Перед закрытием сезона ГАТОБ автору ИА «NewTimes.kz» Асе Нуриевой чудом удалось побывать на премьере легендарной балетной постановки «Фрески», задуманной и с блеском воплощенной выдающимся балетмейстером и хореографом, артистом советского и казахстанского балета, педагогом, народным артистом Казахской ССР Заурбеком Райбаевым.
В этом спектакле все соединилось в единый и могучий сплав. Это и завораживающая музыкальная симфония Тимура Мынбаева, и потрясающее оформление сцены Е.М. Сидоркина, и «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова с ее легендам и сказаниями о сильных людях, легшая в основу либретто к балету.
Нынешний 2022-й год казахского балета проходит под эгидой юбилейной даты – 90-летия со дня Рождения Заурбека Молдагалиевича Райбаева. В этой связи я встретились с ученицей маэстро, руководителем балетного коллектива главного театра страны, народной артисткой РК, кавалером ордена «Курмет» Гульжан Туткибаевой.
Мы поговорили о том, каким был ее учитель и выдающийся мастер искусства хореографии З.М.Райбаев, о времени сотрудничества с ним, и о ее своем собственном пути в балетном искусстве и том, как шла работа по восстановлению легендарного спектакля «Фрески».
— Гульжан Усамбековна, каким вам запомнился Заурбек Молдагалиевич Райбаев как хореограф и как человек?
— В 1982 году я пришла в театр после окончания московского академического хореографического училища.
В тот период Заур Галиевич был главным балетмейстером театра. Мы привыкли называть его Заур Галиевич. Так к нему обращались и артисты балета, и соратники, и ученики. С первых же дней он заметил меня и оценил профессиональную подготовку, природные данные и, сразу же поручил мне готовить ведущие партии. Через несколько месяцев я исполнила роль Невесты в его балете «Фрески».
Он настаивал, чтобы я подготовила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». Это эталонная партия, и эта роль является одним из наивысших достижений в балетном искусстве. Я упиралась и говорила, что это достаточно серьезная партия, убеждала, что еще не готова к этой ответственной роли. Но мне все-таки пришлось готовить эту партию, выход которой я откладывала. Под натиском Заура Галиевича, в конце апреля в первом сезоне моей работы в театре я вышла на сцену в партии Одетты-Одиллии. После этого дебюта Заур Галиевич начал поручать мне ведущие партии балетного репертуара.
Как исполнительница, я участвовала во многих его новых спектаклях, именно в хореографии. Это конечно «Раймонда» на музыку А.Глазунова, премьера которой состоялась в 1985 году. Это балет «Фрески», в котором я танцевала партию Невесты, а в балете «Спартак», где я исполнила партию Эгины, в подготовке которого он принял непосредственное участие. Он внес какие-то определенные краски и нюансы, которые именно присущи были мне. Так иногда бывает, что сам постановщик хочет поработать с каким-то исполнителем и далее его ввести в спектакль. В этом смысле мне повезло. Такое бывает не всегда!
Хочется вспомнить деятельность Заура Галиевича в тяжелые 90-е годы, когда не выделялись деньги на постановки, но он все равно творил, ставил, выдумывал. Например, такие его одноактные балеты, как «Игра в карты» Стравинского, где я исполняла одну из главных партий. Это были и «Озорные частушки».
Отдельно я хочу выделить спектакль Заурбека Галиевича «Мужчина и Женщина» на музыку А.Оннегера. Это философский балет о взаимоотношении мужчины и женщины, где он раскрыл сущностные образы мужчины и женщины и их взаимоотношения через пластику балета. Конечно, это абсолютно противоположные образы, но, в то же время, это те две половинки, которые по божественной природе не могут существовать отдельно друг от друга. Это была потрясающая работа! Я думаю, тогда зритель не был еще готов к абсолютно современной пластике модерна, но даже я тогда почувствовала именно эту мощную энергетику и уловила смысл – широкий, общечеловеческий. Там был очень интересный монолог мужчины, когда он сходит с ума, такие психологизмы. Этот спектакль был очень современным.
Заур Галиевич считал, что я классическая балерина. Поэтому я не во всех его постановках танцевала. Я любила танцевать яркие, интересные и образные партии, где есть интересная драматургия. Например, в «Бахчисарайском фонтане» я хотела станцевать Зарему. А он хотел, чтобы я станцевала партию Марии. На что я сказала, что это абсолютно две разные, но равнозначные партии. И он, в итоге, согласился. То есть, он слышал и чувствовал своих артистов. Партия Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан» стала впоследствии одной из моих любимых партий.
В 2000 году меня пригласили стать заведующей кафедрой «режиссуры хореографии» в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. В этой должности я проработала 20 лет.
— Каким был для вас учитель Райбаев?
— Мне повезло, потому что я работала вместе с Заур Галиевичем, как с балетмейстером. И все его творчество, с момента моего прихода в театр, оно прошло у меня на глазах. Я видела, как он работал, как он ставил, понимаете?
Конечно, теорию можно объяснить и рассказать, но научить балетмейстерскому искусству, не каждому дано.
Например, я себя считала классической балериной. Однажды он мне поручил поставить казахские танцы. А в Москве казахские танцы мы не проходили. А я человек честный и никогда не боюсь сказать, что я чего то не знаю, и что я в чем-то не уверена...
Я ему так и говорила:
– Заур Галиевич, мне кажется, это не мое, может быть не надо?
А он мне так уверенно и четко отвечал: – Балетмейстер должен уметь все!
Все, так все! Шеф сказал. Деваться некуда! И я пошла ставить танцы в опере «Аблай хан», который впоследствии получил государственную премию. И с тех пор, если это необходимо нашему театру я ставила и ставлю казахские танцы тоже.
А он исподволь, какими-то незаметными уловками-мазками давал свои знания. Возможно, не каждый студент может это воспринять. А я это восприняла. Значит, у нас с ним случился такой тандем «Учителя и Ученика».
Раньше я воспринимала характерную фразу Заур Галиевича: «Надо озадачиться!», как дежурную. А сейчас я по-другому ее воспринимаю. «Озадачиться» – это означает, что надо поставить себе задачу, и ее выполнять, постепенно идти к достижению этой цели.
То есть, раскрыли глубокий смысл это фразы? – Да!
А если говорить о балете «Фрески», то Заур Галиевич является прародителем неоказахской хореографии. Сейчас в мире существуют такие тенденции, что все стараются перевести на научное понимание тех или иных процессов. Раньше этого не было. С этой точки зрения в этом спектакле есть синтез национальной колористики и современной хореографии и с его уникальным пониманием метроритма музыки.
– Согласны ли вы со словами артиста балета Дюсенбека Накипова о том, что, «в те годы, когда он был главным балетмейстером, я думаю, это было лучшее время для нашего национального балета, время его расцвета».
– Так оно и есть. Сам тот факт, что когда Райбаев ставил «Спартака», сюда приезжал сам автор музыкального произведения Арам Ильич Хачатурян, говорит о многом. И он положительно воспринял постановку Райбаева, и ее утвердил. Во время Советского Союза были свои звезды. К нам приезжали и Марис Лиепа, и Габриэла Комлева, и гастролировал Большой Театр. Конечно, это был расцвет! Но я думаю, в каждом историческом периоде есть свои знаменательные, положительные и отрицательные моменты. В 90-х конечно был упадок.
И именно в 90-е годы я объездила многие города, тогда еще Советского Союза. Участвовала в концерте «Звезды Советского Союза» в Санкт-Петербурге. Меня приглашали в качестве участницы на международные фестивали в Баку, в Ташкент, в Екатеринбург. Поэтому, как балерина, я не могу сказать, что это был упадок, а наоборот!
В 1996 году у нас была премьера балета «Спящая красавица», где я выступала в главной партии. Это для меня тоже был определенный этап и рост, где я преодолела свои рамки образов, чем удивила своих старших коллег.
– Как Вы относитесь к словам Дюсенбека Накипова о том, что советский период казахстанского балета – это была золотая эпоха развития казахстанского балета?
– В целом, я согласна с Дюсенбком Тыныштыкпаевичем, потому что я сама в то время танцевала. Это было очень интересно, плодотворно и радостно!
Но, в то же время, я отношусь к этому вопросу по-философски. Вы знаете, ведь те, кто работал в то время, они хотят помнить свое время, тем более это говорят артисты, солисты балета,
А я думаю, что очень важно, что говорят зрители, любители балета. И нам очень приятно слышать, когда к нам приезжают из других городов и говорят: «У вас оказывается балет на таком высоком уровне!»
