Возрождение «Фресок» Заурбека Райбаева

Перед закрытием сезона ГАТОБ автору ИА «NewTimes.kz» Асе Нуриевой чудом удалось побывать на премьере легендарной балетной постановки «Фрески», задуманной и с блеском воплощенной выдающимся балетмейстером и хореографом, артистом советского и казахстанского балета, педагогом, народным артистом Казахской ССР Заурбеком Райбаевым.

В этом спектакле все соединилось в единый и могучий сплав. Это и завораживающая музыкальная симфония Тимура Мынбаева, и потрясающее оформление сцены Е.М. Сидоркина, и «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова с ее легендам и сказаниями о сильных людях, легшая в основу либретто к балету.

Нынешний 2022-й год казахского балета проходит под эгидой юбилейной даты – 90-летия со дня Рождения Заурбека Молдагалиевича Райбаева. В этой связи я встретились с ученицей маэстро, руководителем балетного коллектива главного театра страны, народной артисткой РК, кавалером ордена «Курмет» Гульжан Туткибаевой.

Мы поговорили о том, каким был ее учитель и выдающийся мастер искусства хореографии З.М.Райбаев, о времени сотрудничества с ним, и о ее своем собственном пути в балетном искусстве и том, как шла работа по восстановлению легендарного спектакля «Фрески».

— Гульжан Усамбековна, каким вам запомнился Заурбек Молдагалиевич Райбаев как хореограф и как человек?

— В 1982 году я пришла в театр после окончания московского академического хореографического училища.

В тот период Заур Галиевич был главным балетмейстером театра. Мы привыкли называть его Заур Галиевич. Так к нему обращались и артисты балета, и соратники, и ученики. С первых же дней он заметил меня и оценил профессиональную подготовку, природные данные и, сразу же поручил мне готовить ведущие партии. Через несколько месяцев я исполнила роль Невесты в его балете «Фрески».

Он настаивал, чтобы я подготовила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». Это эталонная партия, и эта роль является одним из наивысших достижений в балетном искусстве. Я упиралась и говорила, что это достаточно серьезная партия, убеждала, что еще не готова к этой ответственной роли. Но мне все-таки пришлось готовить эту партию, выход которой я откладывала. Под натиском Заура Галиевича, в конце апреля в первом сезоне моей работы в театре я вышла на сцену в партии Одетты-Одиллии. После этого дебюта Заур Галиевич начал поручать мне ведущие партии балетного репертуара.

Как руководитель балетной труппы, Заур Галиевич видел в каждом артисте определенные природные профессиональные задатки, чтобы выделить индивидуальные стороны артиста.

Как исполнительница, я участвовала во многих его новых спектаклях, именно в хореографии. Это конечно «Раймонда» на музыку А.Глазунова, премьера которой состоялась в 1985 году. Это балет «Фрески», в котором я танцевала партию Невесты, а в балете «Спартак», где я исполнила партию Эгины, в подготовке которого он принял непосредственное участие. Он внес какие-то определенные краски и нюансы, которые именно присущи были мне. Так иногда бывает, что сам постановщик хочет поработать с каким-то исполнителем и далее его ввести в спектакль. В этом смысле мне повезло. Такое бывает не всегда!

Хочется вспомнить деятельность Заура Галиевича в тяжелые 90-е годы, когда не выделялись деньги на постановки, но он все равно творил, ставил, выдумывал. Например, такие его одноактные балеты, как «Игра в карты» Стравинского, где я исполняла одну из главных партий. Это были и «Озорные частушки».

Отдельно я хочу выделить спектакль Заурбека Галиевича «Мужчина и Женщина» на музыку А.Оннегера. Это философский балет о взаимоотношении мужчины и женщины, где он раскрыл сущностные образы мужчины и женщины и их взаимоотношения через пластику балета. Конечно, это абсолютно противоположные образы, но, в то же время, это те две половинки, которые по божественной природе не могут существовать отдельно друг от друга. Это была потрясающая работа! Я думаю, тогда зритель не был еще готов к абсолютно современной пластике модерна, но даже я тогда почувствовала именно эту мощную энергетику и уловила смысл – широкий, общечеловеческий. Там был очень интересный монолог мужчины, когда он сходит с ума, такие психологизмы. Этот спектакль был очень современным.

