Начиная с середины июня в Казахстане отмечается рост заболеваемости COVID-19. Санврачи бьют тревогу: в желтую зону по коронавирусу уже вошел Алматы, и приближается столица, поэтому с сегодняшнего дня казахстанцев вновь просят носить маски. Пока это только рекомендации, но чем выше число заражений в мегаполисах, тем больше слухов о грядущем карантине и режиме самоизоляции.
Зеленые и красные статусы в Ashyq, разорившиеся предприниматели, дефицит лекарств и забитые стационары — повторится ли прошлогодний сценарий локдауна в Казахстане? Журналист ИА «NewTimes.kz» выяснила, готовы ли казахстанцы к повторному карантину.
4 июля в Казахстане было зарегистрировано 187 новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией. А всего днем ранее было на 30 случаев меньше. Пока страна находится в зеленой зоне по COVID-19, но за последнюю неделю число инфицированных увеличилось в три раза.
Наиболее сложная эпидситуация по ковиду складывается в Алматы и Нур-Султане. На два мегаполиса приходится больше 70 процентов от суточного прироста инфицированных.
На фоне тревожных новостей 1 июля прошло заседание межведомственной комиссии по недопущению распространения коронавирусной инфекции, где стало известно, что карантин по COVID-19 может повториться. А главный санитарный врач Казахстана Айжан Есмагамбетова заявила, что «независимо, зеленая, желтая или красная зона, масочный режим будет вводиться с 5 июля».
«Вне зависимости от зоны эпидзначимости, зеленая, желтая или красная, масочный режим будет вводиться с 5 июля. Я имею в виду авиа-, ж.-д. и международные перевозки. А если регион переходит в желтую зону, включается пакет мероприятий — «дистанционка», масочный режим в закрытых помещениях и общественном транспорте», — отметила Есмагамбетова.
Учитывая рост заболеваемости COVID-19 в стране, МВК приняла следующие дополнительные меры в случае перехода региона в желтую зону эпидемиологического риска:
На данный момент в желтой зоне по коронавирусу находится только южная столица. Исследования показали, что причиной новой вспышки является тип вируса «Стелс-омикрон». Предположительно, именно эта мутация сегодня циркулирует и вызывает прогрессирующий рост инфекции. У заболевших наблюдаются повышение температуры тела, кашель, боли в горле, слабость.
Вся эта картина до боли напоминает весну-лето двух прошедших лет. Напомним, первые случаи коронавируса в Казахстане были зарегистрированы 13 марта 2020 года. И для предотвращения распространения заболевания в стране был введен режим ЧП: установили ограничения на въезд и выезд из страны, а во всех регионах ввели карантин.
В течение почти трех месяцев казахстанцы могли выходить из дома только в магазин за продуктами, в аптеку и на работу. Кроме того, была приостановлена деятельность крупных непродовольственных объектов торговли, кинотеатров и других мест массового скопления людей.
«Я выражаю соболезнования всем тем, кто потерял близких, поэтому 13 июля объявлен днем национального траура», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время обращения к нации.
Новые антирекорды по коронавирусу казахстанцы продолжили бить уже летом 2021 года. В июле-августе за сутки в стране регистрировали по 7-15 тыс новых случаев COVID-19. А это значит новый локдаун и эпидограничения. Но теперь объектами для возмущений стали массовая вакцинация, система Ashyq, новые штаммы коронавируса и темно-красная зона.
Большинство сотрудников государственных органов, нацкомпаний и обычных офисов перешли на удаленку, так же как и школьников со студентами. Кроме того, был введен запрет на проведение зрелищных, спортивных, семейных, памятных и иных массовых мероприятий.
Суточный прирост заболевших снизился только к осени прошлого года. Тогда же ослабили локдаун, нарастили темпы вакцинации и открыли границы. Статистику по числу инфицированных немного испортил новый штамм коронавируса — «Омикрон», циркулировавший в начале 2022 года.
Однако январские события в стране вытеснили COVID-19 с информационной повестки. И в течение последних нескольких месяцев казахстанцы и вовсе не вспоминали о пандемии, масках и ужасах прошлых локдаунов.
«Мы не хотим больше никаких ограничений. Бизнесмены да и вообще наша экономика не переживет новую волну закрытий. В прошлом году нам пришлось закрываться по ночам, встречать мониторинговые группы, не пускать людей без Ashyq. Вы представляете, какие это убытки для бизнеса?
Все говорили, что магазины «наварились» на панике людей, мол, все скупали продукты, ну, может, большие супермаркеты — да. А я вот не успевала за повышением цен от поставщиков, платила штрафы, короче, в большой минус ушла.
Поэтому не хочу нового карантина, пусть чиновники ужесточают меры безопасности, но не закрывают нас полностью. Два года уже прошло, нам надо научиться жить с этой инфекцией», — возмущается хозяйка небольшого продуктового магазина Айгуль Сергазина.
«У моей подруги есть небольшое кафе. Они там каждый день молятся, чтобы карантин не ввели. Многие и так закрылись еще во время первой волны коронавируса. А те, кто не закрылся, только вылезли из минуса. И не всем ведь компенсировали убытки, как государство обещало. Даже по 42500 не выплатили, какая уж тут поддержка МСБ», — сетует женщина.
Пожалуй, больше всего решения по ограничительным мерам через месяц будут ждать казахстанские учителя, школьники и их родители. Они не понаслышке знают, какие проблемы несет «дистанционный формат обучения» во время карантина.
А сколько родителей потом жаловались, что школа не справляется, дети дома с ума сходят. Я так скажу: большинство учителей и сами хотят нормальное традиционное обучение, а не этот цирк на удаленке», — уверяет педагог актюбинской гимназии Карлыгаш.
В целом аналогичные опасения по поводу введения карантина высказывают и пользователи соцсетей. Вот что пишут читатели NT под новостью о рекомендациях санврачей по ношению медицинских масок: