История — это наука, которая не терпит сослагательного наклонения. Но у нас всегда есть мысли или сожаления о том, как все могло бы быть. Будь у вас машина времени, в какое время отправились бы и чем занялись? Биться с джунгарами? Наблюдать за падением метеорита, который уничтожит всех динозавров? Воевать с Гитлером? А может, больше интересует не прошлое, а будущее? С этими вопросами автор ИА «NewTimes.kz» Ася Нуриева обратилась к историкам, искусствоведам, филологам, художникам и журналистам. И вот что получилось...
Игорь Иванов, политолог, старший преподаватель Казахстанско-Немецкого университета:
В столице Австро-Венгрии накануне первой мировой войны жили представители разных социальных слоев, земель и народов. Если мы фантазируем на тему путешествий во времени, то мне было бы интересно пообщаться с ними на тему их мироощущений. Я бы не стал вмешиваться в ход исторических событий, но позволил бы себе небольшой опрос. Задал бы вопросы о том, каким им видится ближайшее будущее, насколько справедливо устройство их страны, какие идеи/идеологии им близки. Я бы просто гулял по городу, знакомился с разными людьми.
Зачем? Я много читал об ушедших эпохах, и меня всегда интересовали причинно-следственные связи развития кризисных событий. Империи нельзя вернуть, но можно учиться на их ошибках. Почему Вена? Потому что мир начала XX века был европоцентричен, а империя Габсбургов была, по сути, географическим и во многом культурным центром. В составе империи были разные земли и народы.
Почему 1913-й? Потому что это канун краха прежнего, привычного для обывателя мира. Это время, когда о войне уже говорят, но надеются все-таки на лучшее. Там можно было встретить и чешского рабочего, приехавшего на заработки, и марксиста, бежавшего из России, а также писателей, поэтов, музыкантов из разных уголков Европы. Такое путешествие в прошлое было бы очень познавательно и интересно».
Нурлан Амрекулов, философ, культуролог, геополитик, историк:
Это будет гибридное государство, наполовину корпорация, основанная на такой структуре, где экономические, политические интересы людей соединены в одно целое. А члены этой модели общества станут хозяевами своей акционерной компании, которая владеет всей землей, где они проживают. Люди сами будут поддерживать социальное равенство и нести ответственность и за экологическую безопасность, и за экономический баланс. То есть каждый будет совладельцем ресурсов в своей стране. Половина доли будет принадлежать государству, потому что она не сводится к отдельной территории, району или области.
На мой взгляд, эта модель перспективна. За ней будущее. Потому что она представляет собой, с одной стороны, национальные государства, а с другой — аналог ТНК. А это такая базовая структура, которая поглотила 3/4 мировой экономики и рулит всеми процессами, открыв свои филиалы во всех странах мира. Поэтому будет существовать ее аналог, но без тех недостатков, которые выражены уничтожением местной культуры и экологии.
Поскольку хозяевами земли в этой «тенгрианской модели» становятся сами жители нашей страны, они будут бережно сохранять и свою культуру, и экологию. Они будут бурно двигать свою экономику, потому что тысяча лучших умов народных избранников, объединенных в единый коллективный разум, руководствуясь принципом «Один за всех и все за одного!», вытеснит частные современные структуры, основанные на капиталистической конкуренции людей между собой. Исчезнет целая армия чиновников, воров-паразитов. Исчезнут десятки контролирующих и надзорных органов.
И мне бы хотелось увидеть, как эта модель осуществится, какие коррективы будут внесены и как сказка станет былью!»
Тамара Волкова, историк, кандидат исторических наук, профессор КНУ:
Владимир Назанский, историк искусств, куратор выставок музея Эрарта, Санкт-Петербург:
Если упомянуть самые частые, многократно повторяющиеся темы — это спасение древних Афин, спасение Римской империи от варваров, спасение Византийской империи, оборона Константинополя от турок, успешная оборона Руси от татаро-монгольского нашествия, защита американских индейцев от испанцев, поддержка восстания индейцев во главе с Тупак Амару II в Перу в 1780-м.
1913 — общение с поэтами и художниками Серебряного века;
1915-1920 — предотвращение геноцида армян;
1917 — предотвращение Октябрьской революции;
1920, 1921—– спасение Гумилева от расстрела и Александра Блока — от голода;
1921-1922 — остановка греко-турецкой войны, предотвращение геноцида понтийских и малоазийских греков;
1931 — предотвращение голодомора на Украине, в Поволжье, Казахстане, на Кубани;
1941 — предотвращение окружений и разгромов Красной армии в 1941-м и блокады Ленинграда, послевоенные годы — спасение из колымских лагерей Варлама Шаламова и Лидии Гинзбург;
1974 — предотвращение изгнания Солженицына, предоставление ему архивов для адекватного написания «Архипелага ГУЛАГА»;
1978 — спасение отца от инфаркта;
1979 — предотвращение войны в Афганистане, начало реформ по китайскому образцу;
1980 — медицинское спасение Высоцкого;
1986 — предотвращение Чернобыля и событий в Алма-Ате;
1991 — предотвращение путча и распада страны, административная реформа страны — вместо 15 республик разной величины примерно 30-40 земель (штатов).