Заур Галиевич считал, что я классическая балерина. Поэтому я не во всех его постановках танцевала. Я любила танцевать яркие, интересные и образные партии, где есть интересная драматургия. Например, в «Бахчисарайском фонтане» я хотела станцевать Зарему. А он хотел, чтобы я станцевала партию Марии. На что я сказала, что это абсолютно две разные, но равнозначные партии. И он, в итоге, согласился. То есть, он слышал и чувствовал своих артистов. Партия Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан» стала впоследствии одной из моих любимых партий.

В 2000 году меня пригласили стать заведующей кафедрой «режиссуры хореографии» в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. В этой должности я проработала 20 лет.

Каким был для вас учитель Райбаев?

— Мне повезло, потому что я работала вместе с Заур Галиевичем, как с балетмейстером. И все его творчество, с момента моего прихода в театр, оно прошло у меня на глазах. Я видела, как он работал, как он ставил, понимаете?

Заур Галиевич сподвигал! Он обладал очень тонким умением вытащить из человека те или иные грани дарования и мог подтолкнуть артиста к новой вершине в той или иной роли. Он был во всем первопроходцем. Он сам составлял рабочие программы. Вы знаете, можно взять и помочь студенту сочинить. Но научить и заставить его мыслить, анализировать, фантазировать – это совсем другое. И Заур Галиевич Райбаев это мог, умел и делал.

Конечно, теорию можно объяснить и рассказать, но научить балетмейстерскому искусству, не каждому дано.

Например, я себя считала классической балериной. Однажды он мне поручил поставить казахские танцы. А в Москве казахские танцы мы не проходили. А я человек честный и никогда не боюсь сказать, что я чего то не знаю, и что я в чем-то не уверена...

Я ему так и говорила:

– Заур Галиевич, мне кажется, это не мое, может быть не надо?

А он мне так уверенно и четко отвечал: – Балетмейстер должен уметь все!

Все, так все! Шеф сказал. Деваться некуда! И я пошла ставить танцы в опере «Аблай хан», который впоследствии получил государственную премию. И с тех пор, если это необходимо нашему театру я ставила и ставлю казахские танцы тоже.

Он помог мне своим примером с пониманием того, как составлять либретто. Я поняла саму суть. Я несколько другой человек. Когда я работаю со студентами, я иногда прям четко-ясно пытаюсь вытряхнуть и достать из каждого студента, то, что требует та или иная задача.

А он исподволь, какими-то незаметными уловками-мазками давал свои знания. Возможно, не каждый студент может это воспринять. А я это восприняла. Значит, у нас с ним случился такой тандем «Учителя и Ученика».

Раньше я воспринимала характерную фразу Заур Галиевича: «Надо озадачиться!», как дежурную. А сейчас я по-другому ее воспринимаю. «Озадачиться» – это означает, что надо поставить себе задачу, и ее выполнять, постепенно идти к достижению этой цели.

То есть, раскрыли глубокий смысл это фразы? – Да!

А если говорить о балете «Фрески», то Заур Галиевич является прародителем неоказахской хореографии. Сейчас в мире существуют такие тенденции, что все стараются перевести на научное понимание тех или иных процессов. Раньше этого не было. С этой точки зрения в этом спектакле есть синтез национальной колористики и современной хореографии и с его уникальным пониманием метроритма музыки.

Райбаев был предельно музыкальным человеком. Он на каждую нотку мог поставить движение. Это действительно личность глобального широкого масштаба. И он оставил огромный след, вклад в развитие казахстанского хореографического искусства.

 – Согласны ли вы со словами артиста балета Дюсенбека Накипова о том, что, «в те годы, когда он был главным балетмейстером, я думаю, это было лучшее время для нашего национального балета, время его расцвета».

– Так оно и есть. Сам тот факт, что когда Райбаев ставил «Спартака», сюда приезжал сам автор музыкального произведения Арам Ильич Хачатурян, говорит о многом. И он положительно воспринял постановку Райбаева, и ее утвердил. Во время Советского Союза были свои звезды. К нам приезжали и Марис Лиепа, и Габриэла Комлева, и гастролировал Большой Театр. Конечно, это был расцвет! Но я думаю, в каждом историческом периоде есть свои знаменательные, положительные и отрицательные моменты. В 90-х конечно был упадок.

Но мой расцвет, как для балерины, пришелся на это время. В 1989 году я участвовала в московском международном конкурсе артистов балета в Москве, где стала правда дипломантом, но где у меня был просто ошеломительный успех. После второго тура семь раз вызывали на поклон, и публика не хотела меня отпускать, когда было награждение. В 1990-м я участвовала в международном конкурсе артистов балета в городе Джексон (США) и в Варне (Болгария), выступала в Казани на международном фестивале, посвященном Рудольфу Нуриеву.

И именно в 90-е годы я объездила многие города, тогда еще Советского Союза. Участвовала в концерте «Звезды Советского Союза» в Санкт-Петербурге. Меня приглашали в качестве участницы на международные фестивали в Баку, в Ташкент, в Екатеринбург. Поэтому, как балерина, я не могу сказать, что это был упадок, а наоборот!
В 1996 году у нас была премьера балета «Спящая красавица», где я выступала в главной партии. Это для меня тоже был определенный этап и рост, где я преодолела свои рамки образов, чем удивила своих старших коллег.

 – Как Вы относитесь к словам Дюсенбека Накипова о том, что советский период казахстанского балета – это была золотая эпоха развития казахстанского балета?

 – В целом, я согласна с Дюсенбком Тыныштыкпаевичем, потому что я сама в то время танцевала. Это было очень интересно, плодотворно и радостно!

Но, в то же время, я отношусь к этому вопросу по-философски. Вы знаете, ведь те, кто работал в то время, они хотят помнить свое время, тем более это говорят артисты, солисты балета,

А я думаю, что очень важно, что говорят зрители, любители балета. И нам очень приятно слышать, когда к нам приезжают из других городов и говорят: «У вас оказывается балет на таком высоком уровне!»

– Поговорим о «Фресках»? Как вы будете восстанавливать спектакль? Что оставите, а что измените?

– Какую он мне хореографию показал, такую я и танцевала. Он показал очень насыщенную хореографию, практически на каждую нотку. То, что у нас сохранилось. Мы будем максимально восстанавливать, чтобы получилась такая целостная картина. Мы ведь восстанавливали «Спартак» и приходили в театр и те исполнители, которые танцевали премьеру. Это Мальбеков Эдуард Джабашевич и Рудакова Людмила Георгиевна. Они были очень довольны! Они сказали: Да, это спектакль Райбаева! Конечно, мы очень волнуемся, как пройдут «Фрески». Мы будем очень сильно стараться!

– Скажите, а сохранится ли то оформление сцены¸ которое сделал Евгений Матвеевич Сидоркин?

– Время идет вперед. Задача, которую мы себе поставили, внести в него ощущение современности, чтобы он не смотрелся архаично, чтобы от него не не пахло нафталином. Было принято решение худсоветом, а предложение было внесено мной, как художественным руководителем, – оставить уникальные декорации Сидоркина и костюмы Исмаиловой, сохранить основу, но пошить их заново, на основе новых, современных материалов.

Я понимала, что это нужно обращаться к грамотному, талантливому и креативному художнику. Им стал Окунев Вячеслав Александрович. Он откликнулся на приглашение театра. Я ему объяснила задачу. В сценографии появится некая новая деталь, которая станет ключевой в сценографии. И я очень надеюсь, что она осовременит этот спектакль, но не испортит.

