Учеба на «дистанционке» вдохновила двух казахстанцев на создание стартапа, который оценил Google

Во время карантина астанчане Бахытжан Жакажанов и Адиль Суранчин придумали идею создать мобильное приложение для школьников FocusED now. Оно призвано сделать учебу нескучной: повысить интерес к знаниям у школьников и облегчить утомительную проверку домашнего задания для родителей. Интерес к приложению проявил Google, отобрав его в число лучших среди 300 проектов из Центральной Азии.

Сейчас приложением пользуются казахстанские школьники, а с нового учебного года основатели проекта планируют запустить его в пилотном режиме в школах Малайзии и Индонезии. Журналист ИА «NewTimes.kz» поговорила с Бахытжаном Жакажановым и спросила, как молодым ребятам раскрутить свой стартап, как на этом заработать и почему технологичные проекты так востребованы сегодня.

Фото: из архива Бахытжана Жакажанова

Бахытжан Жакажанов — выпускник Назарбаев Университета, окончил магистратуру University of California в США. Два года работал в Big4 (четыре крупнейших в мире сети компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги).

Расскажите о приложении FocusED now, чем оно отличается от других и как с помощью приложения можно вызвать интерес у школьников, и так уставших от гаджетов?

FocusED now — это геймефицированное мобильное приложение для школьников. Оно дает детям дополнительную мотивацию к получению новых знаний. Это достигается благодаря игровым элементам в приложении: дети могут заработать баллы и купить на них что-то. А родители могут увидеть в приложении время, потраченное ребенком на выполнение домашнего задания.

Идея создать такой проект появилась еще во время карантина, когда все дети в Казахстане учились онлайн. Не секрет, у многих не было интереса к урокам, школьники переживали своего рода стресс из-за того, что привычная модель обучения резко изменилась. Почти у каждого из нас есть сестренки и братишки и мы видели эту проблему.

В создании стартапов есть несколько этапов. Самый первый – Ideation, когда нужно поработать над самой идеей продукта, понять целевую аудиторию, кому он будет полезен и будет ли востребован. В нашем случае мы разговаривали с родителями школьников, чтобы узнать, какие проблемы испытывают их дети в процессе обучения.

Мы составили для себя несколько социальных портретов мамочек – многодетные, работницы разных организаций, бизнес-вумен и т.д. К слову, многие родители следят за учебой детей примерно до 9 класса. Потом они считают своих детей взрослыми и дают больше свободы.

Затем наступил этап тестирования приложения, нам нужно было понять, как оно будет работать в действии. Принцип такой: ребенок выполняет задачу, учитель ставит оценку и получает баллы. На них дети могли покупать подарки — от наших партнеров. Вначале мы и сами их покупали. Также были денежные призы — мелкая техника, наушники. Родители приобретают платную подписку и могут видеть в приложении успеваемость ребенка. В итоге мы заметили прогресс в успеваемости детей и, главное, у них появился интерес к учебе.

Сооснователи проекта — я и мой коллега Адиль Суранчин. Сейчас в нашей команде 8 человек. В основном это разработчики мобильного приложения.

Как вы изучали своего потенциальную аудиторию? Нужно ли это было школьникам?

Во время пилотного запуска приложения мы проводили анонимные опросы, чтобы понять, что мотивирует детей. Так вот ребенку интересно самому зарабатывать и тратить на свои потребности. Если возраст старше – мотивация уже другая. У нас есть несколько главных целей. Первая — сделать ребенка счастливым. Во все времена в школах есть отличники, а есть ученики, которым ставят оценки по умолчанию. Мы хотим, чтобы именно они получили второй шанс и доказали себе, что они тоже могут быть успешными в учебе.

Отмечу, что наш проект служит дополнением, чтобы повысить успеваемость детей и помочь уже существующим решениям лучше работать. Здесь дело тоже и в психологии. Дело в том, что поколению Z нужна быстрая победа, им скучно 45 минут просто сидеть на уроке. Дети устали от классического обучения. Они теряют мотивацию, дисциплину, может появиться апатия. Конечно, мы не решаем эту проблему полностью, скорее, это как помощь и дополнение к учебному процессу, помочь ребенку быть мотивированным и дисциплинированным.

Казахстанские школьники пользуются вашим мобильным приложением?

