«Не все знания есть в Сети» – обладатель звания «Лучший учитель Казахстана»

Илья Поляков – учитель информатики с 17-летним стажем. В 2019 году он стал победителем конкурса «Лучший учитель Казахстана». Ученики Ильи Полякова – призеры республиканских конкурсов и олимпиад. О том, как новые технологии меняют жизнь и что интересно современным школьникам, педагог и заместитель директора школы имени Султанмахмута Торайгырова Павлодара рассказал в интервью автору ИА «NewTimes.kz» Боте Ерлан.

Фото из личного архива Ильи Полякова

- Илья Олегович, есть ли в вашей семье учителя?

- У нас целая педагогическая династия: бабушка – учитель русского языка и литературы. Она посвятила своей профессии около 40 лет жизни. А мой дедушка преподавал еще в приходской школе. И моя судьба сложилась так, что я стал учителем.
Хотя в школе я мечтал стать энергетиком, пойти по стопам отца. Очень любил физику, занимался IT, тогда эта сфера только начала развиваться. Я готовился к поступлению в университет по специальности, связанной с энергетикой, сдал экзамены. Но возникли обстоятельства, из-за которых я не смог поехать на учебу в другой город. В итоге выбрал специальность «Основы права и экономики», и ничуть об этом не жалею. Я получил хорошие знания и полезные навыки, по сей день с большой теплотой вспоминаю наших преподавателей.

После окончания вуза устроился на работу в школу. Затем получил еще одно образование, окончив университет по специальности «Информационные технологии». Также прошел обучение в магистратуре по специальности «Информатика в научно-педагогическом направлении». Сейчас я не представляю себя ни в одной другой профессии. Очень люблю свой предмет, делиться знаниями с ребятами.

- Проявляют ли современные дети интерес к информатике? Что изменилось в содержании и преподавании этого предмета?

- В школе, куда я устроился сразу после университета, было только несколько компьютеров. В учебном заведении, где я сейчас работаю, их около 400. Со временем растет уровень технического оснащения, меняются подходы к обучению, учебники, и в целом направления, по которым развивается IT- сфера. 

Что касается информатики как науки, она остается прежней, потому что это фундаментальная дисциплина, а принципы работы компьютерной техники были заложены уже давно. Хотелось бы, чтобы наши учебные программы разрабатывали именно с учетом этого важного момента. И я за сохранение фундаментальной информатики и акцент на изучение законов, правил и принципов нашей дисциплины. 

Сейчас в школах активно развивается робототехника. Да, необходимо заниматься и этим направлением. На мой взгляд, это должно идти параллельно с детальным изучением информатики и точных наук.  

А вот по поводу интереса к предмету, при желании и возможности можно каждый урок превратить в любознательный проект, способный увлечь каждого ученика в классе. Тогда детям точно будет не до скуки. Здесь многое зависит от учителя. 

- Есть ли у вас свой, авторский подход в обучении детей?

 - На своих уроках я больше использую так называемый метод проектов. Мне нравится, когда каждая тема при изучении предмета находит свое применение в жизни. Урок я начинаю с того, что говорю: «Ребята, у нас условно есть такая-то проблема». Затем пытаюсь ее решить, при этом активно включая ребят в учебный процесс. Важно, чтобы дети не просто знали правила, но и понимали решение задачи, учились анализировать, размышлять. Такие знания помогут им в повседневной жизни, а не останутся скучной теорией, которую нужно вызубрить.

- Сегодня дети погружены в гаджеты и виртуальные развлечения. Как можно привить им понимание ценности реальной жизни – живого общения, разговоров с близкими людьми?

 - Я люблю говорить учащимся о том, что базовые принципы, существующие в мире, не меняются. Всегда будет очень важными взаимоотношения людей друг с другом, доброта, уважение к старшим. Это те вещи, которые не должны меняться ни с приходом цифровизации, ни каких-либо других тенденций. 

Цифровизация дает нам возможность решать определенные проблемы с помощью IT-инструментов. Но никакие технологии не заменят диалога между людьми, понимания, ценности общения. Мы должны помнить о главных  человеческих принципах, которые нельзя нарушать нигде. 

 - Какие советы вы бы дали родителям, чтобы их дети меньше времени проводили в гаджетах?

- Все хорошо, но в меру. Мы ведь знаем, что ребенок, погружаясь в виртуальную реальность, просто заполняет пустоту, которая его окружает. Понятно, что мир стал динамичным, порой мы меньше уделяем время детям, часто задерживаемся на работе, трудимся по 10 часов в день, нам часто некогда. Иногда взрослым удобно, что ребенок берет телефон и меньше доставляет им хлопот.

Когда он занят гаджетом, нам не нужно с ним разговаривать или играть. Поэтому многие дети начинают жить в этом виртуальном мире. Совет родителям - больше уделять времени своему ребенку, но не запрещать виртуальный мир, а ограничивать его время препровождения в онлайн-пространстве. Ребенок сам поймет - если родители уделяют ему время и занимаются им, то оставшееся свободное время он может посвятить какой-то игре.  

 - Казахстанские школьники активно осваивают робототехнику. На мировых первенствах они выдают одну сенсацию за другой, завоевывая призовые места. Какие полезные навыки может привить информатика ребятам, которые уже увлекаются или только хотели бы открыть для себя мир робототехники?

- Современный выпускник школы должен обладать не только фундаментальными знаниями, но и навыками, которые позволят ему развиваться и стать хорошим специалистом. Я всегда говорю детям: «Так как вы живете в век цифровизации, важны навыки решать некоторые проблемы, используя IT-инструменты».
Моя задача как учителя - показать им возможности IT-технологий и цифровизации. Мы уделяем большое внимание робототехнике, изучению летательных аппаратов, 3D-моделированию, 3D-печати. Это нужно, чтобы учащийся понимал - какую-то проблему можно решить при помощи технологий, о которых он когда-то узнал на уроках информатики.

- Вы – лауреат областных и республиканских конкурсов. Расскажите о них. Помогает ли участие в таких проектах развитию творчества у учителей?

- Хвастать чем-то я не люблю. Есть папка, в которой я храню награды. Сейчас их около ста. Из самых значимых – «Лучший учитель года города Павлодара», «Учитель Павлодарской области», «Лучший учитель Республики Казахстан» в 2019 году, медаль министра просвещения РК…

В прошлом году в преддверии Дня республики президент страны вручил мне медаль «Ерен еңбегі үшін». Мы с детьми много раз принимали участие в олимпиадах по программированию. Самые дорогие для меня победы - это награды моих учеников. Они намного важнее, чем личные достижения или участие в конкурсах. Тебя переполняет радость, когда ученик отличился на конкурсе, на олимпиаде. 

Что касается творчества в конкурсах для учителей. Два года назад к 8 марта в Павлодаре организовали необычное мероприятие – конкурс чтецов среди педагогов. В нем приняли участие 50 учителей. Я прочел стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери». К моему удивлению, мне присудили первое место. В жизни учителя должно быть место творчеству.

 - Меняют ли новые технологии кардинально процесс преподавания и его качество? Не переоценена ли их роль в современном образовательном процессе?

- Безусловно, использовать современные технологии необходимо. Искусственный интеллект входит в нашу жизнь и развивается семимильными шагами. Мы видим достижения в этой области. Искусственный интеллект очень широко применяется и в образовании. В своей педагогической деятельности я также пытаюсь применить этот инструмент. Есть большое количество инструментов для дистанционного обучения, которые мы можем использовать для работы. 

Несмотря на это, нужно помнить, что в учебно-образовательном процессе учитель играет самую важную роль. Высокие технологии - это всего лишь инструменты в руках педагога. Поэтому сколько бы разговоров не велось о замене учителя IT-технологиями или техническими средствами - такое невозможно и этого не будет. 

Процесс обучения, это, прежде всего – творчество учителя, его способность увлечь детей своим предметом, атмосфера, которую он создает в классе. Часто слышу от учителей, что если бы им дали интерактивную панель, они бы добились невероятных успехов…На самом деле это не так. Успехов можно достичь, и стоя у доски с мелом в руках. Все зависит от нас, учителей, а не от вещей, что нас окружают.

- Как повышают свой профессионализм учителя информатики, учитывая стремительное развитие цифровизации?

- В новой учебной программе был введен такой раздел, как изучение языка структурированных запросов - SQL при работе с базами данных. Не так давно я проводил семинар для учителей. Мы сейчас живем в мире, где нас окружает огромное количество информации. Ее нужно правильно хранить и обрабатывать. Появляются новые специалисты, которые занимаются хранением больших массивов информации, их обработкой и анализом. Такая наука называется Big data или Data Science. Она популярна во всем мире, и также в нашей стране. Владеющих знаниями в области Data Science - требование времени. Таких специалистов ценят, их не хватает. 

Мы должны профориентировать и научить учащихся основам SQL для работы с базами данных, обучить их базовым навыкам, чтобы впоследствии кадровый резерв нашей страны пополнился успешными специалистами.

- О профессиональной составляющей работы учителя мы поговорили. А как быть с психологическими аспектами? Что на Ваш взгляд, может помочь учителю избежать профессионального выгорания и не потерять интерес к своему предмету?

- Необходимо  стремиться к чему-то. Всегда хотеть стать лучше, получить больше знаний. Когда я изучаю тот или иной язык программирования, узнаю новое о технологиях в IT-сфере, то понимаю, что очень мало знаю. Появляется желание и дальше постигать тонкости своей профессии. Да, это трудно, требует много времени, но это мой цель и я к ней стремлюсь. Поэтому мне некогда думать о профессиональном выгорании!

- Благодарим Вас за интервью!