Это народный художник России, лауреат многих государственных премий и фестивалей. Он сотрудничает с нами давно! Поставил нам очень много оперных и балетных спектаклей. Из балетных спектаклей он сделал «Спартак» с обновленным оформлением, но декорации и костюмы сделаны в полном соответствии с либретто спектакля. Он ставил «Коппелию», «Баядерку», «Спящую красавицу». Об оперных постановках, я уже и не говорю – это и «Турандот» и последняя «Аида».

– Если сравнить советскую эпоху казахстанского балета и новую нашу пору?

– Я вам хочу сказать, что в 2007 году по моей инициативе был приглашен Юрий Николаевич Григорович, который ставил «Легенду о любви», а в 2010-м «Ромео и Джульетту» и обе эти постановки произвели огромный фурор у нашей публики. В 2011-2012 году театром (ГАТОБ) был приглашен метр современной хореографии Борис Эйфман с постановками спектаклей «Красная Жизель» и «Анна Каренина». В 2014-2015-м была приглашена легендарная балерина, народная артистка России, а ныне прославленный балетмейстер – Габриэла Комлева. В 2019 году нами были приглашены австралийский балетмейстер Дэвид Джонатон и бразильский балетмейстер Рикардо Амаранте.

А вот совсем недавно был пригашен педагогом, заслуженный артист России, два месяца с нами проработал, премьер большого театра, педагог и балетмейстер большого театра, ассистент Юрия Григоровича, Юрий Валентинович Васюченко.

– То есть, жизнь продолжается?!

– Нет, она не просто продолжается, а бурлит и развивается в новых предлагаемых обстоятельствах.

А в 2019-м балетная труппа нашего театра гастролировала во Франции с тремя одноактными балетами – очень успешно. Мы участвовали в программе мероприятий во время заседания Европарламента в Страсбурге, где наш спектакль посетили многие члены Европарламента, которые дали нам высокую оценку. Мы выступали со спектаклями «Шопенианна» и «Шехеразада» в Лондонском Колизее.

– Новый театральный сезон тоже начнется с балета «Фрески»?

– Мы постараемся в начале первой половины театрального сезона показать балет «Фрески».

По информации ГАТОБа, постановка Тимура Мынбаева в хореографии Заурбека Райбаева и сценографии Евгения Сидоркина «Фрески» в 80-х годах ХХ века буквально взорвала культурное сообщество всего постсоветского пространства, сломала все театральные устои, сокрушила представления большинства меломанов о том, каким может быть современный балет.

В основу сюжета положена поэма Олжаса Сулейменова «Глиняная книга» в поэтическом изложении, повествующая о далеких исторических событиях, дошедших до нашего времени в виде легенд и сказаний. В либретто, написанном самим балетмейстером, представлены история, жизнь, быт древних скифов, населявших территорию Казахстана в IV-VI веках. Сюжет сценического действия представляют девять оживших фресок, выдержанных в манере скифского тератологического стиля. Каждая фреска имеет свое название и поэтический эпиграф, создающий эмоциональный настрой и выражающий самую суть воплощаемых событий. Прием картинного решения послужил воплощением мозаичного типа драматургии, где целое складывается из частного.

Хореография «Фресок» яркая, образная, насыщена новейшими средствами пластической лексики, где обновленные формы классического танца, сплетенные с элементами казахской хореографии, соединяются с экспрессивной пантомимой, элементами спорта и акробатики. Органичный сплав музыки, сценария, сценографии, хореографии ставит балет «Фрески» в один ряд с лучшими образцами мировой хореографии.

В последний раз балет «Фрески» прошел на сцене ГАТОБ в 2008 году. Летом 2022-го балет вернулся на сцену театра, в новом сценическом решении от Вячеслава Окунева, но в классической хореографии Заурбека Райбаева.