Мы создали идею, вложили деньги, презентовали инвесторам, получили первые минимальные инвестиции и создали тестовую версию мобильного приложения. Заключили договор с управлениями образования и запустили проект в пилотном режиме в лицее №54 Нур-Султана и в лицее №60 Алматы.

Порадовало, что директора, завучи и учителя этих учебных заведений проявили большой интерес к проекту и внесли очень большой вклад в его реализацию. Стоит сказать, что с внедрением проекта успеваемость повысилась. Также мы провели анонимный опрос, в котором приняло участие свыше 400 ребят. Он показал, что удовлетворенность процессом учебы среди детей составила 74%. Суть «пилота» была в том, чтобы улучшить мобильное приложение, дополнить его новыми идеями уже в процессе.

Кстати, мы выходили на связь с министерством образования РК, они проявили интерес.

Многие из родителей них не скрывают, что и дети, и они сами устали от существующей модели образования. А что показали опросы и интервью с родителями?

В интервью приняло участие около 50 родителей. Мы спрашивали у них, какие эмоции они испытывают при подготовке детей к урокам. Большинство родителей сказали, что недовольны существующей моделью образования. Они отдают детей на дополнительные занятия, чтобы те не отставали по успеваемости. В итоге родители остались с этой проблемой один на один. В школах дают знания, но, не учат, например, основам финансовой грамотности. У ученика есть много информации, но он не знает, что с ней делать. Мы хотим, чтобы дети были счастливыми и когда шли на урок, понимали, зачем они это делают, чтобы учеба не превратилась в рутину, которую они и так испытают во взрослой жизни.

Что-то заработать в процессе обучения – уже хорошая цель. К примеру, вдруг ученику понравится биология, и в будущем он станет биотехнологом. Также одно из пожеланий родителей – чтобы было больше живого общения. Да, дети и так засиживаются в гаджетах, с одной стороны. А с другой, мы еще больше «диджитализируем» учебу. Для нас это был своего рода красный флажок. Мы хотели ограничить время нахождение ребенка в приложении – чтобы он выполнил задачу и уже не зависал, чтобы хотя бы отведенное время он проводил с пользой.

Поступали ли предложения от потенциальных инвесторов из-за рубежа?

Несколько недель назад мы получили первые инвестиции от сингапурского венчурного фонда, благополучно прошли программу Google for Startups и постепенно выходим на зарубежные рынки.

К концу года мы планируем запустить пилот в индонезийских и малазийских школах. В этих странах быстрорастущий рынок, есть спрос в новых технологических продуктах. В Казахстане же пока рынок небольшой. Также мы хотим работать со школами Дубая. Нам нужны новые рынки для роста.

Вообще целевая аудитория — частные школы, они заинтересованы в таких разработках, чтобы в конечном счете их клиенты остались довольны. Так что пока мы работаем по модели B2B «Бизнес для бизнеса», потому что у родителей тоже должно появиться понимание, нужно ли это им сейчас. Кто-то рассудит так: «Лучше я что-то приобрету своему ребенку за те же 2 тыс тенге», чем платно подписаться на приложение.

Сейчас наша цель – выйти на 10 частных школ в Казахстане, заработать какое-то количество денег, чтобы покрыть расходы на разработку проекта и привлечь инвестиции. Как любой классический стартап, на этом этапе мы больше тратим, чем зарабатываем. Мы хотим охватить более 10 тыс школьников после первой учебной четверти, выйти на рынки Индонезии, ОАЭ, Въетнама или Малайзии. Это цели на ближайшие 4 месяца.

Ваш проект прошел тщательный отбор для программы Google for Startups. Справка: это программа для стартапов, запущенная Google в 2011 году. Она состоит из более чем 50 коворкинг-пространств и акселераторов в 125 странах и предоставляет практические уроки для начинающих предпринимателей.

Участие в программе Google for Startups приняло 330 стартапов из стран Центральной Азии. Были очень интересные проекты из Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Монголии и Кыргызстана. В итоге отобрали 15 стартапов и мы оказались в их числе. Конкуренция была достаточно жесткой, все ребята подготовлены, и нужно было доказывать, что мы стоим этого места. Также месяц назад мы участвовали в программе Startup Bolashaq. Заявки подали 5 тыс стартапов, в том числе проекты, которые пока на уровне идей. Мы вошли в топ-10, получили первичные инвестиции, для нас это тоже стало хорошим знаком.

Что дает участие в Google for Startups и что нужно знать авторам стартап-проектов, которые захотят испытать удачу в этой программе?

