Как отучить ребенка от телефона? Минимум в день с таким вопросом приходят на прием к казахстанскому психологу Анастасии Стеблянко озадаченные родители. Их беспокойство растет вместе с количеством часов, кода ребенок бесцельно «залипает» на видео из TikTok или посвящает все свободное время «стрелялкам» в Сети. Последствия у бесконтрольного погружения в виртуальный мир разные, но самые частые — агрессия, неумение сосредоточиться на чем-либо и общаться со сверстниками. О том, как помочь ребенку справиться с реальной зависимостью от гаджетов и сделать это по возможности безболезненно, — в материале ИА «NewTimes.kz».
Прежде чем обвинять ребенка в том, что он все время «сидит в телефоне», взрослым следует самим подумать, как занять детей без гаджетов. Не все современные дети умеют играть в уличные, настольные игры, кроме тех, чьи родители этому научили. Ребенку важно не запрещать, а как бы это парадоксально не звучало, а разрешить использовать телефон наравне с другими хобби, считает психолог.
«Да, гаджеты — это часть нашей жизни. Но они не должны занимать все время. Взрослым необходимо самим помогать формировать увлечения у ребенка, сам он не придумает, что хочет на кружок бисероплетения или теннис, потому что дети могут просто не знать о них. Родителям важно показать детям все возможности современного мира, помочь выбрать ему предпочтение, то, что по-настоящему бы увлекло его. Можно ходить на занятия по актерскому мастерству, различные психологические курсы, на прикладные мастер-классы, и тогда ребенок сам будет понимать, что, кроме гаджета, у него есть другие интересы. Он будет следовать им и в дальнейшем еще более увлекаться этим», — говорит Анастасия Стеблянко.
«К примеру, в маленьком возрасте ребенок очень зависит от внимания родителей и требует его, а у мамы нет времени. Она готовит еду, работает. Или другая ситуация: пришли в кафе, проще дать ребенку телефон, чтобы он на время отвлекся на яркие и красочные мультфильмы. Так продолжается довольно долго, но уже превращается в проблему в школе, когда ребенок, привыкший занимать все свое свободное время с помощью телефона, испытывает трудности в обучении», — отметила Анастасия Стеблянко.
Как действовать, если ребенок уже очень зависим от гаджетов и отказ дать ему телефон сопровождается истерикой, криками и пугающей агрессией? Совет психолога: постепенно, но не сразу снижайте время препровождения ребенка в компании гаджетов. К слову, этот процесс может затянуться на несколько месяцев, вплоть до полугода, но удачные примеры избавления от вредной привычки есть.
«Я бы рекомендовала установить правило — пользоваться гаджетом ребенку не больше двух часов в день, к примеру. Конечно, если он сидел до этого со смартфоном по восемь часов в день, а завтра вы ему урезали это время до двух часов, у него будет ломка, как у зависимого человека. Если в этом месте мы не хотим «сломать» ребенка, а помочь ему освоить другой досуг, нужно постепенно сокращать время нахождения в Сети и показывать, что есть другие увлечения. На час, который освободился вследствие корректировки графика, можно записать на кружок или предложить ряд развлечений. После двух недель можно сократить время пользования телефоном еще на час. Это длительный процесс, который может растянуться от трех месяцев до полугода, с обращением к психологам. Следует запастись терпением, выдержкой и, прежде всего, понимать, для чего все это делается. Конечная цель — чтобы не гаджет воспитывал ребенка. Это непростой процесс, но вполне себе возможный. Есть родители, которые прошли этот путь с поддержкой психолога, и дети преодолели зависимость», — рассказала Анастасия Стеблянко.
«Если родители забирают телефон, ребенок может раздражаться, плакать, бросаться предметами, игрушками, устраивать истерики. Выходить из этих состояний очень трудно. Именно агрессия находится «в топе» часто встречающихся проблемных последствий чрезмерного увлечения гаджетами. Другая сложность, с которой могут встретиться родители, — дефицит внимания, когда ребенку трудно сосредоточиться на чем-то, он совершает хаотичные действия, при этом у него сохраняется высокий уровень напряжения. Раньше на эти состояния влияли соматические причины, допустим, повышенная гиперактивность. Сегодня мы наблюдаем интересное явление, когда дефицит внимания появляется тогда, когда в целом, в точки зрения медицины, ребенок здоров, но он не умеет концентрировать внимание. То есть с начала жизни внимание не тренировалось как процесс, не «качалось» как мышца. До школы это бывает не так заметно или с этим можно как-то справляться, а после уже ощущается: ребенок часто отвлекается, он может встать на уроке, ему трудно слушать учителя. Это приобретенный дефицит внимания, который может сопровождаться гиперактивностью, а может, и нет», — отмечает психолог.
Другая проблема, возникающая из-за «жизни в телефоне», — неумение построить простой диалог со сверстниками.
«Такая проблема обостряется в подростковом возрасте, когда потребность в общении возрастает. В итоге ребенок не умеет выстраивать социальный контакт, знакомиться, поддерживать дружбу. На самом деле трудностей, связанных с чрезмерным использованием гаджетов, много. С этими вопросами родители приходят ко мне почти каждый день. Но и средства для борьбы тоже есть. Главное, проявлять терпение и видеть конечную цель — социализация ребенка, сделать его детство счастливым, открытым миру», — добавила Анастасия Стеблянко.
Читайте также: Уроки из Tik Tok: Помощь школьникам или шаг к гаджетомании?