– Какую он мне хореографию показал, такую я и танцевала. Он показал очень насыщенную хореографию, практически на каждую нотку. То, что у нас сохранилось. Мы будем максимально восстанавливать, чтобы получилась такая целостная картина. Мы ведь восстанавливали «Спартак» и приходили в театр и те исполнители, которые танцевали премьеру. Это Мальбеков Эдуард Джабашевич и Рудакова Людмила Георгиевна. Они были очень довольны! Они сказали: Да, это спектакль Райбаева! Конечно, мы очень волнуемся, как пройдут «Фрески». Мы будем очень сильно стараться!
– Скажите, а сохранится ли то оформление сцены¸ которое сделал Евгений Матвеевич Сидоркин?
– Время идет вперед. Задача, которую мы себе поставили, внести в него ощущение современности, чтобы он не смотрелся архаично, чтобы от него не не пахло нафталином. Было принято решение худсоветом, а предложение было внесено мной, как художественным руководителем, – оставить уникальные декорации Сидоркина и костюмы Исмаиловой, сохранить основу, но пошить их заново, на основе новых, современных материалов.
Я понимала, что это нужно обращаться к грамотному, талантливому и креативному художнику. Им стал Окунев Вячеслав Александрович. Он откликнулся на приглашение театра. Я ему объяснила задачу. В сценографии появится некая новая деталь, которая станет ключевой в сценографии. И я очень надеюсь, что она осовременит этот спектакль, но не испортит.
Это народный художник России, лауреат многих государственных премий и фестивалей. Он сотрудничает с нами давно! Поставил нам очень много оперных и балетных спектаклей. Из балетных спектаклей он сделал «Спартак» с обновленным оформлением, но декорации и костюмы сделаны в полном соответствии с либретто спектакля. Он ставил «Коппелию», «Баядерку», «Спящую красавицу». Об оперных постановках, я уже и не говорю – это и «Турандот» и последняя «Аида».
– Я вам хочу сказать, что в 2007 году по моей инициативе был приглашен Юрий Николаевич Григорович, который ставил «Легенду о любви», а в 2010-м «Ромео и Джульетту» и обе эти постановки произвели огромный фурор у нашей публики. В 2011-2012 году театром (ГАТОБ) был приглашен метр современной хореографии Борис Эйфман с постановками спектаклей «Красная Жизель» и «Анна Каренина». В 2014-2015-м была приглашена легендарная балерина, народная артистка России, а ныне прославленный балетмейстер – Габриэла Комлева. В 2019 году нами были приглашены австралийский балетмейстер Дэвид Джонатон и бразильский балетмейстер Рикардо Амаранте.
А вот совсем недавно был пригашен педагогом, заслуженный артист России, два месяца с нами проработал, премьер большого театра, педагог и балетмейстер большого театра, ассистент Юрия Григоровича, Юрий Валентинович Васюченко.
– То есть, жизнь продолжается?!
– Нет, она не просто продолжается, а бурлит и развивается в новых предлагаемых обстоятельствах.
А в 2019-м балетная труппа нашего театра гастролировала во Франции с тремя одноактными балетами – очень успешно. Мы участвовали в программе мероприятий во время заседания Европарламента в Страсбурге, где наш спектакль посетили многие члены Европарламента, которые дали нам высокую оценку. Мы выступали со спектаклями «Шопенианна» и «Шехеразада» в Лондонском Колизее.
– Новый театральный сезон тоже начнется с балета «Фрески»?
– Мы постараемся в начале первой половины театрального сезона показать балет «Фрески».
В основу сюжета положена поэма Олжаса Сулейменова «Глиняная книга» в поэтическом изложении, повествующая о далеких исторических событиях, дошедших до нашего времени в виде легенд и сказаний. В либретто, написанном самим балетмейстером, представлены история, жизнь, быт древних скифов, населявших территорию Казахстана в IV-VI веках. Сюжет сценического действия представляют девять оживших фресок, выдержанных в манере скифского тератологического стиля. Каждая фреска имеет свое название и поэтический эпиграф, создающий эмоциональный настрой и выражающий самую суть воплощаемых событий. Прием картинного решения послужил воплощением мозаичного типа драматургии, где целое складывается из частного.
В последний раз балет «Фрески» прошел на сцене ГАТОБ в 2008 году. Летом 2022-го балет вернулся на сцену театра, в новом сценическом решении от Вячеслава Окунева, но в классической хореографии Заурбека Райбаева.