Команда Google помогает развивать стартап, «прокачивать» свой проект, а также выходить на зарубежные рынки. С вами занимаются крутые специалисты, вы получаете новые навыки. Вот сейчас в Astana Hub в Нур-Султане Google for Startups проводит акселерационную обучающую программу на 3 месяца.

Что касается отбора, он был тщательным. Причем какие-то критерии выбора лучших проектов были открытыми, какие-то закрытыми. Общие требования к стартапам – это должен быть технологический продукт, который за короткое время может показать очень хороший результат, расти и не стоять на месте, помочь в решении определенной проблемы. При оценке стартапа важна возможность легко его масштабировать, применить в другой стране, чтобы он мог стать глобальным. И, безусловно, эксперты оценивают технические характеристики проекта. Если это мобильное приложение, чтобы хорошо работало.

Как запустить свой стартап? Куда обращаться за поддержкой? И можно ли заработать на стартапах в Казахстане?

В Казахстане только-только развивается эта культура. В стране есть несколько эко-систем для развития стартапов — Astana Hub, ABC Incubation, при Назарбаев университете в столице и «JAS Ventures Almaty» в Алматы. В Назарбаев университете дают 2 млн тенге в случае успешного завершения программы. На эти деньги можно разработать сайт, покрыть какие-то маркетинговые расходы. После этапа акселлерации (акселератор —это организация, которая поддерживает и развивает какой-либо стартап) можете привлечь больше денег — 50 тыс долларов и выше. При Astana Hub есть программы для поддержки стартапов, если ваш проект хорошо развивается. Кроме того, в Казахстане есть крупные венчурные фонды. Они инвестируют от 100 млн тенге, если ваш проект оценят в 3-5 млн долларов. Если крупный фонд заинтересовался вашим стартапом, предложений будет много.

Существует ли социальный портрет казахстанского стартапера и обязательно ли это должен быть «классический ботаник»?

В основном, это молодые ребята, которые только приходят в этот мир. Кстати, много предпринимателей, которые превращают свой бизнес в IT-проекты, например, формируют все услуги банков в мобильных приложениях и т.д.

Есть ли польза стартапов для экономики страны или это просто чей-то успешный проект и источник дохода его основателя, разработчика и т.д.?

Каждый стартап, создавший свою идею, в США получает 800 долларов, в Казахстане  меньше доллара. Это показывает уровень отношения государства к таким проектам.Все стартапы закономерно проходят несколько этапов развития от идеи до ее воплощения. Успешный стартап может превратиться в перспективную компанию, а значит, создать новые рабочие места и помочь в решении проблем занятости.

К примеру, мы берем на работу студентов, обучаем их, платим в бюджет налоги. К тому же, многие стартапы решают насущные проблемы, находят решения, как сэкономить деньги государству. К примеру, разработал систему прокторинга для контроля на онлайн-экзамене, его применяют на ЕНТ, сделал ушные трекеры для отслеживания животных – предложил свои услуги Минсельхозу и т.д. Цель любого стартапа — решать определенные задачи быстро и эффективно.

Какие советы вы бы дали желающим создать свой стартап?

Многие ребята боятся поделиться идеей, чтобы ее не скопировал кто-то. Но многие идеи в этом мире повторяются. Вопрос в том, кто лучше ее реализует. Нужно изучать востребованность проекта, знать своего конечного потребителя, понимать, кто мой клиент и что его беспокоит? Важно понимать назначение продукта, разговаривать с людьми.

Я бы посоветовал ребятам участвовать в инкубационных программах, там есть свой соревновательный дух, конкуренция. Мы так начинали. Когда вы видите, что другие что-то делают, тоже заряжаетесь энергией. Главное – начать, как и в любом деле.

Спасибо за интервью!

Кое-что о программе бизнес-инкубирования АBC INCUBATION в Назарбаев университе.

Два раза в год вуз проводит программу бизнес-инкубирования АBC INCUBATION для студентов, предпринимателей и инноваторов. Она помогает реализовать инновационные бизнес-идеи проекты на раннем этапе.

Участвуя в программе, стартапы смогут создать свою команду, изучить основы бизнеса, создать работающий прототип будущего продукта, а также подготовить предложения для первых клиентов и потенциальных инвесторов. Лучшие проекты получают финансирование и возможность представить свой стартап на международных площадках. Обучение длится 12 недель. В программе могут участвовать все желающие.