существующих условиях эксплуатации операторы часто сталкиваются с трудностями, которые затягивают процессы, и получение видимого положительного результата затягивается.
3. Разрешение на установку базовых станций. Строительство новых базовых станций — приоритет для операторов связи, но процесс получения разрешения забюрократизирован. Оформление всех необходимых документов может занимать до 9 месяцев, в то время как абоненты ждут разрешения ситуации в течение нескольких дней, максимум недели.
4. Протесты местных жителей. В нашей стране интернет не включен в понятие общедомовой инфраструктуры. Это значит, что для установки базовой станции нужно иметь согласие жителей. Но чаще жильцы настойчиво просят убрать оборудование. Причины две — радиофобия и желание получать неоправданно высокий гонорар за размещение оборудования. Всего нескольких человек достаточно, чтобы оператор не смог поставить базовую станцию или был вынужден убрать существующую.
Как итог — компании не могут разместить оборудование не только в отдаленных населенных пунктах страны, но и в центральных районах больших городов. Например, в 2021 году 40% запланированных станций «Beeline Казахстан» не были построены из-за радиофобии. Операторы связи неоднократно просили помощь в разъяснительной работе с населением касательно радиофобии или в альтернативном размещении оборудования (например, опоры двойного назначения), однако ситуация остается прежней.
5. Устаревшие требования СЭС. Показателем, регулирующим электромагнитную безопасность в отрасли, является электромагнитное излучение, то есть количество микроватт на квадратный сантиметр. В нашей стране норматив — 10 мкВт/см2, в то время как в большинстве стран Европы, США, Японии и Южной Корее он колеблется от 200 до 1000 мкВт/см2. Требования СЭС нужно пересмотреть, потому что даже у обычных домашних электроприборов, например, микроволновой печи, излучение превышает норматив. А более высокие допустимые показатели позволили бы увеличить мощности, а значит, и качество связи.
Таким образом, отрасли не нужны штрафы, которые негативно повлияют не только на компании, но и на абонентов, а инфраструктурные и бизнес-решения, принятые на основе международного опыта, усилят особенности локального рынка и обратную связь с операторами.