А в личном плане я хотел бы заново пережить многие части своей жизни. Я бы снова стал вегетарианцем, например. Получилось как-то безлично и слишком исторично, но такова природа моих фантазий. Почти про любую страну, кроме Африки, у меня придумана альтернативная фантазийная версия развития».
Венера Уразбекова, певица:
Илья Фальковский, писатель, художник, культуролог, Москва:
Если бы у меня была машина времени, я не преминул бы слетать и в далекое будущее. Хотелось бы увидеть идеальное общество, в котором не будет властителей, бюрократов, полиции, армии, денег. А все живые существа будут пребывать в гармонии и мире. Хочется думать, что мы существуем не зря и когда-нибудь, пусть и через тысячи лет, придем к идеалу».
Ирина Кондракова, астролог:
«Меня очень давно приучили не сожалеть о прошлых поступках: сначала думаешь, а потом делаешь. Нет ни одного события, которое я хотела бы изменить. Если поставить меня назад в ту ситуацию, то я бы повторила же действия. Так что это не моя тема. А вот в последнее время мне приходится заниматься родословными, дальнему родственнику помогаю, и тема заинтересовала. У меня довольно большая смесь народов. Славяне — русские, западные украинцы, мордва-ерзя (финно-угорская группа). При этом крымские татары (уже мусульмане выходят), а еще европейцы — немцы или норвежцы, но, скорее, можно назвать викингами. И это только то, что я знаю. А у моей дочери еще и итальянцы приплюсовываются.
Это все очень разное: разные характеры, образы жизни. И это кучка во мне где-то. Возможно, когда я гоняю, условно назовем, плохих людей, а оказываться в ситуации, когда приходилось давить своей волей на чужую агрессию, заставляя их изменить свои желания или планы, было достаточно много, в этот момент я похожу на какого-нибудь своего предка викинга или татарина, для которого оружие в руках было нормой и не в характере которых было склоняться в поклоне и подчиняться.
Вот посмотреть на всех них мне было бы интересно.
Я бы попробовала поискать своих предков, прабабушек и прапрадедушек и всех прочих вглубь, интересно было бы взглянуть на них хоть ненадолго, какими были и чем занимались, тут и разговор не нужен, просто взгляд со стороны и осознание того, что где-то все они во мне обитают».
Алексей Копелиович, доктор философии, магистр теологии, художник:
— А как же братья-философы?
— К черту философов и философию — сплошное словоблудие и паразитирующие на ней...»
Кайрат Жанабаев, тюрколог, писатель, поэт, переводчик:
Люди живут социальными законами и социальными интересами, отсюда момент потребительства, поэтому, хотят они этого или нет, будет борьба, хотят не хотят — будет злоба. Люди находятся в заблуждении. И дело не в религии, которая не может спасти человечество и, вообще, не в этих глупостях. А дело в том, что нужно дать приоритет не человеку, а природе, приматам. А значит, нужно изменить психологию человека в сторону природы, пока не исчезли все животные и вся природа на планете. То есть человеку нужно изменить психологию в сторону его сближения с природой, научиться жить с ней в гармонии. Я не говорю, что нужно уничтожать людей — это глупости! Надо такие условия создавать, чтобы жить в природной среде — аккуратно, красиво, с минимумом потребления, как жили первобытные люди, но с большим умом. Если бы человечества не было, то природа быстро смогла бы восстановиться.
Более 300 тыс видов нет уже на земле, а человечество все не видит, оно летит как ракета… Необходимо остановиться, оглянуться и отдать природе приоритет. Я бы этот момент изменил. И надо не просто сажать деревья, как говорит Назарбаев, зеленое общество «Кок жайляу», глупости всякие… Надо красиво все перестроить. Надо сажать плодовые деревья в каждом дворе, чтобы у каждого человека был доступ к фруктам, овощам, как в раю. Это должно быть естественно, и это не должно быть добыванием как в первобытном обществе, а чтобы любая бабушка, мама на основе этих законов могла сварить компоты, варенья — все, что угодно. Человек должен перестать стремиться к такой ерунде и такой чуши, как потребление! Он должен начать стремиться к природному, космическому закону, жить по законам древних и спать как древние тюрки. Нужно массовое изменение общественного сознания во всем мире, чтобы уподобить себя этой красоте и законам природы. И тогда люди сами поймут, сколько иметь детей. И никаких войн, территорий, государств не будет, все будет прекрасно и хорошо, и они выработают один совместный язык в совместном сообществе, и все будет так, как начиналось».
Бекжан Идрисов, журналист, водитель в Нью-Йорке: